Быстролап
Гриффиндор, 3 курс
Доклад к уроку Травоведение

Осина


Ник: Быстролап
Курс: 3 курс
Факультет: Грифф
Предмет: Травоведение
Тема: Осина

Доброго времени суток, профессор!!!)))

Я бы хотела рассказать о таком замечательном растение, как Осина.
В народе ее иногда еще называют «дрожащим деревом», потому что листва осины трепещет даже при абсолютном безветрии. Может быть, по этой причине осину наделяют целебными свойствами против жара и лихорадки. В осиновой коре никогда не заводится гниль. Это ее уникальное свойство даже отмечено в словаре Даля: «Если зубы плохие, вырезают треугольник из коры, трут им десны до крови, а потом опять прикладывают кору на прежнее место. Тем же способом снимают боль при ожогах, порезах».
Свойства оберега могут быть обусловлены легендарными и мифологическими сюжетами, относящимися к растениям. Осина проклята Богом, т.к. на ней (по преданию) повесился Иуда. Она горька, ядовита и опасна.
Осина — в народных представлениях проклятое дерево; вместе с тем широко используемое в качестве оберега.
Рассказывают, что Осина виновна в том, что позволила мучителям Иисуса Христа сделать из своей древесины крест, на котором его распяли, гвозди, которыми он был прибит к кресту; Богородица либо сам Христос прокляли Осину и наказали ее вечным страхом, от которого та трясется по сей день. Согласно другим рассказам, Осина не проявила почтения: в момент рождения Христа и при его кончине не затихла и не склонилась, а продолжала шелестеть листвой и трепетать. Потому она дрожит без причины, не дает плодов и не может укрыть человека своей тенью. Наконец, говорят, что мучимый страхом и раскаянием Иуда долго не мог найти дерево, которое согласилось бы «принять» его, и лишь Осина сжалилась и позволила ему повеситься на ней, за что тут же и была проклята Богом.
Осину запрещалось сажать около домов (во избежание несчастья, в том числе — болезней); Осину не использовали при строительстве, не топили ею печь, избегали сидеть в тени дерева, не вносили в дом осиновых веток и т. п.
Кое-где у восточных славян Осину считали также «чертовым» деревом, ср. характерное гуцульское название черта «осинавец». В местах, где растет Осина, по поверьям, «вьются» черти. Ходить там небезопасно: черти могут так запутать человека, что он заблудится и не найдет дороги назад. Черти, заводящие человека в заросли Осины, принимают облик его родственников и знакомых, а затем внезапно исчезают; изображают свадьбу, на которой человек веселится. а наутро он обнаруживает себя спящим не в избе, а под Осиной; колдун, мстящий ребенку, угощает его сладостями, которые оказываются на деле осиновыми листьями, и тому подобное. О пребывании черта на Осине (или вблизи нее) свидетельствует запрет прятаться под Осиной во время грозы, потому что «осину гром ищет» (гром «бьет» черта в славянских поверьях).
Связью Осины с нечистой силой можно объяснить широкое использование ее в магических целях. Согласно белорусским поверьям, на огне из осиновых веток ведьмы готовили вредоносное зелье; чтобы превратиться в волка или стать невидимым, колдун должен был перекувырнуться через пять осиновых колышков, вбитых в землю, или через осиновый пень; бросив ветку Осины перед путником, колдун сбивал его с дороги. Желая завести дружбу с лешим, человек призывал его, стоя в лесу на поваленных осинках.
Вместе с тем в некоторых ситуациях Осину использовали в магических целях и при гаданиях. Чтобы обнаружить вора, поляки вкладывали в расщепленную Осину вещь, до которой дотрагивался вор; считалось, от этого его начнет трясти лихорадка, и злодей поспешит вернуть украденное. Белорусы, чтобы вернуть себе подменыша, били его, положив на осиновые ветки. Осину использовали и в магических способах распознавания ведьмы: ее можно было увидеть, если в ночь накануне Ивана Купалы спрятаться в хлеву под бороной, специально изготовленной из Осины. Чтобы узнать, кто из женщин в селе ведьма, белорусы вбивали в землю осиновый кол, состругивали с него щепки, поджигали их и на огне кипятили цедилку (тряпочку, через которую процеживают молоко): считалось, что ведьма непременно придет просить не жечь ее огнем.
Известным магическим приемом было и «заламывание» осины. Человек, поссорившийся с соседом, работник, стремящийся расстаться с хозяином, юноша, желающий навсегда покинуть родные места,— заламывали вблизи дороги ветку Осины со словами «пойду и осиною заломлю дорогу», полагая, что никогда уже не вернутся в опостылевшие им места. Мотив заламывания Осины как оберега от русалок встречается в песнях, исполнявшихся в Полесье весной при «проводах русалки», ср.: «Проведу русалку, проведу, Да и осинкою заломлю, Штоб русалочка не ходила, Мого житечка не ломила».
В фольклоре, поверьях и обрядах Осина выступает действенным средством в борьбе с нечистой силой, ведьмами, колдунами и хтоническими существами. На огне из осиновых дров сжигали после смерти колдунов, чтобы они не вредили людям, а также утопленников, похороненных на общем кладбище, что вызывало сильную засуху (ср. в проклятиях: «Чтоб ты сгорел на осиновом дереве»). В русской сказке богатыри побеждают Бабу Ягу, придавливая ее корнями Осины; Добрыня Никитич вешает побежденного им Змея Горыныча на «осину кляплую» (былина «Добрыня и Змей»).
По русским и белорусским поверьям, убитую змею надо повесить на Осину, иначе она оживет и укусит человека. Заговоры от укуса змей обычно читают над осиновой корой, а затем трут ею укушенное место.
У восточных славян, а также в Польше осиновый кол втыкали в могилу «ходячего» покойника или вампира. Нередко это делали еще при похоронах, чтобы умерший не превратился в «ходячего» покойника. Это обыкновенно касалось прежде всего заложных покойников, т. е. тех, кто умер неестественной или преждевременной смертью. Более эффективным считалось вбивание осинового кола прямо в труп умершего, ср. соответствующие проклятия («Кол осиновый тебе на том свете») и пожелания-угрозы, адресуемые хозяевам, если они плохо одаривали колядников («На Новый год осиновый гроб, Кол и могилу, Ободрану кобылу»). Облегченная форма этого обычая — установление на могиле осинового креста или помещение в гроб на грудь покойного маленьких осиновых крестиков.
В обрядах восточных славян Осина использовалась в качестве оберега. В Юрьевский день и купальскую ночь с помощью осиновых веток, воткнутых в стены хлева, в ворота, сараи, оберегали скот от ведьм, отбирающих у коров молоко. С той же целью при отеле коров на рог ей укрепляли кусочек осины; первое молозиво процеживали через осиновую дудочку и отдавали корове. Если у коровы кисло молоко, ее прогоняли через положенные вдоль порога осиновые ветки; через осиновое полено, помещенное в воротах двора, заставляли перешагнуть только что купленную лошадь, и т.п.
Оберегая поля от ведьм, могущих отобрать «спор», в посевы втыкали ветки осины (чаще всего в купальскую ночь); тем же способом охраняли огороды от кротов, гусениц и др. Знахарь, уничтожающий на поле залом (скрученные в узел колосья, вид порчи), вырывал его из земли осиновыми палками и сжигал на осиновом огне. При строительстве дома в углу фундамента втыкали осиновые колышки, оберегая дом от всякой беды. Защищаясь от лешего, человек, застигнутый ночью в лесу, ложился спать в круге, очерченном на земле осиновой палкой.
В народной медицине на Осину «переносили» различные болезни: при лихорадке срезанные волосы и ногти больного вкладывали в дыру, просверленную в осиновом дереве, и забивали дыру осиновым колышком, полагая, что от этого лихорадка не сможет выйти наружу. Иногда вещи больного закапывали в яме под Осину или сажали больного на свежий осиновый пень, полагая, что болезнь уйдет из человека в него. «Передавая» болезнь дереву, просили Осину: «Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу!»
В некоторых случаях в обмен на здоровье человек давал обещание не наносить осине вреда — не ломать ее ветвей, не рубить, не жечь. Ср. сходные поверья о бузине. При детской эпилепсии срезанные волосы и ногти забивали в косяк двери осиновым колышком на высоте роста ребенка: считалось, что когда ребенок перерастет это место, он выздоровеет. При детской бессоннице из Осины делали купель для ребенка или клали Осину ему в колыбель. С помощью Осины лечили также зубную боль, грыжу, детский испуг и другие болезни. При приближении эпидемии холеры в четырех концах села втыкали в землю срубленные деревца Осины, ограждая тем самым село от проникновения болезни.
Применялась Осина и в народной ветеринарии. При эпидемии чумы (так называемой Коровьей Смерти) размахивали в воздухе осиновыми палками; на осиновом огне готовили лекарственные травы для скота и др.
Осина - магическое дерево, забирающее энергию. По народным преданиям, осиновым колом прибивают вампиров. На могилы колдунов и ведьм ставят осиновый крест. Если дух покойного родственника тревожит по ночам, то в его могилу втыкают осиновый кол или крест. Осину используют в магии жертвоприношения и негативной магии.
Осина, в частности, отваживала русалок, вредивших крестьянским посевам. В Полесье существовал весенний обряд "проводов русалки", который сопровождался песней:
Проведу русалку, проведу,
Дай осинкою заломлю,
Штоб русалочка не ходила,
Мого житечка не ломила.
Осиновый кол издавна считался лучшим средством усмирения "ходячего" покойника и вампира. Его вбивали в могилу или ставили на ней осиновый крест, а умерших колдунов и утопленников сжигали на костре из осиновых дров. Осина изгоняла многие болезни, особенно связанные с лихорадочными явлениями: "Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу!".

С уважением, Быстролапка.


Оценка: 10
Комментарий преподавателя: