Ланка
Рейвенкло, 2 курс
Доклад к уроку Травоведение

Летательная мазь с точки зрения маглов и магов.




Чтобы добиться перемещения или превращения, ведьмы натирали свои тела мазью.
Первое упоминание о мази для полета появляется в одном из первых рассказов, приведенных Нидером и датируемым примерно 1435г. Там рассказывается о том, как женщина натирала себя мазью, сидя при этом в большой квашне для замешивания опары. Она тотчас заснула и представила себя летящей, сотрясая квашню так сильно, что выпала и разбила себе голову.
Если маги точно знали рецепт приготовления такой мази, то маглы терялись в предположениях.
Европейские исследователи описывали некоторые из способов приготовления этих мазей, частично основываясь на народных лечебных травах, частично используя элементы классической магии и собственное воображение.
Так, например, Приериас, папский ставленник, выступавший против Лютера, говорил в 1521г., что мазь, использовавшаяся для полетов по воздуху, изготавливалась, в основном, из толстого куска мяса сваренных детей, желательно некрещеных. В 1608г. Гваццо повторил эту выдумку. Френсис Бэкон усилил этот намек, и в «Sylua Sylvar» саркастически заметил, что «жир детей, вырытых из могил», может быть смешан с мукой тонкого помола и «соком из волчьих ягод, волчьей отравы и лапчатки ползучей». Заметим, что эти травы входят в состав мази. Возможно, что этому маглу удалось достать где-то рецепт, но он немного его исказил.
Бэкон добавлял, что, с научной точки зрения, «весьма вероятно, что снотворные (наркотические) вещества вызывают у ведьм иллюзию полета», и что галлюцинации вызывались «не с помощью заклинаний, ...но исключительно с помощью мазей и натираня себя повсюду». Позднейшие члены Королевского общества не отличались такой научностью взглядов, как Бэкон. Например, Гланвиль верил в перемещения. Другой ученый, Мор, объяснял, что магическая мазь «заполняет поры, выводит холод и сохраняет тепло и дух, что тело и сила духа могут поддерживаться соответствующим образом, чтобы снова принять душу при ее возвращении» («Antidote Against Atheism»).
Известна книга Жана де Нино о превращениях, в которую включены рецепты магических мазей для полетов по воздуху и для превращения в животных.
В 1615 г. Жан де Нино говорил, что мазь должна втираться в тело, пока оное не покраснеет, так, чтобы лекарство могло проникнуть в кожу как можно глубже.
В то время, как английские теоретики обсуждали мази, английские ведьмы, подвергавшиеся пыткам на судах, возможно, знали о них очень немного.
В 1612 г. Джанет и Эллен Бирлей были обвинены в околдовывании ребенка до смерти. 14-летняя Грейс Соуэрбатс показала, что эти женщины вырыли маленький трупик и «взяв его, отварили часть в горшке, часть изжарили на углях, и упомянутые Джанет и Эллен съели понемногу того и другого. И после этого упомянутые ведьмы положили кости упомянутого ребенка в горшок, а жиром, который вышел из названных костей, как они утверждали, они натирали себя и могли принимать образы других существ».
Конечно, все это чушь. Даже сам факт того, что показания давал священник, говорит о многом.
Конечно, нельзя исключать факт того, что, возможно, маги спохватились, что их рецепты стали просачиваться в мир маглов. Поэтому они как-то воздействовали на людей.
Вышеупомянутые ведьмы признались, что они разрубили тело и сварили его, часть съели, а часть «ввели в свои мази наряду с другими составляющими».
Жан де Нино классифицировал мази по 3 разделам:
1.Воображаемое посещение шабаша. Данная мазь вызывала фантастический мир видений, восстанавливаемый в памяти ведьмы после пробуждения. Нино выделял жир ребенка как основной ингредиент, к которому добавлялись соки из травы водяного пастернака, аконита, лапчатки ползучей, ядовитого паслена и сажи. Нино приводит характерные типичные примеры, когда за женщинами, натертыми этой мазью, наблюдали всю ночь, а при пробуждении они сообщали мельчайшие детали о шабаше, происходившем на расстоянии многих миль. Похожий рецепт (в 1563г.) дается Вейером, врачом-скептиком, указывающим на естественные наркотические свойства лечебных трав, которые часто вызывают «великий беспорядок в умах».
2. Езда на метле и полеты по воздуху. Мазь, вызывающая физическое ощущение езды, состояла из простых наркотиков, таких как белладонна. Существовали и другие способы: можно было съесть мозг кота или напиться спиртного. Нино проницательно избегает точных деталей, «из боязни предоставления злобным личностям возможности совершения зла». Об эффективности подобной мази Нино услышал в 1603г. от францисканского монаха, который, догадавшись, что его тетка является ведьмой, наблюдал за ее приготовлениями к ночному полету. Затем он сам натерся этой мазью и посетил шабаш; при возращении, в наказание за его вмешательство, теленок, на котором он летел, уронил его в Рейн, откуда его спас дружески расположенный к нему мельник. Он донес на свою тетку, но никто не хотел верить ему, потому что, говорит Нино, многие влиятельные люди сами были колдунами.
Некоторые врачи считают, что средства, использовавшиеся ведьмами, вызывают бредовое состояние: это высоко токсичный аконит, смертоносный паслен (белладонна) и водяной пастернак, упоминаемый Нино соотносимый с водяным болиголовом крапчатым, тоже токсичным. Гваццо включал как «природные наркотические порошки»: белладонну, плевел, мандрагору, касторовые бобы, опийный мак.
В приложении к книге Маргарет Маррей «Witch Cult in West-em Europe» (1921) профессор Кларк устанавливает, что аконит в небольших дозах вызывает сердцебиение, белладонна — бредовое состояние, а болиголов крапчатый — паралич и перевозбуждение; втирание же подобных мазей в кожу может усиливать все физиологические возможности.
Все-таки интерес маглов со временем немного ослаб. Поэтому маги смогли вздохнуть свободнее. Но тот факт, что состав летательной мази каким-то образом просочился в мир маглов, отрицать нельзя.




Оценка: 5
Комментарий преподавателя:
http://lib.infopole.ru/histor/book/robbin/part12/index.htm написали 3 раздела, а расписали два. Обрабатываете материал - так хоть полностью то делайте.