OVID
Слайзерин, 1 курс
Доклад к уроку Травоведение

ОМЕЛА


ОМЕЛА

Омела (Viscum) насчитывает более 100 видов, прорастающих главным образом в тропиках и субтропиках Африки, в тропической Азии, Северной Австралии, умеренном поясе Евразии. В Евразии распространена Омела белая (Viscum album). Название проис-ходит от латинского viscum - птичий клей, так как древние римляне применяли клейкую мякоть плодов для ловли птиц. Плодом её является белая ягода, диаметром около 1 см, в клейкой мякоти которой находится одно семя. В древности считали, что омела размножа-ется сама и зарождается из ничего. Бытовало мнение, что семена её прилетают с неба на молниях. Существует предание, что омела родилась от удара молнии в ветвь дуба. На са-мом деле семена её переносятся птицами весьма прозаическим образом – с помётом или когда они очищают о ветви деревьев прилипшие к перьям семена. Семена быстро прорас-тают, пуская корни через кору в древесину. Омела растет как полупаразитирующее расте-ние на лиственных (ива, клен, груша, тополь, яблоня, реже липа, береза, боярышник, граб, дуб, грецкий орех), ещё реже на хвойных (пихта, сосна, лиственница) деревьях.
Цветет омела в марте-апреле. Плоды созревают в сентябре-октябре.
Через корни омела выкачивает из дерева питательные вещества. Есть мнение, что от дерева-хозяина омела берет только воду и минеральные вещества, а органические ве-щества создает сама путём фотосинтеза. Содержание активных веществ зависит от вида дерева хозяина. Самая активная омела, растущая на иве.
Омелу используют как лекарство. Обычно для этого служат молодые веточки и ли-стья, которые собирают поздней осенью или зимой. Лучше во время зимнего солнцестоя-ния. Когда листья с деревьев опадают, омела становится особенно хорошо заметна. Тол-стые стебли и ягоды удаляют, а тонкие побеги рубят на куски длиной около 20 см. Часто для сборов используют сучкорезы, срубают ветки топорами или обламывают вручную. Однако есть поверье, что омела лишается своей волшебной силы, если ее срезать желез-ным или стальным орудием. Поэтому друиды Британии и Ирландии, срезая ветки, исполь-зовали золотой серп, (правда, золотым серпом обладали только Верховные друиды, по-этому срезание самой священной омелы – растущей на дубе, никогда не происходило без участия Верховного друида), друиды других мест пользовались и серебряными ножами.
Затем ветки и листья сушат и используют обычно в виде отваров или настоев. Обычно на 1 л кипятка 35-40 веток с листьями, настоять 2 часа, процедить.
Омела недаром символизирует сущность жизни, исцеление, панацею, бессмертие – её применяют для излечения многих заболеваний. Она оказывает противовоспалительное, вяжущее, кровоостанавливающее, мочегонное, слабительное действие, понижает артери-альное давление, усиливает деятельность сердца, расширяет сосуды. Поэтому может быть использована при воспалительных заболеваниях почек, матки, желудка и толстой кишки, заболеваниях поджелудочной железы, туберкулезе лёгких, бронхиальной астме, варикоз-ном расширении вен, геморрое, кровотечениях, сахарном диабете, опухолях, гипертонии, головокружении, упадке сил. Местно применяют при воспалении лимфатических узлов, при мышечных болях (ушибах, переломах). При истерии хорошо принять ванну из настоя омелы.
Ягоды тоже не обделены вниманием медицины. Если их высушить и растереть в порошок, а потом растворить в крепком вине, они очень полезны при эпилепсии.
А свежий сок омелы ценен при отравлении ядовитыми растениями, помогает про-тив судорог, при фурункулёзе, ревматизме, подагре, а также для усиления потенции.
То есть, как можно понять из перечисленного, омела применяется практически для исцеления всего организма человека. Но необходимо помнить, что при длительном и час-том употреблении омелы можно и отравиться. То есть всё хорошо в меру.
Но символика омелы не ограничивается только сферой медицины. Она не является ни деревом, ни кустом, и олицетворяет все, что является "ни тем, ни другим", то есть по сути символизирует свободу от ограничений. Человек, находясь под омелой, обретает свободу, но нельзя забывать, что свобода всегда граничит с хаосом. И избавляясь от огра-ничений, человек одновременно избавляется от защиты.
Ещё, если обратиться к друидическим представлениям, омела олицетворяла для них женское начало, в противоположность дубу – символизирующему мужское. Может быть, с этим связано наделение её особыми силами в области плодородия. По поверьям она способствовала деторождению для всех – и мужчин, и женщин, и животных, и людей.
Немалую роль играла омела и в защите от злых сил и в привлечении удачи. Ветки омелы развешивали в домах, в амбарах и конюшнях как амулет от колдовства, пожаров, болезней и невезения. Также считалось, что веточка омелы над дверью защищает дом от ведьм. Правда, в некоторых культурах существуют сказания, говорящие о том, что ведьмы используют омелу, размахивая ею при произнесении заклинаний. Оттуда и ещё одно на-звание омелы – ведьмина метла (или ведьмино помело).
Фермеры Уэльса связывали рост омелы с будущим урожаем: если омела обильно разрослась на Рождество, летом будет хороший урожай хлеба.
Также в Уэльсе бытовало предание, которое утверждало, что под орешником или ясенем, на котором растет омела, можно найти клад. Правда, до XVI в. предание добавля-ло, что под корнями такого дерева живет змея с рубином в голове, поэтому желающих по-пробовать найти такой клад находилось немного. Но со временем змея забылась, а клад остался.
Существует множество легенд, связанных с омелой. Вот некоторые из них.
Скандинавская легенда рассказывает о боге Бальдре, сыне Одина и Фригг. Мать так сильно его любила, что заставила все опасные предметы поклясться, что они не при-чинят ему вреда. В результате у богов появилось замечательное развлечение – они кидали в Бальдра всевозможные предметы, но те неизменно облетали, не касаясь его. Только с омелы Фригг забыла взять клятву. Поэтому хитрый бог Локи, завидующий Бальдру, убил его дротиком, сделанным из омелы. С тех пор Бальдр обитает в мире мёртвых. А омела пообещала, что больше не причинит ему вреда, но взамен попросила богов защитить её от прикосновений земли. Потому и не касается омела земли, растет на деревьях. А покрови-телем омелы стала Фрейя – богиня любви (отсюда традиция целоваться под омелой).
Почему омела является для друидов священным растением? На этот счет сущест-вует другая легенда под названием Кад Годдо (Битва деревьев).
Приблизительно в 400-ом году до н.э. состоялась легендарная Битва деревьев, вследствие чего были объединены две армии: символом одной был дуб, а другой омела. После этого появился новый орден жрецов, их звали друидами (что означает человек ду-ба). Самым священным деревом для них был дуб, но еще священней была омела, вырос-шая на дубе, так как считалось, что омела берет магическую силу из дуба и добавляет свою исцеляющую силу.
Омелу в те времена называли «всеисцеляющая». Она растение-паразит, которая приобретает магические свойства того дерева, на котором выросла. Омела являлась луч-шим магическим и лечебным растением, известным в те времена.

рис. 1.



рис. 2.



Оценка: 9
Комментарий преподавателя:
неплохо