Грифон
Хаффлпафф, 4 курс
Доклад к уроку Травоведение

Горох.


Приветствую Вас, профессор Травяница!
Горох.
Рассыпался горох на четырнадцать дорог. (Русская народная поговорка)

Почему же горох, принадлежащий к старинному семейству бобовых, вдруг "рассыпался на четырнадцать дорог"? История эта поучительна. В старину русский народ, расселяясь по родной земле, кочевал то на шитых плотах, то на конях, а то и пешком. В пути приходилось ему испытывать беды и лишения. Прослышав о приволье вновь открытых мест, народ шел к ним семьями, деревнями. По пословице "Передний заднему мост" люди, шедшие впереди, оставляли идущим вслед разного рода памятки. Так, они бросали по обочинам дороги зерна гороха и семена репы. Те быстро давали всходы, указывая путь идущим, а созрев, спасали переселенцев от голодной смерти.
На Руси горох известен давным-давно. Недаром, когда хотят сказать о событиях глубокой древности, говорят: "Это было при царе Горохе". А судя по тому, что из него готовили горох тертый, горох цеженный, сыр гороховый )твердо сбитый мятый горох с постным маслом), пекли пироги с горохом, варили лапшу из гороховой муки и всеми любимую гороховую похлебку с ветчиной, то вполне вероятно, горох был популярнейшим кушаньем, овощным "царем".
Культивировать растения человек стал потому, что, перепробовав тысячи, понял: более легкоусвояемых организмом, более энергоемких, более полезных нет в природе. Многие из них - например, та же морковь и горох - стали культивироваться из-за исключительных целебных свойств. Таким образом, наши предки за десятки тысяч лет отобрали для нас из огромной массы растений самые полезные и необходимые человеческому организму, - это подтверждают и опыт естественной медицины, и современные научные исследования.
Следуя похвальному примеру Авиценны, я не буду переписывать из справочников ботанические описания (или как-то переиначивать их) хорошо знакомого нам растения. Великий Ибн-Сина в таких случаях говорил: "они известны", и этого вполне достаточно. Ведь нас интересует не форма прицветника или расположение листьев, а свойство того или иного растения.
Высокие питательные свойства гороха люди ценили еще в каменном и бронзовом веках. Современные биохимические исследования подтвердили это авторитетное мнение наших далеких предков. Растительный белок гороха состоит из очень важных для жизни организма аминокислот - цистина, лизина, триптофана, аргинина, метионина и других, необходимых для построения животных белков. В масле гороха обнаружены также гормоноподобные соединения. Сахар, жир, крахмал, соли калия и довольно высокое содержание фосфора - незаменимого компонента главного энергетического соединения в клетках животных и человека - АТФ - ставят горох на первое место среди остальных сельскохозяйственных культур в смысле питательности и энергоемкости. Словом, недаром на Руси гороховый кисель именовали сытью.
Отвар травы и семян гороха обладает сильным мочегонным свойством и применяется при почечнокаменной болезни. Для рассасывания твердых воспалительных инфильтратов, нарывов, фурункулов и карбункулов можно использовать припарки их гороховой муки.
В народной медицине горох употребляли в основном для того, чтобы избавиться от кожных заболеваний. Бородавки, лишаи, мозоли, рожу лечили, прикасаясь к пораженным местам горошиной, после чего ее бросали в печь, в колодец.
Про горох сложено немало сказок и легенд. Одна их них рассказывает, что Бог наказал людей за грехи голодом. Изгнанный из рая Адам плакал, когда впервые пахал землю, и из его слез вырастал горох. По другой версии, когда Бог наказал людей за их грехи голодом, Богоматерь плакала, и ее слезы превращались в горох.
В Польше горох считался сильным средством от сглаза. А цыгане на юге Венгрии зарывали горох в загонах для скота, защищая его от дурного глаза.
В старину на Руси считали, что зерна, стручки и ботва гороха способствуют урожаю в поле, плодовитости скота и всеобщему процветанию в хозяйстве. Когда горох созревал, в селах устраивали праздники чествования гороха - “Горохов день”, Этот праздник совпадал с праздником св. Спаса. В этот день в поле рвали горох и с поздравлениями угощали друг друга.
На Украине и в Белоруссии на святки горох был важнейшим блюдом, с приготовленной из него пищей совершались разнообразные магические действия. Хозяин бросал по ложке гороха в каждый угол и на потолок со словами: “Сто мер гороху, сто мер маку, сто мер пшеницы и сто мер ржи”. Если к стене прилипало много горошин, это предвещало урожайный год.
В некоторых областях за рождественским ужином оставляли по ложке гороховой каши в углу и под столом, для того, чтобы весь год в семье водились деньги.
Западные славяне в Великий пост готовили блюдо из набухшего и обжаренного гороха. Это блюдо называлось "пучалка". Его употребляли в пищу во время исполнения обряда потопления чучела Смерти. Фигуру Смерти делали из гороховой соломы. Участники обрядовых обходов на святки, масленицу, пятую неделю Великого поста также рядились в гороховую солому.
У славян горох играл большую роль в ритуалах, связанных с браком и обеспечением деторождения. У поляков горох был основным свадебным блюдом. Участники свадьбы даже исполняли танец с миской гороха в руках. Чехи обсыпали им невесту и по застрявшим в платье зернам гадали о количестве будущих детей. В русской свадьбе молодых стегали гороховыми плетями при входе в дом после венчания. У славян известны сказочные мотивы о рождении богатыря по имени “Покатигорошек” из горохового зерна, которое проглотила мать-царица.
А так же в поминальных обрядах горох занимал важную роль. Горох раскидывали по углам или бросали за печь для душ умерших. У славян считалось, что голодные души умерших с плачем ходят по дому, где забыли про этот обычай. У белорусов и поляков горох, фасоль, бобы, сваренные в медовой сыте, служили ритуальной пищей в поминальные дни. В Белоруссии во время еды открывали окна и двери, старший в семье обходил дом, глядел в сторону кладбища и приглашал умерших родителей на угощение из гороха.
Широко культивировали горох и в Древней Индии, и в Древнем Китае, где он являлся символом плодородия и богатства. В Древней Греции и Древнем Риме горох был основной пищей бедного люда, а во Франции XVI века горох с поджаренным свиным салом подавался и за столом короля, и за столом простолюдина. В Испании, как и в России, одним из самых любимых кушаний была гороховая похлебка с ветчиной. Но особенно высоко оценили и полюбили горох немцы. Они широко его культивировали, готовили из него множество блюд, а в XIX веке в повседневном рационе немецких солдат появилась даже гороховая колбаса.
Спасибо за внимание.
С уважением, Грифон.

Оценка: 10
Комментарий преподавателя:


Дата внесения изменений на сайт: 02.03.20161