Elian Thorny
Рейвенкло, 5 курс
Доклад к уроку Травоведение

Доклад. Омела.


Elian Thorny, Рейвенкло, 5 курс.

Слово-ключ к кроссворду - омела, и, соотвественно, доклад о ней же.

Омела
Viscum album L.
viscum в переводе с латинского означает птичий клей (в Древнем Риме клейкую мякоть плодов омелы использовали для ловли птиц); album - "белое" (из-за окраски плодов).

Омела - вечнозеленый кустарник полушаровидной или почти шаровидной формы в диаметре до 120 см; полупаразит, паразитирует на лиственных и хвойных деревьях; встречается в Прибалтике, Белоруссии, на Украине и Кавказе. Стебель и ветви зеленые, цветки мелкие, невзрачные, желтовато-зеленые, располагаются в разветвлениях верхних ветвей. Плоды преедставляют собой шаровидные, белые, ложные ягоды, диаметром около 1 см., в клейкой мякоти которой находится одно семя. Птицы разносят семена, которые, оказавшись на тонких ветвях, прорастают; корешок проникает через тонкую кору в древесину, и через него омела получает необходимые ей органические вещества. Цветет омела в марте-апреле, а плоды созревают в сентябре-октябре.

Омела - одно из наиболее важных растений в европейской магической культуре.
Предания гласят, что она родилась от удара молнии в ветвь дуба (а некоторые верили, что семена омелы падают с небес на стрелах молний) и, таким образом, обладает особыми духовными качествами, а сок ее ягод - пища для тела и духа.
Омела символизирует сущность жизни, божественную субстанцию, панацею, бессмертие и возрождение во время зимнего солнцестояния.
Будучи ни деревом, ни кустом, омела олицетворяет все, что является "ни тем, ни другим". Она символизирует свободу от ограничений, но человек, находясь под омелой и становясь свободным от ограничений, не имеет защиты и вступает в мир хаоса.
У кельтов омела была священным растением (поскольку она росла на почитаемых кельтами дубах и потому, что не только ее цветы, но и ее листья растут попарно на конце каждого прутика), являлась Золотой Ветвью друидов и олицетворяла женский принцип, противопоставленный мужскому в образе дуба.
В Рождество существовал обычай выкапывать омелу и целовать ее корни.

Упоминания об омеле можно встретить и в мифологии:
В "Энеиде" Вергилия, герой Эней срывает "золотой сук" омелы у врат подземного мира, который обеспечивает ему безопасность, когда он путешествует там.
Легенда о поцелуе под омелой ведет свое происхождение от скандинавского мифа о боге Бальдре, сыне Одина и фрейи. Мать любила Бальдра столь сильно, что заставила все растения поклясться защищать его, но забыла взять клятву с омелы, и Локи, бог зла, убил Бальдра дротиком из омелы. Бальдра воскресили, и омела пообещала, что никогда не причинит вреда их любимцу, если ее защитят от прикосновений земли. Боги передали омелу под покровительство Фрейи, богини любви - отсюда и обычай целоваться под омелой.
В Швеции омела считается священным растением Тора, богагромовержца.
В фольклоре Озарков омелу обычно называют ведьминым помелом, и, как говорят, ведьмы размахивают ею, произнося свои заклинания.
С омелой связано множество и других примет и поверий:
Если в Двенадцатую Ночь не сжечь омелу,все пары, которые поцеловались под ней на Рождество, поссорятся до конца года.
Нет омелы - нет удачи. (Уэльские фермеры считали, что если омела обильно разрастается на Рождество, то летом следующего года будет хороший урожай хлеба).
В шотландских графствах Элгин и Мори вплоть до XIX в. считалось, что ветки омелы, срезанные в мартовское полнолуние и свитые в кольца, исцеляют горячку и прочие болезни.
По о уэльскому суеверию, до XVI в. полагали, что под корнями орешника или ясеня, на котором растет омела, живет змея с рубином в голове, со временем змея сменилась на просто клад.
Но омела лишается своей волшебной силы, если ее срезать железным или стальным орудием. Когда друиды отправлялись собирать свое священное растение, они срезали ее побеги с дубов серебряным ножом. Этой омелой они украшали свои алтари. В наше время в рождественские дни это растение переплетают с ягодами остролиста.
Однако омела - единственное вечнозеленое растение, которым не разрешалось украшать церковь (очевидно, из-за ее связи с друидами).

Для лекарственных целей ее собирают поздней осенью или зимой, когда после листопада она становится хорошо заметной. Кусты растения срезают, отбрасывают толстые стебли, удаляют плоды, а тонкие побеги рубят на куски длиной не более 20 см, насыпают в мешки или корзины и высушивают. Для использования в магии омелу нужно искать в дни летнего или зимнего солнцестояния.
В народной медицине омелу обычно называют "средством от всех болезнен ": на протяжении веков это растение применяли в снадобьях, порошках и в чае, для лечения эпилепсии, гипертонии и паралича. Омелу использовали в качестве защиты от ядов. Ветки омелы развешивали в домах, в амбарах и конюшнях как амулет против колдовства, от пожаров, болезней и невезения. Считалось, что веточка омелы над дверью защищает дом от ведьм.


Оценка: 10
Комментарий преподавателя: