Perun
Слайзерин, 1 курс
Доклад к уроку Травоведение

Первый знахарь на земле или Злые и добрые травы


Добрый день. Надеюсь мой доклад будет интересным.

Доклад на тему: Первый знахарь на земле или Злые и добрые травы

Теперь, когда аптечные полки активно опустошают наши кошельки, многие стали увлекаться собиранием и лечением лекарственными растениями. В былые времена целебная сила трав была хорошо известна, о них создано немало легенд и небылиц. Порою это лишь отражение основательно забытых древних знаний, утерянных нами, но хорошо известных нашим далеким предкам. Иной раз для подтверждения этих легенд ученым приходится предпринимать многолетние научные исследования. Поэтому постараемся взглянуть на многочисленные свидетельства, собранные фольклористами прошлого во многих глухих уголках России, как на истину, которая когда-нибудь подтвердит и наша наука. В пору дохристианской древности Руси некоторые представления наших предков-славян на природу были гармоничнее, теснее связаны с природой и человеком. Так, наша "мать сыра земля" была в представлении славян женою Неба-Сварога. "Земля сотворена, яко человек... вместо власов былие имать", - говорится в одном сочинении древнего русского автора. Былие, или травы являлись, таким образом, волосами великой праматери богов. Лечением травами занимались особые знахарки-зеленщики. Народная легенда рассказывает, что все они пошли от первого знахаря. Наделен он был от природы редкостными способностями. С малых лет прислушивался к голосу-шелесту трав и листьев. Слышал и голос матери сырой земли, которая "ради нас, своих детей, зелий всяких народила и злак всякий напоила". Жил первый знахарь отдельно от всех людей, но слух про него дошел и до самого бедного калики перехожего, и до царского двора. Лечил всех первый знахарь без всякой платы. Зная это, очень старался подлезть к нему нечистый, дабы совратить с пути истины. И нашел подход. В обмен на бессмертную душу черт обещал знахарю открыть секрет вечной молодости. Действительно по заключению договора первый знахарь омолодился. С той поры он стал брать с людей деньги за свое лечение. Научил его нечистый использовать недобрые, злые травы, которые вырастали из разбрасываемых дьяволом по ветру семян. Вскорости злые дела знахаря перевесили его дела добрые. Ангел-хранитель и Сама Богородица молили его отступиться от злых дел, но не внял он их молитвам. Тогда Господь послал за ним Ангела смерти. Дьявол весьма ловко Ангела опередил, и душа первого знахаря оказалась в аду. Понятно, что нечистый сдержал свое слово. В котле со смолой, замешанной на злых травах, непрестанно мучается первый знахарь, сохраняя при этом вечную молодость. Только один день в году на Светлый день Пасхи прекращаются его страдания. Тогда отправляется первый знахарь на землю, где, как и прежде, слушает он голоса трав, рассказывающих ему свои секреты. Хотя он остается невидимым, но некоторые особенно опытные знахари выходят по его следу и тоже стараются слушать голоса трав, дабы обучиться древнему искусству лечения. Да и только ли ему? Впрочем, во времена более поздние вопрос о связях знахарей-зеленщиков с нечистой силой решается несколько иначе. Конечно, некоторые представители сей врачебной отрасли злоупотребляют своим опытом, прикидываясь завзятыми колдунами, но лишь немногие действительно получают свои знания и таланты от нечистой силы. Главное отличие всякого знахаря-зелейника, равно и вообще всякого знахаря от колдуна заключается в том, что колдун действует всегда тайно, скрывая от людей свои способности, тогда как знахарь творит открыто, обыкновенно призывая к себе силы небесные, использует чудодейственную силу молитвы и крестного знамения. Между прочим, и добрые травы собирать без специальной молитвы нельзя. Прежде чем сорвать траву, полагается трижды произнести такие слова: "Господи, благослови! И ты, мать сыра земля, благослови траву сию сорвати! Ты ее уродила для человека по всякому подобию, а человеку на пользу: для того тебя и беру; от земли трава, от Бога лекарство. Аминь". Ведь целебной трава бывает только если собирать ее знающи. Зелейничество, по мнению не только простого русского народа, но и самой верхушки русского общества, не слишком далеко ушло от слова "отрава", родственного по корню и смыслу с травой. Считалось, что при желании растениям можно придать не только добрую, но и злую силу. Так ,историк Костомаров упоминает о том, что в 1632 г. во время войны с Литвой запрещено было ввозить в пределы Московского государства хмель, так как некая баба-ведунья, по донесению лазутчиков, наговорила именно на хмель, дабы произвести моровое поветрие - холеру. Правда, трудно понять, какой смысл было ввозить хмель, если и собственного у нас произрастает достаточно? Этот случай поясняет, почему при Иване Грозном достаточно было подкинуть в чужой двор пучок неизвестной травы, чтобы заслужить обвинение в чародействе и злом умысле против хозяина. Это обвинение могло стоить человеку жизни. В присяге царю Борису Годунову так прямо и было сказано: "В естестве и в питье, и в платье, или в чем ином (государю) напасти не учиняти; людей своих с ведомством да и со всяким лихим кореньем не посылати". Присяга эта появилась не случайно. Недаром ходили слухи про то, что Годунов некогда отравил Грозного царя, чью смерть, как говорили, бабы-знахарки предсказали с точностью до дня. Может быть, сами и подсобили? Присяга эта не помогла: Годунов скончался в самом расцвете сил и лет. Предположение о его отравлении с помощью трав звучит вполне правдоподобно. При первом же царе из династии Романовых вообще запрещено было под страхом смерти собирать на земле русской какие-либо травы. Однако уже сын его, тишайший царь Алексей Михайлович, предался травному либерализму. В 1650 г. он лично приказывал крестьян высылать на поиски в Купальскую ночь за "серебориным цветом, мятной травой, дягилом и другими целебными травами". Перед самой своей кончиной приказал он найти в Сибири травоведов и пытать их о свойствах трав. Понятно, что сыну его Петру I было не до подобных дел - Россию нужно было повернуть лицом к Европе. Необходимо отметить, что далеко не всегда молитвы от болезней считались подлинными. Наряду с заговорами многие из них созданы были на основе суеверных гадательных книг еще в незапамятные времена. Особенно это касается заговоров, в том числе и тех, что используются знахарями по сию пору. Такого рода произведения не случайно именовались отреченной литературой. О "Травниках", книгах, где собраны сведения о чудодейственных и просто полезных свойствах трав, наш следующий рассказ.
Надеюсь что-то полезное из этого доклада можно подчеркнуть.

Оценка: 0
Комментарий преподавателя:
http://news.msn.ru/i/print/?article=18854