Томасина
Гриффиндор, 1 курс
Доклад к уроку Травоведение

Омела


Омела - вечнозеленый кустарник полушаровидной или почти шаровидной формы в диаметре до 120 см. Омела паразитирует на многих лиственных и хвойных деревьях. Такие растения называются полупаразитами. После листопада зеленые "шарики" омелы хорошо заметны на деревьях. Стебель и ветви омелы зеленые, разветвленные, заканчиваются двумя продолговатыми листьями с тупой верхушкой. Растение двудомное. Цветки у омелы однополые, мелкие, невзрачные, желтовато-зеленые, располагающиеся в разветвлениях верхних ветвей. Плод омелы - шаровидная, белая, ложная ягода, диаметром около 1 см, в клейкой мякоти которой находится одно семя. Семена разносят птицы. Они счищают о ветви деревьев прилипшие семена или оставляют их с пометом. Оказавшись на тонких ветвях семена прорастают, корешок проникает через тонкую кору в древесину. Разветвляясь в ней и в коре, он превращается в корни-присоски, поставляющие омеле органические вещества от растения-хозяина. Паразитирует омела на различных деревьях: тополях, грушах, яблонях, ивах, липах, березах, боярышниках, грабах, дубах, грецком орехе и белой акации. Появившись на одном дереве может быстро переноситься на другие.
Цветет омела в марте-апреле. Плоды созревают в сентябре-октябре.
Родовое название происходит от латинского viscum, что в переводе означает «птичий клей». Связано это с тем, что древние римляне применяли клейкую мякоть плодов омелы для ловли птиц. Видовое определение в переводе с латинского означает "белое" из-за окраски плодов.
Обычно омелу срезают во время летнего или зимнего солнцестояния. Сушат на чердаках, под навесами, в сараях с хорошей вентиляцией или в сушилках при температуре 40-50 градусов.
Готовое сырье - Cormus et folium Visci albi состоит из смеси листьев и молодых побегов длиной до 20 см, повторно-вильчатоветвистых, голых, на концах с супротивно расположенными листьями. Листья продолговато-ланцетовидные, продолговатые или эллиптические, на верхушке притупленные, к основанию суженные, цельнокрайние с дугообразными жилками. Они толстые, кожистые, длиной 3-8 см, шириной 1-2,5 см.
Омела содержит аморфное вещество витотоксин, состоящее из большого числа аминокислот и сахаров, альфа- и бета-вискол, висцерин, олеаноловую и урсоловую кислоты, холин и его производные, амины (тирамин, вискальбин, вискамин и другие), спирты (пинит, квебрахит и другие), флавоноиды (флавоядоринин А и В, гомофлавоядоринин В, рамназин-3-глюкозид, 4-гликозиды 7,3 - диметиллютеолина, кверцетин, рамнетин, изорамнетин и др.). Кроме этого, имеется небольшое количество жирного масла, витамина С, каротина, смолистых веществ.
Омела обладает многими оккультными силами - плодородия, исцеления, удачи, защиты против зла. Она считается одним из наиболее важных растений в европейской магической культуре. На протяжении веков омелу применяли в снадобьях, порошках и в чае, для лечения эпилепсии, гипертонии и паралича, для повышения способности к деторождению при бесплодии, а также как средство, усиливающее половое влечение. Омелу использовали в качестве защиты от ядов. Ветки омелы развешивали в домах, в амбарах и конюшнях как амулет против колдовства, от пожаров, болезней и невезения. Считалось, что веточка омелы над дверью защищает дом от ведьм.
Символизирует омела сущность жизни, божественную субстанцию, панацею, бессмертие. Будучи ни деревом, ни кустом, омела олицетворяет все, что является "ни тем, ни другим". Расширяя это понятие, она символизирует свободу от ограничений. Человек, находясь под омелой, становится свободным от ограничений, но не имеет защиты и вступает в мир хаоса. Кроме того, омела является Золотой Ветвью друидов и Энея и олицетворяет женский принцип, противопоставленный мужскому в образе дуба. Она символизирует новую жизнь и возрождение во время зимнего солнцестояния. Предания гласят, что омела родилась от удара молнии в ветвь дуба и, таким образом, облечена дополнительными духовными качествами. Сок ее ягод - пища для тела и духа.
Кельты, населявшие Британию и большую часть Европы в 8000-2000 годах до н.э., считали омелу священным растением, поскольку она росла на почитаемых кельтами дубах. Вызывало великое изумление, отчего омела может расти не касаясь земли, и людям казалось, что она волшебным образом размножается сама.
Друиды использовали омелу в обрядах, посвященных плодородию. В Рождество /зимнее солнцестояние/ существовал обычай выкапывать омелу и целовать ее корни. Это пережитки древних обрядов друидов, связанных с плодородием.
Омела также фигурирует и в мифологии. В "Энеиде" Вергилия, герой Эней срывает "золотой сук" омелы у врат подземного мира, который обеспечивает ему безопасность, когда он путешествует там. Балдеру, норвежское божество света и радости, убивает копьем из омелы, брошенным в него Годуром по наущению Локи, бога тьмы и зла.
В Швеции омела считается священным растением Тора, богагромовержца.
В фольклоре Озарков омелу обычно называют ведьминым помелом, и, как говорят, ведьмы размахивают ею, произнося свои заклинания.
В народной медицине омелу обычно называют "средством от всех болезнен".
Со времен Древней Греции омелу почитали за способность лечить нервные расстройства. Также ее применяют как седативное средство, понижающее кровяное давление, и при лечении опухолей. Порошок, приготовленный из ягод, по поверьям, помогает стать способным к деторождению любому мужчине, женщине или животному.
Еще в древности побеги омелы применяли при эпилепсии, истерии, головокружении. В народной медицине применяется как кровоостанавливающее, слабительное, рвотное, противоглистное средство.
В научной медицине омелу употребляют в основном как гипотензивное /понижающее кровяное давление/ средство, реже при атеросклерозе. Известны успешные опыты использования сока омелы для лечения некоторых опухолевых заболеваний.
Вытяжку из свежих листьев в Западной Европе употребляли против артрита. Из ягод раньше варили клей. Листья и молодые побеги имеют кормовое значение, так как в них много протеина и жира. На Кавказе ими откармливают овец, в Западной Европе - крупный рогатый скот.
Существует множество поверий, связанных с омелой.
«Если в Двенадцатую Ночь не сжечь омелу, все пары, которые поцеловались под ней на Рождество, поссорятся до конца года».
«Нет омелы - нет удачи». (Так говорили Уэльские фермеры. По их повериям, если омела обильно разрастается на Рождество, то летом следующего года будет хороший урожай хлеба).
В шотландских графствах Элгин и Мори вплоть до XIX в. считалось, что ветки омелы, срезанные в мартовское полнолуние и свитые в кольца, исцеляют горячку и прочие болезни.
Уэльское суеверие гласит, что подорешником или ясенем, на котором растет омела, можно найти клад. Однако до XVI в. о кладе никто и не заикался: в ту пору суеверие гласило, что под корнями такого дерева живет змея с рубином в голове. Очевидно, со временем змея была забыта, а сокровище осталось. Следует подчеркнуть, что все суеверия утверждали, будто омела лишается своей волшебной силы, если ее срезать железным или стальным орудием. Когда друиды отправлялись собирать свое священное растение, они срезали ее побеги с дубов серебряным ножом. Этой омелой они украшали свои алтари. В наше время в рождественские дни омелу переплетают с ягодами остролиста. Друиды считали омелу священной, потому что не только ее цветы, но и ее листья растут попарно на конце каждого прутика. Однако омела - единственное вечнозеленое растение, которым не разрешалось украшать церковь /очевидно, из-за ее связи с друидами/.Легенда о поцелуе под омелой ведет свое происхождение от скандинавского мифа о боге Бальдре, сыне Одина и Фрейи. Мать любила Бальдра столь сильно, что заставила все растения поклясться защищать его. К несчастью, она забыла взять клятву с омелы, и Локи, бог зла, убил Бальдра дротиком, сделанным из омелы. Боги воскресили Бальдра, и омела пообещала, что никогда не причинит вреда их любимцу, если они защитят ее от прикосновений земли. Боги передали омелу под покровительство Фрейи, богини любви - отсюда и обычай целоваться под омелой. А земли омела не касается и по сей день. Таким образом омела, убившая Бальдра, стала хранительницей его жизни - и это отразилось в шотландском поверье о том, что судьба рода Хэй из Эррола (Пертшир) была связана с омелой, которая росла на дубе в их имении, находившемся неподалеку от Ферт-оф-Тей. Эмблемой Хэев была омела. Считалось, что если дуб упадет, то падение Хэев неизбежно. И любой представитель этого рода непременно навлекал на себя беду, если ему случалось убить сокола (дуб стоял рядом с Соколиным Камнем) или срубить ветку старого дуба. Но считалось также, что ветка омелы, которую один из Хэев срежет в День Всех Святых, трижды обойдя вокруг дерева по ходу солнца, будет лучшим талисманом против колдовской порчи и сохранит своего владельца от гибели в бою. Это суеверие нашло свое отражение в стихах "Роберта-Рифмоплета", посвященных эррольскому дубу: "Омела в дубовых ветвях прижилась, А дуб полон соков и сил -Суровые ветры трав не сомнут, Пока их косарь не скосил. Но если корень у дуба сгниет И засохнут зеленые грозди -Травою очаг зарастет, разорят Вороны орлиные гнезда".

рис. 1.



Оценка: 10
Комментарий преподавателя:
Столько материала прислали.. может по вашим докладам пора урок сделать? -)