Melamori
Рейвенкло, 2 курс
Доклад к уроку Травоведение

Магические травы


Царство флоры и царство фауны - это два класса, представляющих на нашей планете жизнь. Не будет их - не будет и жизни. Если будет представлено какое-то одно царство, жизнь будет ущербной, неполной. Люди издревле пользовались наиболее чудесным свойством растений - способностью давать пищу и тепло. Но не забывали они и про другие свойства растений - влиять на; судьбу человека, исцелять от болезней, недугов физиологических и духовных.
Вера в целебные свойства растений основывается главным образом на их физиологическом действии, хотя и здесь легко отыскать следы суеверий. Растениям a priori приписывались необыкновенные и чудесные свойства действовать не только на натуру человека, но и влиять на чисто внешние обстоятельства его жизни. Особенный взгляд народа на растения, стоящий вне их лекарственных свойств и аналогичный его воззрениям на деревья, землю, огонь и воду, как бы время ни меняло этого взгляда, нередко сказывается и теперь.
Некоторые крестьяне считают большим грехом косить траву до Петрова дня и убеждены, что скосивший ее до срока будет наказан болезнью, от которой «никакое лекарство травное не поможет, потому что траву обидел» (Пензенская область). Лечебную богородскую траву знахарки рвут не иначе как со словами: «Тебе, травонька, на исхождение, а мне, рабе Божьей, во исцеление».
В немалом числе мест сохраняется старинный обычай в вечер Аграфены Купальницы (23 июня - 6 июля по новому стилю) и утром на Ивана Купалу (24 июня - 7 июля н. с.) отправляться в поля, луга и леса и искать там «сорок трав».
Некоторые растения и травы к известным праздничным дням вдруг тоже обнаруживают целебную силу. Всеобщий обычай приносить из церкви в вербную субботу веточки и хранить их весь год имеет источником не только воспоминание известного евангельского события, но и распространенную веру в целебность этого растения, приобретаемую благодаря особенностям празднуемого дня. Подобное значение повсеместно сохраняется за вербой до сих пор.
Надежным лекарственным препаратом считается и «троицкая трава». Она собирается с церковного поля в Троицын день. Кто хочет, чтобы такая трава оказывала целебное действие, должен простоять на ней всю утреню и обедню, не переступая с одного места на другое. Брать ее из-под ног нужно в тот момент, когда другие пойдут к Кресту. В Орловской области некоторые знахарки купают ребенка, страдающего бессонницей, в воде, которую предварительно спускают с девяти икон и льют через венок, завитый в Троицын день между утреней и обедней.
Существует устойчивая вера в то, что некоторые травы способны в ночь на Ивана Купалу цвести «особенным цветом». Большой интерес вызывает и так называемая «купальская трава». Собирается она, соответственно, в день Ивана Купалы. Выстояв утреню, сборщицы отправляются на кладбище и собирают различные травы, цветы и листья деревьев. Сбор продолжается до первого удара колокола. К этому времени с травой, завязанной в платки, спешат вернуться на место: кто не поспеет, трава того не будет иметь целебной силы. Каждая сорванная на могиле трава лечит от той болезни, от которой умер человек, похороненный в этой могиле, а все в совокупности действуют от всех болезней. Этот сбор пьют как чай, а в отваре купают больного. Собирать же между утреней и обедней необходимо потому, что сила, обусловливающая их действие, исходит из мертвеца только в это время.
Вера в чудодейственные травы и цветы, расцветающие только на Ивана Купалу, распространена почти повсюду и сильна до сих пор.

Оценка: 10
Комментарий преподавателя:


Дата внесения изменений на сайт: 02.03.20161