IceQ
Рейвенкло, 4 курс
Доклад к уроку Травоведение

Зверобой


Как без муки не испечешь хлеба,
Так без зверобоя не вылечишь человека.
Народная поговорка

Зверобой - одно из наиболее известных дикорастущих лекарственных растений. Это невысокое травянистое растение с желто-оранжевыми цветками. Зацветает оно в конце июня и цветет целое лето. Зверобой продырявленный (называемый также обыкновенным, или пронзеннолистным) - многолетнее травянистое растение 30-80 см в высоту. Он растет в сухих, хорошо освещенных местах - разреженных сосновых и смешанных лесах, на лесных полянах и опушках, на вырубках, на лугах, около дорог, по окраинам полей, на заброшенных пашнях, в дубовых лесах, в березовых колках, в луговых степях. Зверобой пятнистый растет в лесной зоне почти по всей Европе и в Западной Сибири.

Зверобой продырявленный (зверобой обыкновенный, перфорированный, Ивановская трава, Иванова кровь, кровавник, семибратная кровь, хворобой.). Латинское название рода Hypericum означает растущий среди вереска, что связано с местообитанием первых найденных видов этого рода. Существует несколько мнений насчет происхождения названия растения. Одни считают, что название произошло от слов hyper (над) и eicon (отражение). Согласно мнению других авторов, название происходит от глагола upereidofal (смотреть вдаль, показывать себя), указывая на наличие прозрачных пятнышек на листьях растения. Еще одно мнение - название происходит от hypo (под) и erikn или ereikn (вереск), т.е. растение, растущее под вереском. Наконец, некоторые ботаники считают, что название происходит от hyper (над) и eikon (образ в смысле привидения), имея ввиду веру людей в таинственные свойства растения изгонять духов, или потому, что растение произрастает на старых памятниках.
А как возникло русское название - зверобой? Давно было замечено, что от зверобоя могут заболеть домашние животные, причем болеют только животные бело-пятнистые или белые. Чаще всего страдают овцы и лошади. Оказалось, что содержащийся в траве зверобоя пигмент гиперицин делает особо чувствительными к солнечному свету непигментированные участки кожи. Но есть и другое мнение - название происходит от казахского слова "джебрай", что значит целитель ран.
Названия зверобоя в славянских языках и говорах чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Время начала цветения, приблизительно совпадающее с днем Иоанна Крестителя, отражено в целой группе названий: святоивановская трава, святоянское-зелье, укр. iванок, свєнтоянське зiлля, бел. сьвентаянскае зельля, сьвятаянкi, св. Ивана зельле, србх. ивановка, ивањчица, иванова трава, трава св. Ивана, пол. stojanskie ziele, swietojanskie ziele, swietego Jana korzenie, старочешск. svateho Jana korenie, Sv. Jana bylina. Другая группа названий (Иванова кровь, кровавник, крововик, семибратная кровь, укр. крiвця, кравник, божа крiвца, Хрiстова кровца, кров Ис. Христа, кров св. Ивана, молодецка кровь, бел. заячча-кроў, сямёнова кроў, крываўнiк, крывавец, красная травiца, чешск. krevnicek, krvavnik, луж. konjaca krej) обусловлена внешним видом растения: листья некоторых видов усеяны красноватыми пятнышками, а настой имеет красный цвет, как и сок растертых лепестков. Укр. прозирник, чеш. prostrelenec, сербхорв. прострелник, прострељено зеље отражают еще одну особенность внешнего вида растения - листья его покрыты мелкими прозрачными вместилищами, которые выглядят как отверстия (эта же особенность отражена и в номенклатурном названии одного из видов - зверобой продырявленный, или пронзеннолистный).
Очевидно, сюда же следует отнести и само название зверобой, которое, возможно, является результатом народного этимологизации укр. дыробой или бел. дзиробой, при пол. dziurawiec, а также плакун, укр. Матери Божией слезы. Прозрачные пятнышки на листьях зверобоя, которые выглядят как отверстия, вполне могли вызвать представление об упавших на листья слезах, что и отразилось в названии. Яркий оранжево-желтый цвет лепестков, очевидно, дал укр. пожарница, хорв. rusoglavec, чеш. rusohlavec. Одна из легенд объясняет относящиеся к зверобою народные названия, так или иначе связанные с кровью. Пока палач нес голову Иоанна-пророка во дворец Ирода, на землю упало несколько капель его крови. На том месте, куда капала кровь, выросла трава, впитавшая ее - это и был зверобой.
О происхождении зверобоя существует и другая легенда - он вырос под крестом, на котором распяли Христа, и получил целебную силу от его крови. В сербской народной традиции эта особенность окраски растения объясняется иначе: это кровь св. Богородицы, которая во время менструации капала на листья этого растения, потому ей и дали имя: богородичина трава, (а также богородица, богородичица, госпино цвеће, госпина трава, госпино зеље). В окрестностях Ниша бытовал иной этиологический рассказ о появлении пятен на листьях зверобоя, впрочем, также связанный с именем Богородицы: замесив хлеб, она вымыла руки, и от капель, которые упали на это растение, листья и получили свои пятна. Возможно, этот рассказ объясняет и сербское название зверобоя пљускавица (от пљускати - 'плескать, брызгать'. В Чехии существование прозрачных вместилищ на листьях растения объясняли тем, что дьявол, сильно разозлившись, истыкал все его листья иглой и выпустил полезный сок.

В старину зверобой считался волшебным растением. В сельской местности, набивая детям матрацы, к соломе обязательно добавляли богородскую траву, чтобы ребенку снились сладкие сны, и зверобой, чтобы запах этого растения ограждал ребенка от испуга во сне. А взрослые парни и девушки гадали на стеблях зверобоя. Скрутят его в руках и смотрят, какой сок появился: если красный, значит, любит, если бесцветный - не любит. Старики считали, что зверобой отгоняет злых духов, болезни и предохраняет человека от нападения диких зверей. В средневековой Англии и в Германии пучки трав зверобоя вешали на окнах и дверях, прятали под порогом, чтобы нечистая сила не проникла в дом. В Нормандии предохранительным средством от порчи коров считался зверобой, собранный в ночь накануне Ивана Купалы. В Германии люди плели кушаки из зверобоя, потом сжигали в огне, зажженном в честь святого Иоанна, тем самым предохраняли себя от нечистой силы на целый год. Считали также, что если человек носит на себе траву зверобоя или положит стебли его в обувь, то ни черти, ни колдуны не имеют над ним власти. В XVII в. зверобой входил в число 12 магических растений Розенкрейцеров.
Одно время его называли "Fuga Daemonum", потому что он отгоняет злых духов и не позволяет привидениям входить и поселяться в доме. Его использовали в любовной ворожбе, как средство против женского бесплодия и происков ведьм, а также для защиты дома и его обитателей от пожара и молнии. Красные пятнышки на его листьях символизировали кровь Иоанна Крестителя; считалось, что они появляются каждый год 27 августа, в день Усекновения главы святого. Хотя, как и все желтые цветы, зверобой всегда обладает магическими свойствами, наиболее сильны они именно в Иванов день. Собирать его надо натощак ранним утром, пока не высохла роса. Если это проделает молодая девушка, она может быть уверена, что в этом году выйдет замуж, а если при этом положит его на ночь под подушку, то увидит во сне своего суженого. Если бездетная женщина выйдет обнаженной в сад и сорвет цветок зверобоя, она родит еще до следующего Иванова дня. Аналогично этому любой человек, которого одолевают злые духи, может на Ивана собрать зверобой и так освободиться от своих неприятностей. Поскольку магия всегда работает в обе стороны, ведьмы использовали зверобой в своих заклинаниях, но обычно его считали скорее опасным для них, чем полезным.
Старинный стишок гласит:
Клевер, вербена, укроп, зверобой Власть пересилят ведьмы любой.
И из названной четверки золотистая Иванова трава считалась самой могущественной.
В некоторых регионах считалось смертельно опасным наступить на растущий зверобой. Если это сделать, из-под земли вырастет волшебный конь и унесет тебя. Тебе придется всю ночь бешено скакать повсюду, а наутро конь исчезнет, и ты окажешься неизвестно где в неизвестно каких обстоятельствах, может быть, во многих милях от дома. Еще другое предание гласит, что собирать зверобой в подходящее для этого время нелегко, потому что он передвигается с места на место и ускользает от собирателя. Во многих районах Великобритании зверобой по-прежнему считают счастливой травой, хотя по мере того, как терял свое значение некогда великий праздник Иванов день, исчезала и традиционная значимость этого растения. Хотя он оставался в народной оценке первейшей из трав, в ворожбе и гаданиях в день летнего солнцестояния - собственно Иванов день - использовали не только его. На попечении святого Иоанна Предтечи состояло много растений, в том числе фенхель, папоротник-орляк, мужской папоротник, заячья капуста, плющ, подорожник, маргаритка, вербена, полевая ромашка, полынь и тысячелистник. Стоу в своем "Обзоре Лондона" рассказывает, что в канун Иванова дня дома в этом городе украшали лилиями, березой, фенхелем, заячьей капустой и, конечно же, Ивановой травой. Все эти растения обладали того или иного рода магической силой, которая удваивалась в этот сезон. Кроме того, считалось, что цветы, собранные в этот день, стоят дольше, а семена всходят лучше.
Зверобой играл важную роль в девичьих гаданиях на Иванов день: стебли зверобоя чешские девушки скручивали и смотрели - красный сок - любит, зеленый или бесцветный - не любит. Сербские девушки, гадая о замужестве, в этот день до рассвета бросали венок из зверобоя на крышу дома: задержится - не выйдет замуж в этом году, упадет сразу или перелетит - выйдет. Продолжая тему любовной магии, следует сказать, что ивановские цветы использовались и в качестве приворота. В Белоруссии как главное приворотное зелье выступают цветы зверобоя под названием святоянских цветов.
Зверобой повсеместно считался оберегом. Согласно русскому народному поверью, он "помогает от порчи и вражьей силы" (Нижегородская, Костромская губернии). В Боснии считалось, что он хранит от чар и колдовства, а также от злых духов, поэтому сушеные плоды зверобоя клали в амулеты. В Чехии зверобой издавна считался чрезвычайно сильной волшебной травой, которая главным образом обладала силой прогонять злых духов, а также насланные ими болезни. Сушеный зверобой добавляли в детские соломенные тюфяки, чтобы его запах предохранял ребенка от испуга во сне. Считалось, что чародеи убегают, когда он "звонит". Польские женщины через шесть недель после рождения ребенка расстилали зверобой по комнате, где лежал ребенок, и носили его при себе, чтобы выгнать богинок. В окрестностях Кракова считалось, что злые духи не любят этого растения и избегают его. Мать, стараясь оградить своего новорожденного ребенка от подмены богинками, должна была иметь зверобой при себе, а также положить его за пеленки ребенку и развесить веточки над дверями и в окнах. Схожее суеверие существовало у жителей Татр, где зверобой носили с собой как оберег против черта. Фольклорный образ этого растения достаточно отчетливо прослеживается в белорусском фразеологизме дать святоянского зелья: "Ежели какой-либо парень влюбится в девушку и, побеждая все препятствия, старается жениться на ней, то обыкновенно говорят - видно она дала ему святоянского зелья, понимая под ним не все вообще цветы и травы, которые также называются святоянскими, а именно который-нибудь из этих двух ".

О лечебных свойствах зверобоя писали в своих сочинениях еще знаменитые натуралисты древности Гиппократ, Плиний и Диоскорид. В средние века зверобоем повсеместно лечили многочисленные болезни, применяли его внутрь и наружно, винный настой зверобоя пили как предохранительное средство от холеры. В те далекие времена и на Руси, и в Европе зверобой считался волшебным растением, ему приписывали свойство прогонять нечистую силу, защищать от ведьм и привидений. А причина этого, наверное, в том, что при растирании его цветков выделяется яркий пурпурный сок, напоминающий кровь.
У народов разных стран существовало поверье, что зверобой обладает особой волшебной и целебной силой, если он собран в ночь накануне праздника Ивана Купалы (24 июня по старому стилю). Между прочим, это поверье имеет вполне научное объяснение. В конце июня - начале июля начинается массовое цветение зверобоя, в это время в надземной части растения содержится максимум действующих веществ. В народной медицине его применяли против упадка духа, галлюцинаций и нервных расстройств, а также как болеутоляющее. На Руси зверобой называли "зельем святого Ивана". В Англии и в Америке его называют травой святого Джона. Помимо использования в описанных выше гаданиях на Иванов день, зверобой нередко входил в травяные сборы (хотя поверье об усилении целебных свойств именно в этот день относится не только к зверобою, но и ко всем остальным травам). Так, чехи собирали зверобой наряду с другими травами и оставляли на два дня под столом, считая, что они чудом приобретут целебную силу. Вплетали его и в венки, которые надевали на голову, когда зажигали огни святого Иоанна. В окрестностях Яблонца вечером накануне Иванова дня устилали зверобоем кровать, надеясь, что ночью святой придет и положит голову на приготовленное ложе. Если видели след его головы на травах, говорили, что они сделались целебными. Существует легенда о том, что зверобой, который расцветает в полдень Иванова дня в Зааленштейнском замке (в Верхних Франках), вырванный с корнем, помогает добывать укрытые сокровища.
Зверобой особенно широко применяется в народной медицине. Об этом говорят уже такие его названия, как здоровая-трава (для Hypericum perforatum), уразница (для Hypericum quadrangulum), хворобой (для различных видов). Растение употребляли "внутрь для укрепления желудка и от боли в животе, в виде настоя в воде или водке, также от грудной боли, удушья, кашля и снаружи от ломоты, ушиба". У украинцев все виды считаются лекарственными. Зверобой называют "травою вiд 99 хвороб". Его применяли (в смеси с другими растениями) при лечении камней в печени, желудочно-кишечных расстройств, ряда женских заболеваний, болезней легких, воспалительных процессов, нарывов, сыпей, ревматизма и др. В Боснии отвар зверобоя считался лекарством от застарелого кашля. Применялся он и как кровоостанавливающее средство. Кроме того, зверобой прикладывали к ранам, полагая, что он залечивает их и успокаивает боль. В сербской традиции его применяли от кашля и астмы, нарушений менструального цикла, при трудных родах, от боли живота; его также прикладывали к порезам и применяли от бешенства. Если женщина не могла забеременеть из-за колдовства, то священник должен был благословить эту траву, затем ее варили и несколько дней пили по утрам натощак; кроме того, женщина должна была носить ее с собой. В Чехии зверобой, собранный на св. Ивана, примешивали в корм слабым животным. При раскопках древнеславянского городища Бискутин, существовавшего 2500 лет назад, были найдены 20 трав, среди которых и зверобой. В Государственном архиве древних российских актов хранится грамота, выданная воеводе Ромодановскому, в которой предписывалось ему присылать в Москву в царскую аптеку траву зверобой "по пуду всякий год". На Руси с ним связано поверие, что трава хранит от чар и искушений. Зверобой широко применялся в народной медицине многих стран в качестве противовоспалительного средства, в особенности при лечении заболеваний бронхов и урогенитального тракта, геморроя, а также как наружное средство, способствующее быстрому заживлению различных повреждений кожи.


Оценка: 10
Комментарий преподавателя:
то же самое. 10 мало..

Дата внесения изменений на сайт: 02.03.20161