Сольвейг Паркер
Слайзерин, 4 курс
Доклад к уроку Травоведение

Рябина у древних славян


Рябина -дерево-оберег, используемое в магии и народной медицине. Например, в некоторых местах крестьяне, вернувшись с кладбища, вешали над дверью рябиновые прутья, чтобы покойник «не вернулся домой»; а в случае если покойник после смерти превращался в упыря, его пригвождали к земле колом, который иногда делали из рябины. Странники мастерили себе посох, грызли его и цепочку оставляли во рту за щекой, чтобы не бояться никакого колдовства в пути.
В некоторых местах так объясняли магические свойства рябины: считалось, что рябину сотворил Сатана, но Бог, заметив, что на плодах рябины есть что-то вроде крестов и сами листы ее похожи на крест (лапчатый), отобрал это дерево у нечистого, и с тех пор черт ненавидит и боится этого дерева (вспомним литовское поверье, что черта можно убить только рябиновой палкой). Чтобы отогнать лешего или вернуть подмененного нечистой силой ребенка, их в некоторых местах старались отстегать рябиновой вицей. Так, в одной быличке молодой охотник, догадавшись, что к нему приходит не жена, а лешачиха, побил ее вицей, после чего та исчезла, а в руках у парня оказалась его собака. Рябиновые ветки, наряду с ругой зеленью, освящали на Троицу, плели из них венки и украшали ими дома, а также иногда вкладывали из в веники, которыми парились для красоты и здоровья.
Во многих местах рябину использовали в обрядах, связанных со скотом. Так, например, молодых коров, которые еще не телились, в некоторых местах во время первого выгона погоняли веткой рябины. На Русском Севере пастух отправлялся в лес и вырывал с корнями три дерева: рябину, ель, сосну, расщеплял их до вершины, клал в воротах и по ним весной первый раз выгонял скот на пастбище. Пастух также мастерил себе рябиновый батожок, на котором делал зарубки по количеству коров в стаде; крестьяне верили, что от этого батожка зависит удой, а если его перебросить через скотину, ее не сможет увести леший. В день первого выгона скота в поле пастух держал этот батожок под мышкой, погонял им стадо и затем, в тайне от всех, закапывал его в сыром мете (иногда вместе с «отпуском» для лешего). В последний день выгона скота пастух выкапывал рябиновый батожок и сжигал его, после чего работа пастуха считалась законченной.
Особую роль рябина играла в свадебных обрядах. Например, в некоторых местах рябиновыми или калиновыми ветками и ягодами во время венчания украшали дом и двор, свадебный пирог и пр. Сваха сыпала жениху за голенище рябиновые коренья, чтобы на него не навели порчу на свадьбе; невеста также могла держать при себе рябиновые корешки или крестик из рябины для защиты от сглаза.
Но, несмотря на положительные свойства рябины, в некоторых местах ее сближали с осиной считали нечистым деревом, связанным с чертом, ведьмой и пр. Так, русские крестьяне верили, что ведьма или оборотень, для того, чтобы превратиться во что-нибудь, кувыркается через рябиновое деревце или рябиновый пень. Бурные грозовые летние и осенние ночи (особенно во время цветения и созревания ягод рябины) так и называли: рябиновые ночи; при этом считалось, что в такие ночи, как на Иванов день, зацветает и папоротник. Крестьяне некоторых мест предполагали, что в году непременно бывают 3 рябиновые ночи: одна в конце весны (когда цветет рябина), другая в середине лета (когда на рябине начинают созревать ягоды), а третья в начале осени (когда ягоды совсем поспеют). Вероятно, этот миф возник на основании представления грозовой палицы бога-громовика веткой рябины и сближении красных рябиновых ягод с цветом молнии.
К рябине, как к не вполне «чистому» дереву иногда обращали и заговоры. Заговор «от портежа, насылки, переполоха» нередко произносили весной возле рябины, стоящей на муравейнике. Заговор от лихорадки произносили у корня рябины, а потом, вырвав ее из земли, клали на постель возле больного человека. На рябину могли иногда относить болезни, выливать воду после больного и т.д.
У славян во многих местах существовал запрет рубить или ломать кусты или ветки рябины, использовать ее на дрова, обрывать цветы, а иногда даже ягоды. Рябину считали очень мстительным деревом: считалось, что тот, кто сломает или срубит ее, вскоре умрет сам или умрет кто-то из его близких; у того, кто причинит рябине вред, будут болеть зубы. Иногда это связывалось с поверьями о том, что в рябину был превращен человек (девушка, проклятая родителями, сирота). Кроме того, ее нельзя было рубить и потому, что знахари переносили на нее болезни, и тот, кто срубал дерево, принимал болезнь на себя, заболевал и мог умереть
Из-за горечи и жесткости ягоды рябины далеко не везде употребляются в пищу; однако в России их ели охотно, приготовляя различные кушанья. Свежие ягоды рябины, печеные с медом, издавна составляли «приятное и здоровое у русских мужиков осеннее кушанье». Вареные с сахаром рябинные ягоды подавались «и в хороших столах на заедки». В Сибири некоторые крестьяне обваривали рябинные ягоды кипятком, а потом, «налив дрождями», давали забродить, получая в результате крепкое и приятное вино. Готовили из ягод рябины и сироп, и рябинный квас – прохладительный напиток, использовавшийся и в лечебных целях – при различных воспалительных процессах и как слабительное, мочегонное, очищающее почки средство.
Заготавливать рябину крестьяне начинали обычно при наступлении первых морозов, так как ягоды становились менее горькими и более мягкими. Собирали ягоды вместе с веточками, а затем подвешивали громадные гроздья под крыши изб, сеней, сараев, где похолоднее. В некоторых губерниях крестьяне отламывали целые ветви рябины с ягодными кистями и заметывали их в сенные зароды и стеги, а зимой привозили домой вместе с сеном и лакомились вымерзшими, мягкими и почти утратившими горечь ягодами. Кроме того, такими ягодами лечились от угара, нередко случавшегося во время морозов в черных избах.


С уважением, Сольвейг Паркер.

Оценка: 10
Комментарий преподавателя: