Arrietty Clock
Гриффиндор, 3 курс
Доклад к уроку Травоведение

Рябина и её роль в ворожбе.


Рябина или рябиновая ветка очень часто выступала в качестве культового атрибута при ворожбе, а также могла служить оберегом. В Олонецкой губернии в середине 19 в. бытовало следующее поверье, напрямую связанное с рябиной. Считалось, что у лесовиков (леших) есть свои воеводы и даже цари. Над всеми олонецкими лесовиками царствует Мусаил-лес. К нему обращались, если кто-нибудь заболеет, или заблудится в лесу, или его скотина пропадет – считалось, что лес надо «заклясть». В книге Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» приводится такой заговор: надо было пойти в лес, найти рябину, чтобы у нее был отросток, отсечь этот отросток, расколоть надвое и связать на концах нитью, а потом пройти через рябину трижды, а после высечь три батожка и положить один против сердца, два за пазуху, а четвертый за хребет и написать челобитную «бью челом тебя, царь-государь, на сего праведного леса, что он спортил, а не ведаю, за что, а будет ты не справишь, царь Мусайла, сего раба (имя), и я иду к Москве, стану бить челом на тебя царю-государю, и пойду тна тебя с Москвы стрельцов два приказу, с Новгорода приказ, с Азова донских казаков два приказу, и как не избавишь человека сего (имя) почтенного, и высекут тебя в пень». После это письмо надо было положить в рябину и крикнуть: «Ай же ты, царь Мусайла-лес, праведно скажи мне про раба (имя), отчего ему пришло». Рябина в таких обрядах выполняет двоякую роль – посредника и оберега. Во время заклятия человек предохраняет себя от лесной нечисти рябиновыми батожками. Такое посредническо-предохранительное, по народным поверьям, свойство рябины особенно отчетливо выступает в советах тем, кто хочет без вреда для себя распознать колдуна. В Екатеринбургском уезде Пермской губернии следовало сходить в лес накануне Иванова дня (24 июня) и найти рябину, растущую из муравейника, принести ее домой и поутру, когда падет роса, положить ее под «Иванову росу». После этого рябину хранили до подходящего случая. А когда надо было испытать человека «в ворожбе, наговорах или порче», то следовало взять рябину и воткнуть ее в голенище сапога вершиной вниз с таким приговором: «Как рябина эта стоит вниз головой, без моей воли не перевернется и не встанет, так и идущий знахарь без воли и слов моих не пошевелится».Считалось, что при этом наговоре ворожей не сойдет с места, пока рябина не будет вынута из обуви. Также рябиной распознавали колдунов на Пасху. Надо было пойти к пасхальной заутрене с рябиновой палочкой в руках. Тогда можно было увидеть, что все колдуны стоят, отвернувшись от иконостаса.
Помимо того, что рябина, как мы знаем, часто служила оберегом – и при поиске цветка папоротника, и при закладке нового дома, ее использовали во многих магических обрядах. В частности, рябиновые палки были главным средством очистительного обряда «изгнание шайтана». Он совершался у горных мари в начале мартовского новолуния. Участники обряда, вооружившись рябиновыми палками, с криком и шумом стучали по различным предметам домашнего обихода, по стенам и по полу. Из избы «изгоняющие шайтана» шли во двор, в хлев, амбар. Так они шли от дома к дому. Этот обряд проводили раз в семь лет. Ему предшествовала игра мальчиков на рябиновых (!) самодельных дудках в течение целого месяца.
Рябину признавали в качестве сильного оберега и другие народы. Латыши считали, что если кого-то мучают «кошмары», ему следует носить при себе рябиновую палку. Если же «кошмары» мучают скотину, то ее надо сечь рябиновой веткой. А чтобы домовый дух не смог попасть в клеть, нужно было повесить у окошка клети ступицу от старого колеса, забитую с обоих концов клиньями из рябины. Литовское название рябины sermuksnis происходит от sarmo – «убийца», т.к., по литовским народно-бытовым поверьям, черта можно было убить лишь рябиновой палкой. Чуваши верили, что ожерелье из рябиновых ягод, надетое на шею ребенка, предохраняет его от дурного глаза. Еще сравнительно недавно в чувашских деревнях на шею телят вешали небольшие кресты из древесины рябины, а то и просто рябиновые батожки. Рябина участвовала во многих обрядах: во Владимирской области вечером под Новый год гадали при помощи рябины - деревенская молодежь ходила в огород раскачивать рябиновый ствол. Верили, что по скрипу рябины можно определить имя суженого или суженой, например: «Филипп-Филипп» или «Лукерья-Лукерья». Также рябина выступала в качестве оберега в свадебном обряде. «Когда человек хочет от ведьм стеречься на свадьбе или на пиру: найди рябину в лесу на дубовой колоде, и сделай из той рябины посошок, и по весне о кою пору надеешься кукушке закуковать, в ту пору ходи с тем посошком рябиновым, и в котором месте впервые заслышишь кукушку кукуючи, и ты также держишь посошок руками, и подле рук у того посоха заметь сверху и снизу (сделай насечки) и уткни одну половину под ухо у дверей, а другую половину подле другой половины ушка, оба под дверью в той хоромине, в которой хочешь свадьбу рядить или пир: в ту хоромину ведьма никак не может войти дверьми». Во Владимирской губернии и Поволжье русские брали с собой рябину в свадебный поезд, а рябиновые листья подстилали в обувь жениха и невесты, чтобы оградить их от козней злых людей. В начале 20 в. во время известного семицкого обряда «похорон кукушки» традиционную кукушку в некоторых местах заменяла рябиновая ветка. На нее и перешло название «кукушка». Эту ветку-кукушку девушки по обычаю украшали лентами и цветами и совершали около нее свой традиционный обряд кумления. У чувашей их семейно-родовые духи-покровители – ирихи, часто воплощались в разных предметах, тоже называемых ирихами. Чаще всего это были рябиновые ветки или само рябиновое дерево. Такое дерево росло во дворе у одной чувашской семьи. Выдавая дочерей замуж, отец рода давал каждой по рябиновой веточке с почитавшегося дерева. Так культ довольно широко распространился. Русские старообрядцы-рябиновцы верили в чудодейственные силы рябины, и их атрибутом религиозного почитания стал крест из рябины. Это религиозное движение возникло в сер. 18 в. Они не признавали икон и молитв, и восьмиконечный рябиновый крест был единственным культовым предметом для них.

С уважением, Arrietty Clock, 3 Грифф.

Оценка: 10
Комментарий преподавателя: