Морена
Слайзерин, 3 курс
Доклад к уроку Травоведение

Древесный календарь друидов


Здравствуйте, профессор Травяница. Как обычно, желаем вам хорошего настроения).

Древесный календарь друидов если и был, то до нас не дошел. Никаких письменных свидетельств о его существовании нет. Что сохранилось? Первым делом, это всем известные праздники - Имболк, Бельтайн, Лугназад и Самайн, плюс дни солнцестояния и равноденствия. С каждым праздником связаны определенные предания и ритуалы, в которых могут фигурировать деревья.
Но еще в нашем рапоряжении есть кельтский алфавит - Огам, созданный согласно мифам богом Огмой. В этом алфавите каждый из 20 (25, а вообще, в разных источниках количество букв огама приводят разное) знаков назван по дереву и наделяется определенным значением. Современные попытки воссоздать друидичечский древесный календарь отталкиваюся именно от Огама. Деревьев там много, достаточно выбрать главные и вперед. Так или иначе, Огам неплохо укладывается в годовой цикл.
Так же, считается, что именно перечислению месяцев посвящена песнь Амергина (первого друида приплывшего в Ирландию, он тоже претендует на честь называться автором Огама). Эта песнь содержит тринадцать утверждений и шесть вопросов. Эти утверждения и есть зашифрованные названия месяцев. При этом выходит, что месяцы в песне стоят в перепутанном порядке. Видимо, чтобы сбить с толку непосвященных и нас, непутевых потомков. Потомки оказались не слишком бестолковыми, порядок строк восстановили (или им кажется, что восстановили), теперь радуемся. В свете всего вышеперечисленного, древесный календарь друидов выглядит так:

24 декабря - 20 января - Береза, "Я - олень в семь ветвей рога (или Я - бык семи битв)";
21 января - 17 февраля - Рябина, "Я - широкий поток на равние";
18 февраля - 17 марта - Ясень, "Я - ветер морских глубин";
18 марта - 14 апреля - Ольха, "Я - солнца сверкающая слеза";
15 апреля - 12 мая - Ива, "Я - ястреб/сокол на утесе";
13 мая - 9 июня - Боярышник, "Я - прекраснейший среди цветов";
10 июня - 7 июля - Дуб, "Я - бог, разжигающий огонь в голове";
8 июля - 4 августа - Остролист, "Я - наконечник копья в бою";
5 августа - 1 сентября - Орех, "Я - лосось речной";
2 сентября - 29 сентября - Виноград, "Я - могучее слово";
30 сентября - 27 октября - Плющ, "Я - жестокий вепрь";
28 октября - 24 ноября - Тростник, "Я - грозный шум моря";
25 ноября - 22 декабря - Бузина "Я - морская волна";
23 декабря - "Кто кроме меня знает тайны неотесанных дольменов?"

Получается, что месяцы, числом тринадцать, ассоциировались каждый со своим деревом, и состоят из 28 дней (28х13=364), оставшийся 365-ый день - 23 декабря носил название Безымянный день, но дерево-покровитель у него было: Ель. Именно в этот день кельты елку украшали, приносили жертвы и устраивали праздник.
Весь этот календарь именуют друидическим лунным, он состоял из трехгодичных циклов, всего 39 месяцев. Причем сущестовали таблицы с расчетами, какие из этих месяцев являются счастливыми, а какие - нет (надо отдать кельтам должное, такие же таблицы существовали для двенадцатимесячного календаря. Как она в него вписывали лунный цикл, Мерлин их знает. Подозреваю, что только он и знает).
Оговорюсь сразу, на англоязычных сайтах этот календарь выглядит также:

Dec. 24 Jan. 21 I am a stag of seven tines Beith the Birch
Jan. 22 Feb. 18 I am a wide flood on a plain Luis the Rowan
Feb. 19 Mar. 18 I am a wind on the deep waters Nuinn the Ash
Mar. 19 Apr. 15 I am a shining tear of the sun Fearn the Alder
Apr. 16 May 13 I am a hawk on a cliff Saille the Willow
May 14 Jun. 10 I am a fair amongst flowers Huath the Hawthorn
Jun. 11 Jul. 8 I am a god who sets the head afire with smoke Duir the Oak
Jul. 9 Aug. 5 I am a battle-waging spear Teinn the Holly
Aug. 6 Sep. 2 I am a salmon in a pool Coll the Hazel
Sep. 3 Sep. 30 I am a hill of poetry Muinn the Vine
Oct. 1 Oct. 28 I am a ruthless boar Gort the Ivy
Oct. 29 Nov. 25 I am a threatening noise from the sea Ngetal the Reed
Nov. 26 Dec. 22 I am a wave of the sea Ruis the Elder
Dec. 23 Who but I knows the secret of the unhewn dolmen?
или:
Celtic Tree Approximate Gregorian
name: name: dates:
Beth (Birch) Dec 24-Jan 20
Luis (Rowan) Jan 21-Feb 17
Nuin (Ash) Feb 18-Mar 17
Fearn (Alder) Mar 18-Apr 14
Saille (Willow) Apr 15-May 12
Huath (Hawthorn) May 13-Jun 9
Duir (Oak) Jun 10-Jul 7
Tinne (Holly) Jul 8-Aug 4
Coll (Hazel) Aug 5-Sep 1
Muin (Vine) Sep 2-Sep 29
Gort (Ivy) Sep 30-Oct 27
Ngetal (Reed) Oct 28-Nov 24
Ruis (Elder) Nov 25-Dec 22
Secret of the Unhewn Stone (intercalary day): Dec 23

Иногда числа чуть смещаются. Откуда они его взяли? ХЗ. Но пишут, что это реконструкция. На основе Огама и стихотворения Амергина. Это при том, что деревья Огама чаще всего связаны с другими месяцами (данные приведены по таблицам, посвященным Огаму):
Береза - Ноябрь (напомню, что новый год кельты вроде как праздновали на Самайн. Вроде как, потому что зимнее равноденствие и Имболк они примерно так же позиционировали)
Рябина - Декабрь
Ольха - Январь
Ива - Февраль
- Март (?)
Боярышник - Апрель
Остролист - Июнь
Орех - Июль
Виноград - Август
Плющ - Сентябрь
Тростник - Октябрь
- Ноябрь (?)

Как же так? Где же здесь логика? Нету здесь логики, друиды - дело темное. Как намудрят, а нам потом разбирайся. Так вот, если начать разбираться и рассуждать, то большинство исследователей , и я иже с ними, сходятся на том, что друиды новый год праздновали в дни зимного равноденствия - как рождение нового Солнца (это логично, однако). То есть Самайн (весь период) означал конец годового цикла, а вот начало Нового Года праздновалось позже: на зимнее равноденствие и Имболк.
Я не претендую на то, что приведенный мною календарь правильный. Я вообще ни на что не претендую (кроме баллов, разумеется))). Более того, позиция исследователя заставляет меня относится к нему с долей пренебрежения - это новодел. И справедливости ради, должна отметить, мне попадалась еще одна реконструкция Друидического календаря. Она состоит из 8-ми периодов между основными праздниками и солнцестояниями с равноденствиями, плюс еще 5 Безымянных дней с 15-20 декабря. Никакие деревья в этой трактовке не учавствуют.
Если интересует друидический гороскоп, на основе календаря, то могу отправить вас сюда:
http://www.providence.ru/druid/
Там вполне четко изложены представления кельтов о том или ином дереве, а еще обтекаемые фразы о характере и наклонностях, человека родившегося под тем или иным деревом. Переписывать энто все в доклад да еще своими словами было лень, но информацию нашла.
Иллюстрации рисовала не я, но на некоторые из месяцев они у меня есть.

рис. 1.



рис. 2.



Оценка: 10
Комментарий преподавателя:
Спасибо!