Морена
Слайзерин, 2 курс
Доклад к уроку Травоведение

Пять Священных Деревьев Ирландии


Здравствуйте, професор Травяница.
В книге "Мифология пространства древней Ирландии" Г.В. Бондаренко вся вторая часть посвящена пяти священным деревьям Ирландии. Я читала эту книгу "для себя", но на какой-то момент поняла, это может стать хорошей темой для доклада. Хочу сразу оговориться, я не переписываю книгу, ее автор - кандидат исторических наук и Магистр философии Оксфордского университета, поэтому можно представить каким языком она написана...)) Я лишь вкрадце пересказываю часть ее содержания, и, попутно, перевожу "с научного на русский", то есть это именно доклад. Итак:
Пять Священных Деревьев Ирландии.
Здесь хочу рассказать не о породах деревьев, особо почитаемых ирландцами, а о конкретных деревьях, росших когда-то на просторах острова. Деревьях, наделенных своими именами и судьбой. Я расскажу о Эо Мугна, Эо Росса, Биле Тортан, Биле Дати и Кроэв Ушниг. Эти деревья были частью сакральной традиции, их корни уходят глубоко в прошлое, а кроны подпирают небо.
Многие исследователи, упоминают в своих трудах эти деревья, при этом их связывают с общей идеей деления острова на пять областей Ирландии (Улад на севере, Мунстер на юге, Лейнстер на востоке, Коннахт на западе и Миде в центре), пять священных дорог, пять "приемных домов" и т.д. Таким образом появилось предположение, что каждое дерево росло в соответствующей части Ирландии. Но это не так, текстах диннхенхас* указывается местоположение деревьев, и два из них, ясени Биле Тортан, Биле Дати, росли в Таре, Кроев Ушниг рос Уснехе, а остальные два, дуб (или тис?) Эо Мугна и тис Эо Росса были посажены в Лейнстере.
Собственно, слово "bile" в древнеирландском языке обозначает "древнее почитаемое дерево", обычно имелось ввиду огромное дерево, одиноко стоящее в поле или на возвышенности. Значение слова "ео" - "огромное, священное дерево", но при этом идет уточнение, что это тис. "Craeb" - изначально означало "ветвь", но потом значение распространилось на очень ветвистое дерево.
Таким образом, это были огромные старые деревья, пользующиеся у ирландцев особым почетом и уважением, являясь воплощением Мирового Древа.
О появлении этих деревье повесвует несколько легенд. Среди них предание о том, что их посадил Финтан**. Так, на праздник Белтайн с запада на заходе солнца появилась огромная фигура, ростом по верхушки деревьев. Это был бог Трефуйлнгид Трееохайр (его имя можно перевести как "трехсильный тридержатель", и в руке он держал огромную ветвь с тремя видами плодов, на ней были орехи, яблоки и желуди.*** Когда, люди забеспокоились, как же им прокормить такого гиганта, тот ответил, что ему достаточно запаха(!) плодов с этой ветви, а человек, сьевший плод с нее не будет знать болезней, голода и жажды до конца жизни. Он дал Финтану несколько плодов, и тот посадил их. Из этих плодов и выросли Биле Тортан, Эо Мунга, Эо Роса, Краев Дати и Биле Ушниг (имена деревьев в легендах варьируются). Сам Финтан поселился под одним из них, и рассказывал людям о истории острова, но он пережил все эти деревья.
Другая легенда о появлении деревьев, рассказывает, что они появились из волшебного тумана в ночь рождения короля Конна "Ста Битв"****. До этого деревья росли в "ином мире" - мире Сидов, и лишь во время жизни Конна появились на земле. С его смертью, соответственно, деревья "ушли" обратно. Это предание связывает священные деревья с королевской властью вообще, считалось, что они были иннагурационными деревьями, т.е. участвовали в обряде коронации.
Последующая христианская традиция к деревьям относилась неоднозначно, их считают то языческими символами, то называют "детьми Райского Древа Жизни".
Сами деревья обладали рядом чудесных качеств. А именно, давали несколько урожаев в год (причем плоды были разные, помимо желудей, орехов и яблок упоминаются еще желтые ягоды и ароматные терновые плоды), исцеляли больных, поэтам давали вдохновение. Ясень из Ушнеха почитался как ось мира, пуповина Ирландии, он стоял в Уснехе, в том месте, куда сходились углы остальных четырех владений. Про Эо Мугна рассазывается, что оно видно с любого места в Ирландии, и это дерево "появилось из земли сквозь волну", т. е. пережило потоп.
Следующий свод легенд повествует о гибели деревьев. Вот как рассказывается о гибели Эо Мугна в поэме филида (поэта-мудреца) Ниннине "Маг Мугна":

Мугна, сын моей сестры леса, праздник,
Что сотворил Бог давным давно,
Дерево со множеством достоинств,
С тремя избранными плодами.

Желудь и темный узкий орех
И яблоко - это была славная пища -
посылал их Царь по праву
На него три раза в год,

Эо Мугна было большое дерево
Тридцать локтей в обхвате,
Заметное отовсюду,
Триста локтей - высота его.*****

Тогда прекрасное дерево упало,
Когда ветер сломал Биле Тортан.
Он делает скоротечным любое сражение,
Как вековечное старое дерево Мугна.

Итак Биле Тортан и Эо Мугна повалил ветер, о чем повествует Ниннине, который был свидетелем их падения. Надо отметить, что другие источники указывают, что "великий ветер" в 658 г. повалил Биле Тортан, Биле Дати и Биле Ушниг, а Эо Мугна повалил ....сам филид Ниннине. Он был христианиом, и тем самым доказывал силу божью (в смысле, раз он смог срубить священное дерево язычников, значит Бог есть). Имя ясеня Биле Дати связывают с именем друида Датена, именно его оно задавило при своей гибели. Падение этих четырех деревьев (всех кроме Эо Росса), сопровождалось самыми неблагоприятными знамениями. За этим в Ирландии в 658-665 г. последовали всяческие невзгоды и потрясения, что подтверждено археологическими изысканиями. В 664 г. в Ирландию пришла чума и свирепствовала по 668 г., и это тоже увязывали с гибелью священных деревьев. Падение последнего дерева, тиса Эо Росса, было спровоцировано подвижничеством Св. Лашрена и его учеников, т.е. они молились и постились под деревом, пока оно не рухнуло. Его древесина пошла, тем самым, на строительство церкви в Летглене.
Такова история появления и гибели пяти чудесных деревье Ирландии. Надо сказать, что с пришествием христианствя традиция почитания священных деревьев в Ирландии угасла. Но память об этом сохранилась во многих легендах и преданиях, включая жития святых.
С уважением, Морена

*диннхенхас - "Предания о старине мест" - сборники сказаний, где в стихотворных четверостишиях (или в более поздних пересказах - прозой) рассказывались легенды той или иной местности, о происхождениии ирландских названий и приметных местах. Среди них есть рассказы и о пяти священных деревьях.
** Финтан - "белый огонь" мудрец, хранитель памяти Ирландии. Он прибыл на остров вместе со спутниками Кессаир, и выжил во время потопа превратившись в лосося. Затем он долго жил в облике ястреба и орла, пока вновь не стал человеком.
*** напомню, что орехи в ирландской традиции символизировали поэтическое вдохновение, яблоки - молодость, бессмертие и мир Сидов, а желуди - изобилие, богатство и друидическое знание.
****король Конн - это ирландский вариант короля Артура, т.е. образ благородного праведного короля. Ночь его рождения вообще была богата на благоприятные знамения))).
*****похожие описания - тридцать локтей в обхвате, триста локтей высоты, сто воинов (со своими дружинами) усядутся в его тени, существуют для каждого дерева.

рис. 1.



Оценка: 10
Комментарий преподавателя: