Тумана
Хаффлпафф, 3 курс
Доклад к уроку Обереги, амулеты и талисманы

Обережная вышивка


Добрый вечер, уважаемая профессор Травяница!


Разрешите представить Вашему вниманию доклад на тему "Обережная вышивка".

По грубому льну домотканой рубахи
струятся, текут обережной рекой
Косматые ярки – солярные знаки
сплетаются в древний узор не простой…
Ладолея



Большинство людей прекрасно знает, что такое вышивка. Вышивка - это такой вид народного рукоделия (если говорить более грамотно - декоративно-прикладного искусства). В этом декоративно-прикладном искусстве изображения (разнообразные узоры, орнаменты, сюжетные картинки) наносятся на какую-либо ткань или какую-нибудь другую основу (например, на кожу) с помощью иголки и нитки (или же бисера, блёсток и т. п.). Этот вид искусства известен с давних времён. Наши предки славяне вышивку наносили на свою одежду (сарафаны, рубахи, платки, головные уборы) и на предметы домашнего обихода (скатерти, полотенца, занавески).



Но если в наши дни вышивка играет роль украшения, служит декоративным дополнением к сшитой вещи, то у наших предков она выполняла более важную функцию - охранительную.
Обережную вышивку можно встретить на разнообразных постельных принадлежностях, полотенцах, рушниках, используемых нашими предками в каких-либо обрядах (например, при встрече гостей, на свадьбах, на похоронах).





Но чаще всего охранительной вышивкой украшалась одежда: подол сарафана, ворот, разрез горловины и манжеты на рубахе, поясная и нижние части штанов, пояса и кокошники.







Этому можно найти простое объяснение... Ткань наши предки считали непроницаемой для тёмных сил и злых духов - поэтому они и стремились защитить именно те места, где заканчивалась ткань, т. е. те места, через которые злые духи могли проникнуть к телу человека.
Но не всякая вышивка была способна защитить человека от тёмных сил и злых духов - чтобы вышивка действительно была обережной, необходимо было вышить определённый узор, нитками определённого цвета, да и сами нитки должны были быть изготовлены из определённого материала. В большинстве случаев обережная вышивка выполнялась нитками всевозможных оттенков красного цвета: красным, алым, вишнёвым, смородиновым, брусничным, маковым, кирпичным и т. п. Красный цвет и разнообразные его оттенки символизировали силу рождения и жизненную энергию. Но довольно-таки часто в обережной вышивке можно было встретить и другие цвета: чёрный – цвет земли, защита от бесплодия; синий - цвет неба и воды, защита от стихийных бедствий; зелёный - цвет всего произрастающего на земле, цвет жизни, защита от ран.



Вышивались как геометрические фигуры и всевозможные ломаные линии (кресты, квадраты, коловраты, треугольники, ромбы, круги, волнистые линии), так и какие-либо предметы (например, деревья (чаще всего ёлочки), цветы, звёзды, птицы (чаще всего это были сказочные птицы с женским лицом, а также лебеди, орлы, соколы, петухи) и животные (кони, олени, лоси и собаки)).
Так, например, крестообразная вышивка была призвана оттолкнуть зло от человека, уберечь его от влияния темных сил (например, от наведения порчи и сглаза). Ведь крест для русского человека всегда являлся символом защиты.
Разнообразные коловраты символизировали солнце; наравне с крестообразной выштвкой они были самыми сильными защитными знаками. Например, один из вариантов коловрата - духобор - вышитый на покрывале, которым укрывали больного человека, был призван помогать заболевшему человеку бороться с хворобой.



Вышитые цветы символизировали красоту, чистоту и непорочность, а деревья - жизнь и плодородие. Многие живые существа (кони, петухи, соколы) являлись символичным изображением солнца и огня или же символизировали жизнь и плодородие (например, олени и лоси).








Круг являлся символом материнства и женского начала в природе, символом плодородия и изобилия. Квадрат, также как и круг, был связан с плодородием: он символизировал плодородие полей и являлся знаком земледельцев. Горизонтальные линии в обережной вышивке являлись символичным изображением земли, а волнистые - воды. Вышитые точки между горизонтальными линиями символизировали зёрна, посаженные в землю.
Несложно заметить, что узоры в обережной вышивке часто были связаны с землёй, плодородием и культом Солнца. В орнаментах обережных вышивок люди отражали своё взаимоотношение с природой и её силами, просили у природы защиты, покровительства и милости.
В обережной вышивке важную роль играют не только узор и цвет ниток, которыми он вышит, но сами нитки, материал, из которого они сделаны. Чаще всего для обережной вышивки брали шерстяные, льняные или хлопковые нитки. Обережная вышивка шерстяными нитками, как правило, наносилась на одежду в области шеи, сердца и груди. Такими нитками, как правило, вышивались силуэты животных и разнообразные символические изображения солнца (например, коловраты). Льняные нитки, как правило, использовали для изображения солнца, звёзд, птиц и деревьев. Считалось, лён действует умиротворяюще на того, кто носит вещь с обережной вышивкой, выполненной льняными нитками. Считалось, что самые сильные обережные вышивки, это те, которые выполнены хлопковыми нитями; считалось, что именно такие вышивки лучше всего защищают от сглаза и порчи, подходят для постоянной защиты.
Особое внимание в докладе мне хочется уделить обережной вышивке на детской одежде... Пожалуй, для детей обережная вышивка играла более большое значение, чем для взрослых. Ведь взрослые в качестве оберега носили ещё и бусы, кольца, браслеты, а детям носить такие обереги было неудобно и тяжело, да и терялись подобные вещи у детей чаще.
Для детей в возрасте до трёх лет одежду шили из старой взрослой одежды, чаще всего из родительской. Считалось, что одежда родителей за несколько лет носки впитала в себя их силу и жизненную энергию, что именно эти сила и энергия защитят ребенка от глаза, порчи, болезней и прочих несчастий. Кроме этого, старая одежда, благодаря большому количеству стирок, была более мягкая, а значит, не могла натереть нежную кожу малыша. Обережная вышивка на такой одежде тоже оставалась родительская. Менять её было не только неудобно, но и не логично: ведь в этой вышивке уже хранились защитные силы, те силы, которые в своё время оберегали родителей малыша. Маленькой девочке шили одежду из старой маминой одежды, а мальчику - из отцовской; а значит, сила и защита ребёнку (в зависимости от его пола) передавалась особая: девочке - сила материнства, мальчику - мужская сила, сила защитника и добытчика. Считалось, что дети благодаря родительской обережной вышивке попадают под защиту не только мамы или отца, но и всего своего рода. Кроме этого, сохранением на одежде родительской обережной вышивки, обеспечивалась связь и преемственность поколений, подчёркивалось родство.
А вот обережная вышивка на детской одежде, сшитой специально для ребёнка, очень сильно отличалось от той, которая располагалась на одежде взрослых людей. Обережную вышивку на детской одежде вышивали только красным цветом. На одежду, предназначенную для девочек, обережную вышивку наносили на подол, рукава и на воротник. Чаще всего изображали символы женских ремесел, символы земли (но не такие как на одежде взрослых женщин, у которых земля представлялась вспаханной или засеянной), различные древесные орнаменты. На одежде, предназначенной для мальчика, изображались символы огня и солнца, животные и символы мужских ремесел. И девочки, и мальчики до двенадцати лет не подпоясывали рубахи поясами. А уже в двенадцать лет (после прохождения обряда инициации) детям разрешалось носить пояса, а обережной вышивки на одежде становилось меньше, т. к. у ребёнка росла собственная сила.
Вне зависимости от того где располагалась обережная вышивка - на взрослой или на детской одежде, на предметах быта - к ней предъявлялись одинаковые требования. Она должна была быть гладкой, без обрывов и узлов - разрывы и узелки разрушали охранительные свойства вышивки, разрушали энергетическую связь охранительной вышивки с ее носителем. Сами швы должны были быть счётными - для каждого стежка вышивки считались нити ткани. Наиболее известные счётные швы для вышивки - это "счётная гладь", "роспись", "набор". Интересно и то, что рисунок обережной вышивки нельзя было предварительно переносить на ткань - разрешалось лишь намечать крупными стежками его место и размер. Также запрещалось вышивать на одной вещи несколько различных по значению узоров, а также использовать на одной обережной вышивке нитки из разного материала.

До свидания, профессор! Всего Вам самого доброго!






































Оценка: 10
Комментарий преподавателя:
отличный доклад. Раз не могу это как курсовую оформить - поставлю хотя бы жемчужину!!

Дата внесения изменений на сайт: 02.03.20161