Милеанна
Гриффиндор, 4 курс
Доклад к уроку Травоведение

Магические растения разных народов мира.


Здравствуйте, профессор Травяница!
Милеанна, 4 курс, Гриффиндор
Тема этого доклада была утверждена Вами в конце прошлого триместра.
У каждого народа свои традиции, культура и обычаи. У каждого народа своё понимание магии. И у каждого народа есть растения, которые считаются магическими. В разных странах на травах гадают, верят в их магическую силу, применяют как обереги от нечистой силы, стихийного бедствия, в дороге, болезни разные лечат.
Немцы верили в неодолимую силу листочка клевера с четырьмя сегментами, срывали его в воскресенье до восхода солнца и клали в башмачок, чтобы уличить ведьм.
На Украине ходило много легенд про тирлич крестчатый и аконит шерститоусый, или тою. Эти растения создал сам Бог, и их боятся черты. Из-за этого, как свидетельствуют этнографические источники, и носили девушки венки из тирлича и аконита, чтоб отвадить от себя нечистую силу. А волшебная тирлич-трава, по легендам растёт только на Лысой горе.
Как и гора Броккен, Лысая гора в ивановскую ночь была сборищем всех киевских ведьм. Перед праздником Ивана Купала, только один раз в год тут появлялась волшебная тирлич-трава. По легенде, никого не пускали ведьмы на гору. Но если какой-то человек сможет их перехитрить, то он завладеет тирлич-травой, т тогда ему не страшны будут черты, он станет богатым и счастливым. Для этого надо было за год до этого, тоже на Ивана Купала, рано утром выкопать без ножа и лопаты корень плакуна (в одних источниках так в старину называли зверобой полевой, в других – плакун верболистый), стать в церкви и промолвить заклинание: «Плакун, плакун! Плакал ты долго, а выплакал мало. Не котитесь твои слёзы по чистому полю, не разносись твоё завывание по синему морю. Будь ты страшным для злых бесов, полубесам, старым ведьмам киевским. А не покорятся тебе, утопи их в слезах, а убегут от твоего срама, замкни их в ямы адские. Пусть будет моё слово при тебе крепким и твёрдым. Век веком». Потом необходимо было одеть заговорённый корень плакуна на шею на красной нитке и носить целый год. Плакун-трава заставить ведьм плакать, они не смогут ничего видеть абсолютно, и смельчак сможет сорвать тирлич.
Во Франции важным элементом ритуала дня Сен-Жана был сбор трав и растений на рассвете, до восхода солнца. Отдельные виды так и назывались: «Травы Сен-Жана». В этот набор входили зверобой, вербена, полынь белая, укроп, подорожник, лаванда и другие. Эти растения имели как целебные, так волшебные свойства.
У народов, населяющих Пиренейский полуостров, уважались вербена, гвоздика полевая, клевер, чертополох, дикая малина, лавр. В Каталонии, скажем, с целью любовной магии надо было в полночь подпалить на огне бутон гвоздики полевой: если до утра на стебле раскроется новый цветок, девушку ждёт счастье в любви.
Австрийцы в Нижней Карантинии 23 июня пол в комнатах застилали ромашками и другими цветками с жёлтой серединой и плоскими лепестками, которые в народе назывались «колесо солнцеворота». Собранные травы применялись для лечения болезней и как обереги от грозы.
Практически у каждого европейского народа было растение, посвящённое Иоанну Крестителю. В Венгрии такой травой считается рута. Она была символом девичьей чистоты.
В Средние Века за чемерицей – ранневесенним растением утвердилась слава средства, которое надёжно оберегает от нечистой силы, разрушает заклинания и колдовство. В Англии чемерицу садили около порога дома, чтоб в него не могли зайти злые духи.
Запорожские казаки носили особенный амулет – подвешенные на шее корни нашей орхидеи – любки двулистной. Народ свято верил в сверхъестественные свойства этого растения, любил его (об этом свидетельствует и нежное ласкательное название), и это нашло отображение в поэтической легенде:
«На протяжении многих дней крымские татары преследовали небольшой отряд козаков. Перед беглецами раскинулась голая степь: ни дерева, ни колодца. Татарский бей решил прекратить погоню: мол, запорожцы и так погибнут без еды и без воды. Но беглецов спасли от смерти потемневшие от времени клубочки, которые висели у них на шее. Это были клубни любки. Они утоляли голод, жажду, придавали сил. Ошибся бей: народу, который борется за свободу, помогают даже травы».
Полынь горькая считалась не только средством защиты против нечистой силы. Ещё римляне считали её растением, которое помогает в дороге. Плиний Старший уверял, что если путешественник привяжет к ноге пучок полыни, он не почувствует усталости. Писали также о том, что ароматное зелье оберегает мореплавателей от морской болезни.
Омела белая также считалась магическим растением у многих народов. В Швейцарии её называли «громовой метлой», потому что думали, что она появляется на деревьях после грозы. В Швеции пучок омелы привязывали к потолку строения от проникновения троллей. Негры племени вало из Сенегала носили листья омелы как талисман «гри-гри», который должен был оберегать от ран на войне. Поскольку омела, прикрепившись на ветках, не падала на землю, считалось, что с эпилептиком не случится припадок, если он будет носить в кармане кусочек омелы. Кстати, это растение от падучей болезни рекомендовали ещё до XVIII века медики.
Я рассказала только небольшую часть того знания о магических растениях, что есть у разных народов. Каждая страна хранит свои тайны травоведения, и многие из них не раскрыты до сих пор.

С уважением, Милеанна, Гриффиндор
Оценка: 10
Комментарий преподавателя: