Astera
Рейвенкло, 2 курс
Доклад к уроку Травоведение

Исторические аспекты использования магии растений на Руси.


Уважаемая профессор Травяница!
Посылаю Вам доклад- сочинение
по Травологии
Выполнила студентка 2 курса Рэйвенкло
Astera

Магия растений.
Исторические аспекты использования магии растений на Руси.

Здравствуйте, уважаемая профессор! Продолжая свое исследование использования магии трав, постепенно добралась до особенностей использования магических и лечебных свойств трав на Руси. Тема эта интересна прежде всего потому, что это – часть нашей истории, и кроме того - магия использования трав на Руси не только имеет древнюю традицию, но и вплетается в общемировую историю использования трав.

Многие материалы, посвященные истории травоведения на Руси включают в себя Сказание о Первом Знахаре. Он был первым, кто с малых лет прислушивался к шелесту трав и листьев, и голос Матери-Земли, что могла накормить и исцелить своих детей. И он построил келью, где, отгородившись от мирских дел, стал изучать свойства трав и проникать в суть их магии.
И, познавая, использовал их для добра, лечил и исцелял тех, кто приходил к нему за помощью. Но был проклят он за то, что в старости продал душу дьяволу за возвращение молодости…А еще научил его Лукавый распознавать не только добрые травы, и злые, возросшие из семян, разбросанных по ветру рукою врага рода человеческого. Велик соблазн для однажды поддавшихся ему: стал знахарь плодить своим знанием не только добро, как в былые времена, а и зло, - не одну подмогу оказывать людям, но и пагубу…

И в кипящем котле в аду расплачивается он за свои прегрешения, и, как гласит легенда:

«Только раз в году - на Светлое Христово Воскресение, когда разрешаются узы ада, и двери райские отворяются, невидимкою пробирается он на белый свет. Вплоть до Вознесеньева дня ходит он по лесам, по степям, посреди знакомых трав. Злые и добрые - узнают они его, приветствуют по-старому, шепчут ему каждая о своей силе. Горькой укоризною отзывается ему их вещий шепот. В это же время выходят на его стезю и многие другие, одаренные прозорливо-чутким слухом люди: прислушиваются к голосам трав. Не видят они первого знахаря, но сила его знаний передается по частям то одному, то другому из них: иной внимает злым»

И прощение Знахарю возможно лишь в последний день мира, и при том условии, если дела его последователей не перетянут чашу весов Судьбы в сторону зла…

Так говорит легенда, предостерегающая и печальная. Легенда эта прижилась на Руси, и недоверие к травникам и знахарям пошло по селам и городам...

И много лет знания о травах копились у знахарей, хранивших их в тайне и открывавших лишь близким родственникам. Знания переходили из поколения в поколение, овеянные ореолом тайны…А с XI в. в России врачевание стало сосредоточиваться в монастырях. С этого же времени известны и первые рукописные «Травники. (нужно отметить, правда, записанный ранее «Изборник», составленный внучкой В. Мономаха. Но это рассматривалось в лекции, поэтому подробно рассматривать наверное не стоит. Хочу только заметить, что во времена Владимира Мономаха появились привозные лекарства - "зелья", - которые доставляли из Александрии. Среди них, вероятно, были корица, александрийский лист, ревень, перец и др. )…

В XVI веке в Москву стали прибывать первые профессионалы – аптекари, которые использовали свои знания о лекарственных травах для создания лекарственных препаратов для продажи. Первое упоминание об аптекарях (в 1554 г.) - о Матюшко - аптекаре, правда без указания его профессиональных качеств и знаний. Возможно, это был просто торговец фармацевтическим сырьем и товаром.

По таким распространенным источникам, как "Домострой" также можно судить о том, как осуществлялась лекарственная помощь с использованием магии трав на Руси. В нем содержится множество рецептов, причем не только простых - народных, - средств, но и достаточно сложных.
Там есть сведения о многих лекарственных растениях и способах приготовления из них различных лекарств ("своборинном дереве" - шиповнике, например).

Приводятся сведения о множестве "припущенных вод" (отгонов): "из васильковой травы, из петросильевы травы, силидоньевы травы (сельдерея) и др.

В конце XVI в. по приказу царя Федора Ивановича был издан первый русский печатный «Травник».

Во времена Петра I появились уже и аптекарские огороды, и нужно отметить, что они во многом делали акцент на разведение «заморских» трав. А ведь и у нас очень много растений, которые можно использовать в лекарственных целях!

Однако народ хранил сокровища знания о магии трав.
В народе сохранилось множество рукописных травников и лечебников - к настоящему времени известно около 400 рукописных книг. Травники и лечебники XVI-XVIII вв. включали уже и переводы с "немецкого языка" - последнее означало перевод вообще с иностранного языка, включая латынь. Эти переводы дополнялись оригинальными вставками - "указами", иногда в них входили части различных западных "гербариев" и "садов здоровья". В России они чаще всего именовались "Прохладными вертоградами", т. е. лекарственными цветниками

Позднее использование трав в России частично перешло в руки иностранцев. Они обычно использовали растения, произрастающие в Западной Европе, также забывая о богатствах русской лекарственной флоры. В Россию ввозили из Германии березовые почки, цветки подсолнечника и мать-и-мачехи, хмель, можжевельник, ревень. Серьезное изучение российских лекарственных растений началось только во времена Первой мировой войны…

А если посмотреть внимательнее – все это ведь можно было найти и у нас…только свои травы казались официальным лицам как будто недостойными внимания…

Вообще, несмотря на то, что магия трав использовалась с 11 века не только знахарями и волхвами, мне кажется, что исследования их свойств не всегда носило серьезный и систематический характер. Однако важно и по-настоящему хорошо то, что народ сохранил бесценные сведения, и опыт, которым мы можем пользоваться.
Еще одним важным аспектом использования магии трав на Руси являются заговоры и приговоры при сборе трав. Но это достаточно широкая тема, чтобы затронуть ее походя. И -достаточно важная и интересная, чтобы остановиться на ней позднее

С уважением,
Astera

Оценка: 10
Комментарий преподавателя:
отлично!