Милеанна
Гриффиндор, 5 курс
Доклад к уроку Травоведение

Растения и магия. Берёза в русских магических традициях и в праздновании Семика.


Здравствуйте, профессор Травяница!
Вот моя работа:
В памяти поколений до сегодняшнего дня сохранились образы тотемов-растений. Наиболее типичными для славянской культуры являются деревья – дуб и берёза. Известна древнекельтская эпическая поэма «Битва деревьев», воссоздающая столкновение кланов-тотемов, где фигурируют более двадцати древесных символов:

… От поступи мощного дуба дрожали земля и небо,
он втаптывал в землю врагов, разя их без счёта,
А рядом с ним царственный тис отражал атаки
Врагов, что шли на него, как волны на берег моря;
И груша сражалась там же, обильно кровь проливая;
Каштан состязался с елью в свершенье подвигов ратных.
Бел снег, и чернила черны, и зелены деревья,
Спокойны пучины вод с тех пор, как я крик услышал;
С тех пор берёзы растут в стране этой без опаски
И тянутся вверх дубы в холмистом Гвалхар-Мелдеро…

Испокон веков существовало на Руси поклонение деревьям. Ни одна власть не оказалась в состоянии выкорчевать древнейшие языческие традиции. Во многих районах – особенно на Севере и в Сибири – деревьям и кустам по-прежнему приносятся плоды, а ветки либо завиваются, либо украшаются лентами. Кое-где до сих пор старые дуплистые деревья считаются наделёнными целительной силой: чтобы ею воспользоваться, надо прислониться к стволу, залезть в дупло или пролезть через него, если оно сквозное.
Архаичным, да и современным тотемным символом России выступает белая берёза. С берёзой связан и главный весенне-летний праздник. С момента введения на Руси христианства он приурочивается к Троице. Последняя (седьмая) неделя после Пасхи именовалась Семиком, и на неё приходились так называемые «зелёные святки». Именно этот кратки период характеризуется самым богатым циклом песен, игр, хороводов, гаданий, предсказаний.
Часто берёзку украшали прямо в лесу. Девушки плели венки и гадали о будущем. Бросание венка в реку или в полноводный ручей в целях предвидения будущей супружеской жизни носило сугубо сексуально-эротическое содержание: вытянутая река (ручей) олицетворяло мужское естество, венок, соответственно, - женское, а обряд бросания имитировал их соитие. В венках из цветов, трав, листьев и веток берёзы естественным образом соединилась символика вечного возвращения растительной жизни и небесно-космического круговорота, тайна жизни и тайна смерти. Магические функции венков чрезвычайно многообразны:
- величальная (увенчание головы победителя или надевание цветочной гирлянды на шею);
- дожиночная (связанная с завершением сбора урожая);
- свадебная (откуда возникло само понятие «венчание»);
- погребальная (похоронные венки, надеваемые на усопшего или возлагаемые на могилу).
Магический смысл имеет уже сама форма венков – круг, тор, колесо, что полностью соответствует матриархальной семантике и распространяется на другие предметы, имеющие такую форму – с отверстием посередине – кольца, обручи, звенья цепи, навершия ключей, выпечка - калачи, бублики, баранки и тому подобное. Круг, олицетворяющий женское начало, одновременно символизирует и оберегательные функции женской утробы, с которыми связано множество древних ритуалов: очерчивание кругом, как защита от невзгод и несчастий, доение или процеживание молока сквозь венок, а также пролазание, протаскивание, наблюдение, переливание, умывание, еда и питьё – и всё через венок. Вера славян в волшебную силу венка наглядно проявляется в их полифункциональном использовании в архаических празднествах – святочных, масленичных, Троицких, купальских.
На Семик с утра до ночи водились женские хороводы. Праздник был исключительно женский, уходящий своими корнями в матриархальную старину; мужчины к нему и близко не подпускались, лишь позднее нравы несколько смягчились. Праздновалось само таинство жизни, олицетворяемое женщиной. И берёзка символизировала это таинство, выступая подлинным Древом Жизни.

С уважением, Милеанна, Гриффиндор

Оценка: 10
Комментарий преподавателя: