Axl
Гриффиндор, 5 курс
Доклад к уроку Травоведение

Зверобой


В древние времена зверобой считался волшебным растением. В сельской местности, когда детские матрацы набивали соломой к ней обязательно добавляли богородскую траву, для того, чтобы малышу снились сладкие сны. Так же в матрацы обязательно добавлялся зверобой, чтобы запах этого растения ограждал ребенка от испуга во сне. Взрослые гадали на стеблях зверобоя - они скрутят его в руках и смотрят, какого цвета сок появился: если красный, значит, любит, если нет цвета - значит не любит. Старики считали, что зверобой отгоняет злых духов, болезни и предохраняет человека от нападения диких зверей. В средние века в Англии и в Германии пучки зверобоя вешали на окнах и дверях, прятали под порогом, чтобы нечистая сила не проникла в дом.
В Нормандии защитным средством от порчи на коров считался зверобой, который был собран в ночь накануне Ивана Купалы. В Германии люди плели кушаки из зверобоя, потом сжигали в огне, зажженном в честь святого Иоанна, и тем самым предохраняли себя от нечистой силы на целый год. также считалось, что если человек носит на себе траву зверобоя или положит стебли его в обувь, то ни бесы, ни колдуны не имеют над ним власти. В XVII в. зверобой входил в число 12 Магических растений Розенкрейцеров, среди который были: Аринка, Борец синий (Аконит), Белокопытник,Валерьяна,
Вербена,Гелиотроп, Горечавка,Зверобой, Мандрагора, Роза,Сушеница альпийская, Фуксия.

Одно время Зверобой называли "Fuga Daemonum", потому что он отгоняет злых духов и не позволяет привидениям входить и поселяться в доме. Его также использовали в любовной ворожбе, как средство против женского бесплодия и происков ведьм. Для защиты дома и его обитателей от пожара и молнии Зверобой был незаменимым средством. Красные пятнышки на его листьях символизировали кровь Иоанна Крестителя. Считалось, что эти пятна появляются каждый год 27 августа, в день
Усекновения главы святого.
Как и все желтые цветы, зверобой обладает магическими свойствами, которые наиболее сильны именно в Иванов день. Собирать его надо натощак ранним утром, пока не высохла
роса. Если это проделает молодая девушка, она может быть уверена, что в этом году выйдет замуж, а если при этом положит его на ночь под подушку, то увидит во сне своего суженого. Если бездетная женщина выйдет обнаженной в сад и сорвет цветок зверобоя, она родит еще до следующего Иванова дня. Любой человек, если его одолевают злые духи,
может на Ивана собрать зверобой и тем самым освободиться от своих неприятностей. Как мы знаем магия всегда работает в обе стороны. Ведьмы использовали зверобой в своих заклинаниях, но обычно его считали скорее опасным для них, чем полезным.

Как гласит старинный стишок: Клевер, вербена, укроп, зверобой Власть пересилят ведьмы любой.
И из перечисленной четверки золотистая Иванова трава (одно из названий Зверобоя) считалась самой могущественной. В некоторых странах считалось смертельно опасным наступить на
растущий зверобой, но если это таки произошло, то из-под земли вырастет волшебный конь и унесет тебя. И придется тебе всю ночь скакать бешенной скачкой повсюду, а по утру конь исчезнет, и окажешься ты неизвестно где, и вполне вероятно во многих милях от дома. По другому преданию - собирать зверобой в подходящее для этого время нелегко, потому что он начинает передвигается с места на место и ускользает от собирателя. Во многих районах Великобритании зверобой
по-прежнему считается счастливой травой,хотя как стал терять свое значение праздник Иванов день вместе с ним и стала исчезать традиционная значимость этого растения, хотя Зверобой продолжал оставался в народной оценке первейшей из трав, в ворожбе и гаданиях в день летнего солнцестояния - собственно Иванов день - использовали не только его. На попечении святого Иоанна Предтечи состояло много растений, в том числе фенхель, папоротник-орляк, мужской папоротник, заячья капуста, плющ, подорожник, маргаритка, вербена, полевая ромашка, полынь и тысячелистник. Как рассказывает Стоу в своем "Обзоре Лондона", в канун Иванова дня дома
в этом городе украшали лилиями, березой, фенхелем, заячьей капустой и, конечно же, Ивановой травкой. Все эти растения обладали магической силой, которая именно в этот сезон
удваивала свои силы. Кроме того, считалось, что цветы, собранные в этот день, стоят дольше, а семена всходят лучше.

Зверобой играл особо важную роль в девичьих гаданиях на Иванов день: чешские девушки скручивали стебли зверобоя и смотрели на цвет сока, если красный сок - значит любит,
зеленый или бесцветный - не любит. В Сербии девушки, гадая о замужестве, в этот день до рассвета бросали венок из зверобоя на крышу дома:если венок задерживался на крыше
- не видать замужества в этом году, если падает сразу или перелетает - выйдет замуж. В продолжение темы любовной магии, следует сказать, что ивановские цветы использовались и в качестве приворота. В Белоруссии как главное приворотное зелье выступают цветы зверобоя под названием святоянских цветов. На силу зверобоя как приворота указывают и его чешские названия: laska, laskavec, laskavy koreni, milovnik, l'ubovnik, l'ubenicka.

Повсеместно зверобой считался оберегом. Согласно русскому народному поверью, он "помогает от порчи и вражьей силы" (Нижегородская, Костромская губернии). В Боснии считалось, что он охраняет от чар и колдовства, а также от злых духов, поэтому сушеные плоды зверобоя клали в амулеты. В Чехии зверобой считался очень сильной волшебной травой, главным свойством которой было прогонять злых духов, а также насланные ими болезни. Сушеный зверобой добавляли
в детские соломенные тюфяки, чтобы его запах оберегал ребенка от испуга во сне. Это магическое применение зверобоя отражено в его народном названии zdesenec (от zdesiti 'пугать'. Известны также чешские народные названия trezalka, zwonec, zvoncek (cerveny zvoncek), zvonecky, пол. zwoniec, zwonczek, dzwonki, dzwonki panny Maryi,хорв. zvoncac, болг. zvonika. В окрестностях Кракова считалось,
что злые духи не любят этого растения и избегают его. Мать, стараясь оградить своего новорожденного ребенка от подмены богинками, должна была всегда иметь зверобой при себе, а также положить его за пеленки ребенку и развесить веточки над дверями и в окнах. Схожее суеверие существовало у жителей Татр, где зверобой носили с собой как оберег против беса (черта). В фольклоре Белоруссии образ этого растения достаточно отчетливо прослеживается в фразеологизме дать святоянского зелья: "Ежели какой-либо парень влюбится в девушку и, побеждая все препятствия, старается жениться на
ней, то обыкновенно говорят - видно она дала ему святоянского зелья, понимая под ним не все вообще цветы и травы, которые также называются святоянскими, а именно который-нибудь из этих двух ". Зверобой, как растение "святое" и доброе, а это очевидно из легенд о его происхождении - не используется для наведения порчи, и только одно единственное связанное с ним магическое действие, не направленное на защиту от злых духов - это любовная магия. По своей семантике, по восприятию в народной культуре он стоит близко к таким благородным, "божественным" растениям, как базилик или барвинок".

рис. 1.



рис. 2.



Оценка: 10
Комментарий преподавателя:
Хороший доклад

Дата внесения изменений на сайт: 02.03.20161