Эвис Эмплада
Слайзерин, 3 курс
Доклад к уроку Травоведение

Поверья и обряды, связанные с березой


Здравствуйте, профессор Олюш!

Поверья и обряды, связанные с березой.

В славянских народных поверьях береза наделялась ярко выраженной женской символикой. При обрядовых приговорах в
сватовстве береза и дуб выступали как символы невесты и жениха ("у вас есть береза, у нас дуб". В украинских обрядах лечения детских болезней девочек носили к березе, а мальчиков - к дубу. В Полесье верили, что посаженная близко к дому береза вызывает женские болезни у его обитательниц; то наросты на березовых стволах образуются от женских проклятий ("бабских прокленов". В некоторых полесских селах при похоронах тело умершей женщины покрывали березовыми ветками, а тело мужчины - ветками тополя. В белорусских причитаниях умерших братьев именовали "зялеными кусточками", а умерших сестер - "белыми бярезами". В народных поверьях приндлежащими русалкам и вообще душам умерших считались, как правило, одиноко растущие в поле березы с ветвями, свисающие до земли; на Троицкой неделе к ним боялись подойти, опасаясь русалок. В Польше такие плакучие березы называли деревьями духов, так как считалось, что в них вселяются души умерших девушек (реже - вообще души заложных покойников), которые по ночам выходят и насмерть "затанцовавыют" случайных прохожих. В Польше же существовало поверье о том, что под одиноко растущей березой покоится душа умершего насильственной смертью и вместо сока течет в ней кровь. У белорусов необычный вид березы (например, искривленной или сросшейся с другим деревом) считался свидетельством того, что под ней погребена загубленная душа. В Костромском крае об умирающих девушках (иногда взрослых женщинах) говорили, что они "в березки собираются"; при этом во многих местах верили, что на Троицу в березовые ветки, украшающие дома, вселяются души умерших родственников.
Вообше, береза повсеместно считалась деревом, причастным к миру сверхъестественного. Она была связана не только с
душами умерших, но и нечистыми духами, и в народных быличках часто выступала как атрибут разнообразной нечистой силы. Так, например, согласно многочисленным поверьям, ведьма может надоить молока с ветвей березы и летать по ночам не только на помеле или хлебной лопате, но и на березовой палке; в быличках чудесные белые кони, подаренные человеку чертом или ведьмой, к утру превращаются в кривые ветви березы или березовые жерди, а поданный чертом хлеб - в березовую кору. Ведьмы и колдуны к тому же устраивают свои шабаши на березах. В одном из рассказов женщину, в которую вселился бес, во время приступа бросало на березу.
Мифическое представление тучи в виде дерева, береза, объясняло, вероятно, и важное место, занимаемое березой в
обычаях весеннее -летних празднеств посвященных созреванию урожая. Так, повсюду у восточных славян на Троицу принято было совершать обряды с растущей или срубленной Березой. Занимались этим преимущественно девушки и женщины, которые отправлялись в лес и выбирали там молодую красивую березку (называемую в разных местах "кума" или "гостейка", "семик", "куст", "красота", "баба" и пр.), обвивали ее поясом или лентами, украшали, завивали на ее ветвях венки, устраивали под ней совместное угощение, водили хороводы или гадали. В некоторых местах с деревцем совершали другие обряды: девушки "кумились" с березой, просили у нее доли, умывались березовым соком для красоты и здоровья. В Костромском крае существовало поверье,
что девушка, первой севшая в тени "завитой" березы, выйдет замуж в текущем году. В Нерехтинском округе девушки сперва
"кумились" друг с другом (свивали нижние ветки березы венком и попарно целовались через этот венок), а затем одна из девушек, подражая пьянице, бросалась на землю и каталась по траве, после чего притворялась заснувшей крепким сном; другая девушка пробуждала притворившуюся спящей и целовала ее. В этом обряде, возможно, роль спящего некогда исполнял парень. Пробуждение спящего человека символизировало весеннее возрождение растительности; пробуждающая же спящего девушка была, по-видимому, олицетворением весны, живительного тепла и солнечного света. Недаром обряд совершался сразу после обрядов с березой, символизирующих дождь, без живительной влаги которого невозможно распускание и цветение зелени.
По окончании всех обрядов березу обычно "развивали" (снимали с нее наряды, расплетали ветви), либо срубали и
ходили с ней по селу, а затем "провожали" березку или "хоронили" ее - бросали в воду, в овраг, в костер. Обрядовые шествия с березкой на Троицу совершались во многих местах были известны практически всем славянским народам. Например, в последний четверг перед праздником Троицы в некоторых русских губерниях крестьяне отправлялись в лес, пели песни, вплетали венки и
срубали молодую березу, которую обряжали в женское платье. После этого ее приносили в родную деревню и устанавливали в
одном из домов, где дерево в качестве желанного гостя оставалось до Троицы. В следующие 2 дня крестьяне посещали дом, в котором находился тот удивительный "гость", а на третий, Троицын день выносили дерево из дома, с песнями проносили его по деревне и затем топили его вместе с украшениями в реке - это должно было обеспечить дождь, необходимый для посевов.
Подобные обряды были известны не только славянам, но и многим другим народам, например норвежцам.

Засим всё,
С уважением, Эвис.
Оценка: 10
Комментарий преподавателя:
Хорошая подборка. спасибо