Чжоули Линк
Слайзерин, 3 курс
Доклад к уроку Травоведение

Корень жизни.


На земле нет другого растения, которое по своим легендарно-мифологическим свойствам пользовалось бы столь огромной славой всеисцеляющего средства как женьшень. На Востоке женьшеню дано много громких названий: «дар богов», «дух земли», «божественная трава», «стосил» и др. Чаще всего его называют «корень жизни».
Латинское название женьшеня образовано от греческого Panax, что значит «всеисцеляющий», т. к. корню женьшеня приписывались свойства панацеи от всех болезней. Видовое название растения произошло от китайских слов jen – человек, chen – корень. Это название намекает на сходство корня с фигурой человека.
В старинных китайских книгах можно было найти такое изречение: «Царь лесных зверей – тигр, царь морских зверей – дракон, а царь лесных растений – женьшень».
Женьшень известен восточной народной медицине не менее 4-5 тысячелетий. Первое письменное упоминание о женьшене датируется 1 веком до н.э. В это время появилось древнейшее китайское сочинение о лекарственных средствах «Шень-нун-бэн-цао». В 10 веке Авиценна описал женьшень в своем труде «Канон врачебной науки». Китайский фармаколог и врач 16 века Ли Шичжень в своем 50-томном сочинении «Бэн-цао-тан-му» отвел женьшеню почетное место среди лекарственных растений.
В Европу сухие корни женьшеня были привезены из Японии в 1610 году голландскими купцами. А первое письменное сообщение сделал о нем в 1642 году миссионер в Китае Семедо Альваро.
Французский миссионер Жарту, побывавший в Китае в 1714 году, пишет о женьшене следующее, ссылаясь на приказ китайского императора: «Женьшень помогает при всякой слабости, в случае чрезвычайного телесного или душевного утомления или усталости; уничтожает и удаляет мокроту и скопления ее; останавливает рвоту и помогает пищеварению; укрепляет грудь и сердечную деятельность; уменьшает одышку; усиливает духовную и телесную деятельность организма, ободряет настроение духа; увеличивает лимфу крови, хорошо помогает против внезапных головокружений в жару, поправляет ослабленное зрение и продолжает и поддерживает жизнь в преклонном возрасте».
В России о женьшене впервые узнали в 1675 году из сочинения русского посла в Китае, боярина Н.Г. Спафария: «Корений же и трав у них всякое множество, а дороже всех и прехвальнее есть гинзен … И тот корень варят и дают тем, которые слабы от долгой немочи, и великую помощь подают». Спафарий и доставил корень женьшеня в Россию.
О лекарственных свойствах женьшеня знали не только в Старом Свете. В 1718 году французский миссионер Ляфито, живший в Канаде, описал применение индейцами для лечения американского женьшеня. Индейцы из племени сиу знали свой оригинальный способ консервирования корней этого растения. Обнаружение его в Канаде, а затем в США выхвало «женьшеневую лихорадку» на Американском континенте и привело к почти полному исчезновению там женьшеня. Запоздалые законы, направленные на охрану женьшеня, не дали ощутимых результатов.
Много легенд и сказаний Востока было посвящено женьшеню. В одной из них говорилось, что женьшень зарождается от молнии, которая ударяет в прозрачную воду горного источника. Сам источник уходит под землю, а на его месте вырастает корень жизни, который таит в себе силу небесного огня. Поэтому иногда женьшень называется «жень-дань-шень», что значит «корень-молния».
Существует предание о том, как был обнаружен таинственный корень. Однажды жители китайской деревеньки услышали странные звуки, доносившиеся из леса: кто-то то ли звал на помощь, то ли молился. Причем звуки как будто шли из-под земли. В том месте, где их было слышно отчетливей всего, росло небольшое растение. Крестьяне осторожно стали его выкапывать и обнаружили причудливой формы корень, очертаниями напоминавший фигурку человека.
В другой легенде рассказывается о добром рыцаре Жень Шень, который жил в Китае. Ему пришлось сражаться с возлюбленным своей сестры, и он пожертвовал своей жизнью во имя ее счастья. Сестра рыцаря Луи Ла горько оплакивала брата, и там, где падали ее слезы, вырастало невиданное растение, обладающее таинственной силой жизни.
Еще одна легенда рассказывает, как в женьшень превратилась самая красивая девушка по имени Мей, которую заточил в своем замке император.
По одним преданиям, женьшень произошел от мальчика-оборотня, по другим – он сын тигра и красной сосны. Говорят, что женьшень умеет превращаться в дикого зверя и даже человека.
На Востоке бытовало поверье, что ночью, во время своего цветения, женьшень светится необычайно белым ярким огнем. Если в такую ночь выкопать светящийся корень, то он сможет не только вылечить человека от любой болезни. Но и воскресить мертвого. Однако добыть такой женьшень очень трудно, потому что стерегут его дракон и тигр. Лишь очень смелые люди могут решиться взять светящийся женьшень.
Известный исследователь дальнего Востока В.К. Арсеньев в своей книге «В дебрях Уссурийского края» оставил очень точное описание женьшеня: «Я увидел небольшое травянистое растение величиной в 40 см, с четырьмя листьями. Каждый лист состоял из пяти листочков, из которых средний был длиннее, два покороче, а два крайние – самые короткие. Женьшень уже отцвел и появились плоды. Это были маленькие, круглые коробочки, расположенные так же, как у зонтичных. Коробочки еще не вскрылись и не осыпали семена. Дерсу очистил вокруг растения землю от травы, потом собрал все плоды и завернул их в тряпицу. После этого он попросил меня придержать растение сверху рукой, а сам принялся выкапывать корень. Откапывал он его очень осторожно. Все внимание было обращено на то, чтобы не порвать корневые мочки. Затем он понес его к воде и стал осторожно смывать землю. Мало-помалу земля стала отваливаться, и через несколько минут корень можно было рассмотреть. Он был длиной 11 см, с двумя концами, значит, мужской. Так вот каков этот женьшень, излечивающий все недуги и возвращающий старческому телу молодую бодрость жизни».
Корень и корневище женьшеня, вместе называемые корнями, - многолетние зимующие органы. Стебель растения одиночный, реже встречаются двух- и многостебельные растения. Так вот, стебель тонкий, прямой, округлый, внутри полый, зеленый или буро-красный. Цветки мелкие, диаметром около 2 мм, зеленовато-белые.
На корневище развиваются спящие почки и, как правило, одна зимующая почка – «головка». Гибель головки может служить причиной «сна» растения. «Сон» вызывает и полное отмирание корневища; продолжаться он может до 20 лет.
По внешним приметам корня женьшеньщики научились определять и его возраст. Корневщики-китайцы давали женьшеню в зависимости от количества листьев особые названия. Растения, имеющие три листа; назывались "тантаза", четыре - "сипие", пять - "упие", а редко встречавшиеся растения с шестью листьями - "липпе".
Для сохранения женьшеня необходимо соблюдать сроки и способы его заготовки. Заготовку можно начинать с момента созревания (покраснения) плодов, т.е. не раньше первой декады августа. Сбору подлежат только плодоносящие, хорошо развитые растения, имеющие не менее трех листьев и корень весом более 10 граммов. По установленной с древних времен традиции, женьшень выкапывают вечером, на заходе солнца, чтобы корень меньше времени находился на свету и в сухости. Корни женьшеня выкапывают специальной лопаточкой с большой осторожностью, чтобы не повредить их целостность. С этого растения необходимо собрать зрелые плоды и посадить их в почву. Выкопанные корни укладывают в коробки из коры кедра, выстланные умеренно увлажненным мхом и слоем легкой древесной почвы, взятой с места заготовки женьшеня и просеянной через решето. Чем больше корень растения похож на фигурку человека, тем он ценней. Надземные части - стебель и листья - сжигаются на костре. Просто выбросить их считается неуважением к священному растению.
При благоприятных условиях самосев семян женьшеня может создавать целую колонию растений разного возраста. Такие "семьи" состоят чаще всего из трех-пяти растений. Имелось сообщение о находке в одном местообитании 52 корней женьшеня. По сведениям сборщиков женьшеня, в тайге встречаются "семьи" и в 100 корней.
В старые времена сборщики женьшеня выработали свой таежный язык, который носил название "хао-шу-хоа". Это были условные знаки на деревьях и метки на кустах. Язык тайги сохранялся десятилетиями. Затем знаки обычно окуривались дымом. Такой "выжиг" говорил о том, что сборщик приходил сюда, к растущему, еще не дозревшему корню, и другой искатель не должен трогать его находку.
Но, к несчастью, многие из сборщиков в старое время, подвергаясь нападениям разбойников-хунхузов, забиравших у них таежные богатства, расплачивались своей кровью. Сборщики обычно не были вооружены, так как издавна считалось, что только чистый, незапятнанный человек, имеющий добрые намерения, может найти то "чудо мира", за которым он шел в глухую тайгу. Иначе, полагали они, женьшень уйдет в землю и не покажется человеку.
Как использовать потом женьшень? У китайцев существует специальный способ первичной горячей обработки корня женьшеня. В процессе вываривания крахмал, содержащийся в женьшене, превращается в клейстер, и корень становится слегка прозрачным. Довольно часто китайцы и корейцы употребляют женьшень сырым, разжевывая и проглатывая по маленькому кусочку в день, или готовят различные своеобразные блюда. Например, варят корень женьшеня в глиняных горшочках в течение продолжительного времени, а затем пьют отвар и едят кусочки вываренного и затем высушенного корня.
На Востоке практикуется еще такой способ домашнего приготовления женьшеня. Корень помещают внутрь выпотрошенного цыпленка и выдерживают на пару до тех пор, пока цыпленок и корень не превратятся в мягкую кашицу, которую затем употребляют по чайной ложке в день.

рис. 1.



Оценка: 10
Комментарий преподавателя: