Ulana Kleps
Хаффлпафф, 5 курс
Доклад к уроку Травоведение

Желтомордик


Происхождение названия
Русские названия: одуванчик обыкновенный, плешивец, пушица, пуховка, желтомордики, чертовы подойники, пухлянка, попава, солдатики, молочник, пушки, летушки.
Украинское: кульбаба (иногда, путая с другими растениями, называют его молочай, дикий молочай).
Сербское: маслачок.
Польское: Mniszek lekarski.
Немецкое: Lowenzahn.
Французское: Pisse-en-lit
Научное: одуванчик лекарственный —Taraxacum officinale Webb, ex Wigg. (Taraxacum vulgare Schrank).
В XV веке существовал «Травник Троцкого воеводы Станислава Гажовтова». В этой рукописи есть упоминания об одуванчике «Taraxacum Deus Leonis». Упоминаются и такие названия одуванчика: «растром порчином», «свиное рыло», «свиной пыск».
М. В. Рытое (1918 год) приводит такие названия одуванчика: «бабка, грядуница (Костр.), дойник, подойница (Влад., по сходству цветоложа с цедилкою подойника), львиный зуб (от фарм. Dens leonis и нем. Lowenzahn), киочки (Курск.), попова плешь (Тверск., Вят. от польского попья гловка), волове очи, волчий зуб, свиньи млеч (польск.)»
О названии одуванчика (Taraxacum) М. В. Рытов пишет, что происходит оно «от taraxis — названия врачами средних веков глазной болезни, которую они пользовали этим растением; от этого русское выражение «таращить глаза». Другие производят название от tarassein — успокаивать, что относится к болезням, утихаемым от слабительного средства».
Кстати, о происхождении название Taraxacum, которое, кроме указанного выше раннего источника, встречается и в работах Фукса и Геснера, ученых-ботаников XVI века, единого мнения нет до сих пор. Есть версия, оно произошло от арабского слова tarachacum — названия одного из видов цикория, есть и другая, что название происходит от греческого слова tarache —волнение.
В «Кратком руководстве по лекарственным растениям» (1944 год) у А П. Рогова можно найти такие названия одуванчика: «баранки, дуан, дунуть-плешка, подоянки, жидовки, зуб-ник, зубная трава, зубной корень, камчадалка, лапки, летучки, подорожник желтоцветный, полая трава, поп, попово гуменце, теремок, халим, хасимова трава, цевочник, цихорь дикий, шапочка».
В народных говорах одуванчик получил меткие и поэтические прозвища. Во многих местах Руси его называли подойничек, придорожь и полая трава. Со свойством цветка обрастать пушистой шапкой связаны русские названия пушник, ев¬рейская шапка. А вот откуда «плешевец»? Оказывается, от голого, ямчатого цветоложа: сдунешь летучки — и вдруг оно покажется, как плешь. Так и говорили: «одуй-плешь». Именно поэтому в средние века одуванчик называли Capuy monachi — «монашеская голова».
Еще одна группа названий обусловлена млечным соком, содержащимся во всех частях растения. Это о нем говорят:
С молоком, а не коровушка, летает, а не соловушка.
На Руси одуванчик величали и «эликсиром жизни».
Слово «одуванчик» московского происхождения, отглагольной основы одуть или обдуть. Оно и укоренилось как основное, хотя были известны и очень близкие формы: одуван, одуванчик, пустодуй, ветродуйка.
Лекарственную, или обыкновенную разновидность растения в некоторых местах называют иногда русский цикорий.
Чем же он хорош?
В народной медицине одуванчик применяется при гипертонии, водянке, малокровии, при восстановлении после инсульта, для улучшения обмена веществ, при недостатке витаминов, как отхаркивающее средство. Отмечается, что корень одуванчика полезен для очищения крови, при пищевой аллергии, фурункулезе, кожных заболеваниях и подагре, помогает предотвратить появление старческих пигментных пятен, стимулирует выделение молока у кормящих женщин, оказывает тонизирующее действие на весь организм. Корень одуванчика обладает слабительным действием, особенно рекомендуется он при геморрое, из-за кровоостанавливающего действия. Применяют одуванчик и в качестве успокоительного и снотворного средства.
Наружно применяют при экземах, заболеваниях глаз. Кроме того, корень одуванчика в виде сухого порошка рекомендуют в качестве средства, выводящего из организма вредные вещества. На этом основании его применяют при атеросклерозе для удаления холестерина из организма (5 г порошка корня в течение дня перед едой).
Для заварки травяных чаев — как профилактических, так и лечебных — применяются все части растения.
Во Франции одуванчик используется при заболеваниях печени. Вообще корень одуванчика издавна известен как питание, укрепляющее и оздоравливающее печень. Когда печень работает в оптимальном режиме, она выполняет функцию выведения токсинов из организма, участвует в углеводном, белковом, липидном обменах, биосинтезе ферментов, обмене витаминов. При отклонении в работе печени — а сегодня этим страдает в той или иной степени практически каждый человек — возрастает нагрузка на железы внутренней секреции, мышцы, суставы и весь организм в целом, вызывая в нем застойные явления.
В Болгарии и Германии одуванчик применяют при малокровии и гиповитаминозах, в Китае — в качестве жаропонижающего, возбуждающего аппетит, при воспалении лимфатических узлов, кожных заболеваниях. В Чехии одуванчик используют в качестве желчегонного, мочегонно¬го и кровоостанавливающего средства.
Препараты из одуванчика улучшают пищеварение, при нарушении его секреторной функции, регулируют процессы обмена веществ, в частности, при недостаточной функции половых желез, обладают потогонным действием. Настойка из одуванчиков повышает иммунитет организма.

Листья одуванчика являются хорошим противоцинготным средством. В народной медицине листья и корни одуванчика широко применяются при катарах желудка.
Обладает одуванчик и противоглистным действием, благотворно влияет на почки, поджелудочную железу и селезенку.
Молодые листья используют в виде салатов (предварительно вымочив их) при малокровии, нарушении обменных процессов. Млечным соком одуванчика, который содержится во всех частях растения, сводят веснушки, мозоли и бородавки.
В народной медицине сок из листьев используют при желтухе и болезнях мочевого пузыря.
В фармацевтической практике корни одуванчика используют для приготовления пилюльной массы. Корень одуванчика входит также в состав желудочного, мочегонного и диабетического сборов чая. Он хорошо помогает при нарушениях обмена желчи в печени, особенно при холецистите и в начальных стадиях цирроза. Как источник железа корень одуванчика используется в качестве ценного кроветворного средства и очистителя кро¬веносной системы для улучшения состава крови.
В качестве лекарственного и витаминного средства используют цветы одуванчика, однако специалисты чрезмерное увлечение этим счита¬ют неоправданным.
В медицине употребляются и цветочные бутоны, которые можно мариновать.
Растение обладает спазмолитическим действием. Имеются литературные данные о том, что прием внутрь настоя листьев снимает интоксикацию, вызванную укусами змей. Благодаря наличию биологически активных веществ, пищевая кашица из одуванчика быстрее проходит кишечник, и это способствует снижению бродильных процессов при колитах.
Масляную настойку корней одуванчика используют как средство при лечении ожогов.
Иногда для лечения экзем готовят мазь из порошка корней одуванчика и меда в соотношении 1:2.
В некоторых странах листья заквашивают, как капусту, маринуют весенние листья.
В народной медицине сок свежих корней одуванчика включают в состав мазей от угрей.
Корни уничтожают жар вообще и, в частности, желудка, их употребляют при туберкулезе легких, зобе, базедовой болезни.
Одуванчик не противопоказан при беременности и кормлении. Более того, отвар одуванчика иногда используется при угрозе выкидыша.
Интересно, что на Востоке это одно из основных растений для профилактики болезней старения, профилактики и лечения злокачественных опухолей. Одуванчик стимулирует деятельность сердечно-сосудистой системы, назначается при артритах. Обладает ранозаживляющим, обезболивающим, противовоспалительным действием, устраняет ощущение усталости. Полезен при заболевании щитовидной железы, благотворно влияет на водно-солевой обмен.
В китайской медицине колебания настроения связывают со слишком горячей печенью. Корень одуванчика охлаждает печень и выводит токсичные вещества. Соответственно, общее оздоровление организма положительно влияет на настроение.
Мочегонные и антибактериальные свойства одуванчика позволяют эффективно использовать его для лечения инфекций простаты.
Корень одуванчика обладает противоревматическим свойством.
Корень одуванчика способен вывести из организма накопленные в течение долгого времени токсичные вещества — пестициды, загрязнители, разнообразные химические и биологические примеси, накапливающиеся в организме. Все это предотвращает воспаление суставов, которое может иметь место вследствие влияния токсичных веществ, и повреждения клеток свободными радикалами.
РАЗНЫЕ «ПРОФЕССИИ» ОДУВАНЧИКА
Кроме лекарственных и питательных свойств, есть у одуванчика и еще масса интересных качеств, позволяющих считать его растением «широкого профиля» применения.
К числу, несомненно, благородных «профессий» одуванчи¬ка относится, например, его способность защитить сад и огород от вредителей.
В пору обильного плодоношения в молодом яблоневом саду Кустанайской сельскохозяйственной опытной станции старший научный сотрудник отдела плодоовощеводства Н. Ф. Ушаков практиковал в качестве задернения междурядий культуру одуванчика. Это давало возможность привлекать в сад очень полезных насекотых-энтотофагов, и кустанайцы, может быть, впервые в стране, обходились в саду без химических обработок против вредителей и болезней плодовых, лакомясь абсолютно чистой продукцией сада.
Настой корней и листьев применяется огородниками против тлей, клещей, запятовидной щитовки и других вредителей овощных и плодово-ягодных культур.
Молокогонный, питательный, целебный корм аппетитно поедается скотом на выпасе. Незаменим одуванчик по весне для пчел: дает пыльцу и нектар.
Одуванчик — растение удивительное во всех смыслах. Он даже сам себя поливает! Дождевая и росная вода используется с большой экономией — стекает к корню растения.
Который час?
Если в погожий весенне-летний денек вы вышли из дома, забыв надеть часы, вспомните об одуванчике! Это еще одна его «профессия» — показывать время.
В ясный день корзинки одуванчика раскрываются рано утром и уже закрываются днем. Однако если собирается дождь, заведенный порядок нарушается, и корзинки закрываются во внеурочное время. Не заводит в ненастье «золотой ключик» цветочные часы, не работают солнцелюбы в облачно-пасмурный день.
Сколько раз за свой век сожмут и разожмут кулачки цветков одуванчики! А зачем?
Наступает вечер — одуванчики «засыпают». Двести цветочков закрываются в единой корзиночке. И все это для того, чтобы источник новой жизни — пыльца—была защищена от сырости.
Идея создания цветочных часов существовала еще в Древней Греции и Древнем Риме. Растения, цветы которых раскрываются в определенное время суток, высаживали на клумбах и использовали в качестве своеобразных часов.
Знаменитый шведский ботаник Карл Линней по созданию цветочных часов написал научный трактат под названием «Somnus plantarum», что в переводе означает «Сон растений». Его наблюдения легли в основу создания цветочных часов, «пущенных в ход» в городе Упсала в 20-х годах XVIII века.
А сколько легенд и мифов связано с ним….вот некоторые из них.

В русском народе сложена легенда об одуванчике, бережно сохраненная для нас потомственными ценительницами
Цинкиными — бабушкой Марией и матушкой Елизаветой. В этой легенде с мудрой простотой раскрываются все целебные свойства одуванчика, называемого «бабушкиной травой», способного избавлять человека от многих недугов, а также рассказывается, как правильно собирать растение и хранить его для лечения в моменты необходимости.
Вот эта легенда.
Шла девица по лесу. Увидела избушку. Зашла. В избушке темно, и кто-то стонет. «Кто здесь? Отзовись!» — говорит девушка и слышит голос: «Засвети лучину. Увидишь!». Засветила лучину девица-краса, перекрестилась на образа и видит — лежит на печи старушка, плачет.
«Спасибо тебе, что зашла ко мне,— говорит старушка. — Тебя Господь послал, чтоб я не умерла и с собой мудрость жизни не унесла. Паутину смахни, печь затопи, водицы принеси, меня напои. У забора травы нарви с золотой головкой, листья в воду положи да меня накорми. Корешки два раза отвари да мне подай. У меня боль в груди пройдет, сердце успокоится. Соком ноги помажь, опухоль сгони».
Сделала все девушка-красавица так, как велела старушка: напоила ее отваром корней, отмоченными в воде листьями, смазала соком опухшие ноги. И старушка ожила, повеселела и ей запомнить велела: эту травку знать, по роду передавать и этот заговор читать:
«Бабушкина трава» —
Ясного солнца голова,
Спаси меня от живота болящего,
От ног болящих, опухолей вселящих.
Бегайте мои ноги за божьей травой,
Собирайте корни осенью, весной.
Люд лечите, Бога чтите,
Отвар корней попивайте,
Господа Бога вспоминайте.
Кто к тебе пришел —лечи,
Господа Бога не гневи!
Совесть имей!
Бескорыстной будь!
Ясного солнца голова — Божья трава,

Дай роду моему здоровья на века!
Буду рано вставать, не лениться,
Молитвы читать, поздно ложиться.
Только их, Матушка Божья, заступница наша,
Рабу Божью (имя) исцели!
Спаси нас и сохрани.
* *
За корешками с апреля ходи
И май прихвати.
Корни тогда ценны,
Когда без цветов они,
А цветы как дети:
Пока подрастают,
У родителей силы забирают.
Ты их к речке в корзине отнеси,
Грязь осторожно с корней соскобли,
Кожуру не трогай, режь их вдоль.
А пока обсохнут,
Печь приготовить изволь.
Их хорошо в печи сушить —
Они дольше будут всем служить.
Корни сырости боятся, Потому в тепле хранятся И два года в сбор годятся. Лучше свежими лечи, А сухие береги.
Если весну упустила,
На них времени не хватило,
Копай в августе и сентябре
Да будь себе на уме,
Выбирай большие листочки
И хорошо помни, дочка,
Что эти корешки волшебную силу имеют
И хворь одолеют.
Трудно их копать
Да спину гнуть,
Зато легко хворь выгонять,
Чтоб с легким сердцем уснуть.
Ты, моя доченька, не ленись,
По овражку пройдись
Да лопату возьми с собой, корешков нарой.
Незатейливые строки эти легко ложатся на память любому. А с присказкой и дело легче делается, да и веры такому делу больше, слово-то — ведь оно тоже лечит. В каких же нуждах помогает «бабушкина трава»?
«Бабушкина травка» —
Она и аппетит вернет,
Желтуха пройдет,
Она бессонницу прогонит
И счастье пригонит.
Ты, моя хорошая, будь умна
Да не живи одна.
Грош тебе цена,
Коль живешь одна.
Счастье в том,
Чтоб до смерти дожить вдвоем.
Ты к людям приглядись
Да мысленно по дворам пройдись.
Вроде, та баба и не хороша
И умом не шибко сильна,
И даже грязна,
И Бог ее поймет,
А она с мужем хорошо живет.
А другая, вроде, красива
И с мужиками игрива,
Вот поди ж ты, она
Без мужа живет, одна.
Все это потому,
Что она не знает, что к чему.
Надо людей уважать
И не надо воображать, Надо просто себя вести, Чтоб и других не подвести. Этот простой секрет Ходит из века в век: Заносчивых не любит человек!
Вот тут и смекай
Да «бабушкины корешки» тем давай,
У кого доля не удалась —
Баба с болячкой обнялась.
Если у нее уже
Совсем плохо на душе,
Ты лечи не только корешками,
Но и листочками.
Исстари знали в народе, что одуванчик и в пищу хорош, и что еда из этого растения не только на вкус хороша, а главное — целебную силу имеет.
А коль жадности в тебе нет,
То пригласи ее к столу, на обед,
Ведь на то ты и знахарка,
Что умеешь и печь топить жарко,
И еду вкусно варить,
И грибы сушить, солить,
Ведь твою еду поесть —
Будешь год как роза цвесть.
Ранней весной Амбар открой,
Лопатку легкую бери,
За кореньями иди
И листочки собери,
Поскорей перебери,
Водой холодною залей
Да немного посоли.
Тут же яйца отвари,
Листья с яйцами порежь,
Залей маслом иль сметаной
Да в охоточку поешь.
Окажи и гостю честь,
Предложи, пусть он поест.
От такого блюда
Ему намного лучше будет.
Неоценимы эти знания, пришедшие к нам из глубокой древности. С любовью и верой собранные, они обязательно окажут добрую услугу в трудный час. А в беде ведь как — иногда и травиночка на краю поддержит!

Оценка: 10
Комментарий преподавателя:
Забавный материал)) Спасибо)