Саламандра
Хаффлпафф, 5 курс
Доклад к уроку Обереги, амулеты и талисманы

Обереги, амулеты, талисманы и защитные артефакты


Говоря о защитных амулетах, оберегах и артефактов в целом следует учесть в первую очередь то, что классификации толком нет, а то, что есть – крайне зыбко. Я предпочитаю строить собственную классификацию и разделять вышеперечисленное, не смотря на то, что строго говоря, артефакт - (от лат. artefactum — искусственно сделанное). В этом контексте все амулеты, талисманы, обереги – артефакты, специализирующиеся на вмешательстве с теми или иными намерениями в жизнь человека. То есть самопишущее перо – артефакт другой направленности, поскольку написание под диктовку не влияет ни на качество жизни, ни на свойства самого человека как физические, так и психические, ни на колесо судьбы, ни на случай. Таким образом, следует определить свойства амулетов, талисманов и оберегов как охранные или сопутствующие благополучию человека. Это довольно расплывчатое определение, тем не менее, дает возможность ввести понятие защитного артефакта, отличающегося от оберега, талисмана и амулета строго по тому, что подобные артефакты не влияют непосредственно на человека и его судьбу.

Артефакт в математике – уникальная формула. Это так же справедливо и для магии. Артефакт как правило – нечто уникальное, редкое по своим свойствам, нечто, специально созданное так, чтобы иметь свойства, изначально ему не свойственные. В этом смысле «искусственно сделанное» можно также принимать как «искусственно измененное» в этом также – различие артефактов охранных от оберегов и т.д. Амулеты, обереги, талисманы создаются изначально оными или предметы используются как талисманы, но их специально магические не изменяют, дабы они стали иметь необходимые свойства. Здесь – разница технологий, с помощью которых магия привноситься в предмет. Известно, что настрой, с которым создается амулет или оберег или талисман – залог успеха. Обережная сила – в желании сберечь. Если не хотеть человеку добра, если его не желать ему, если не хотеть защитить есть большая вероятность, что оберег не сработает. Охранный артефакт не завязывается на личность и функционирует строго определенным образом, вне зависимости от личности хозяина или вообще наличия оного. Примером такого артефакта может являться любой горгонейон.

Справка: Горгонейон (др.-греч. «принадлежащее горгоне») — маска или просто изображение головы Горгоны Медузы или любого другого мифического существа. Использовались и используются как хранитель дома, его контурная защита от сглаза, порчи, воров – любой опасности, происходящей от людей. Такие маски можно обнаружить во многих древних и примитивных культурах, от Перу до Таиланда.

Кроме всего вышеперечисленного следует также определиться с термином «защитный» артефакт. Сама идея защиты предполагает совершенно различные линии поведения и предназначения. Так защита делиться на пассивную и активную. Все обереги, талисманы, амулеты принадлежат к пассивной защите. Они охраняют, но не нападают в ответ. У них, как правило, отсутствует даже эффект батута, когда нападение не гаситься, а отскакивает в нападающего как резиновый мячик от стенки. Последнее верно, в случаях отсутствия рунной составляющей. Защитные же артефакты способны на активную защиту, если это в них вкладывается. Так защитный артефакт от нежити – шнур, который выкладывается по периметру места стоянки, вызывает стену огня, при попытке его пересечь извне. Также отличным примером защитного артефакта является статуэтка охотницы из книги о сэре Максе. При проникновении чужих в дом, она нападала на них и убивала. Следует также отметить, что различное артефактное оружие не относится к защитным артефактам. Оружие – всегда нападение, даже в качестве активной защиты, поэтому его логично подразделять в отдельную категорию, благо разнообразие подобных артефактов способно поразить любое воображение – от мечей-кладенцов с усилением удара, до межгалактических лайнеров, специально обработанных для ментальных атак.
Резюмируя, защитный артефакт отличается от оберегов, талисманов и амулетов а) магической технологией создания, б) отсутствием привязки в хозяину в) атакующей составляющей.

иллюстрации: Горгонейоны скифских курганов, Статуэтка с копьем (приведена статуэтка Артемиды, но мне кажется именно так и выглядел тот артефакт, который чуть не отправил сэра Макса в миры лучшие)

вообще, по-хорошему мне следовало бы привести фотографию так запомнившихся мне и Дашке горгонейонов с улицы Нерудовой... но мало ли) работающие артефакты... лучше - древние скифские)

Оценка: 10
Комментарий преподавателя:
надо будет показать нашей Медузе)