Perun
Слайзерин, 2 курс
Доклад к уроку Травоведение

Отношение людей к знахарям и травникам в прошлом


Меня всегда интересовал вопрос, а правдо-ли люди верили и верят в магию трав и в травников, и почему травников называли колдунами. Многие их боялись, некоторые уважали и кто они вообще по сути своей эти травники, знахари, ведуны, или просто лекари травники. Народ наш издавна привык видеть в своих знахарях злых, знающихся с темной силою людей, что всякий собиратель трав казался ему колдуном, злоумышляющим на человеческую жизнь. Лечение травами в старые времена считалось явным волхованием и чаще всего преследовалось - как не бога угодное благочестием дело. Для него в древнерусском законе было даже свое имя - "зелейничество". Зелейщики (собиратели трав), действительно, зачастую злоупотребляли своими знаниями и, пользуясь неведением народа, представлялись заправскими колдунами, и что они выучили свою "науку" от "нездешней силы". Сама обстановка, в которой травники встречались с другими, не знающими "слов", людьми, придавала им в глазах простых обывателей такое благоговение, что те непроизвольно поддавались чарам. Изменялись условия жизни, одни понятия сменялись другими, но суеверие, отступая перед истинным знанием, не хотело окончательно сдаваться: оно уходило все глубже и дальше в народную среду, где живо и теперь. В былые годы находились травники, которые считали возможным придавать - по желанию - травам ту или иную силу. Эта способность приписывалась колдунам-зелейщикам. Наговорное слово колдунов могло напускать на совершенно безвредные травы даже смертельные свойства, из этих слухов складывались поветрия. Этим поверьям придавалось столь важное значение, что с ним находили нужным считаться даже власти. Так, есть упоминание о том, что в 1632-м году, во время войны с Литвою, запрещено было ввозить в пределы Московского государства хмель. Причина запрещения коренилась в том, что лазутчики донесли, что "какая-то баба-ведунья наговаривает на хмель, чтобы тем хмелем, когда он будет ввезен в Московию, произвести моровое поветрие". Народное суеверие приписывало колдунам-ведунам силу напускать всякие болезни - по большей части наговором над травами и, в особенности, над их кореньями. В старину существовали на Руси особые знатоки травяных зелий и "лютого коренья"; ходил у них по рукам, в списках, "Травник, который был запрещён на Руси", оберегавшийся пуще глаза и завещавшийся отцом сыну, дедом - внуку, если тот выказывал любознательность и склонность к наследованию знаний завещателя. В основном травник ходил по лугам, как в насаженном собственными руками саду: и всякой траве мог указать он свое место, знал свойство каждой травинки. У травников была любимая поговорка, "Целебна трава, если собирать ее знающи!" - и теперь её еще можно услышать в народе. Гонение на травников в особенности было большое В дни царя Ионна IV-го достаточно было подкинуть к кому-либо пучок неведомых трав, чтобы это служило против него уликою в злоумышлении, заслуживающем чуть ли не смертной казни. Хотя при этом одновременно с этим сам Грозный неоднократно призывал к себе заведомых колдунов-зелейщиков, желая изведать судьбы грядущего. Если разобраться поглубже, многие цари как боялись, так и уважали травников, и старались при себе держать человека ведущего в секретах трав. При царе Михаиле Федоровиче никто не имел права собирать какие бы то ни было травы - под страхом заключения в темницу. А при Алексее Михайловиче в 1650-м году сам приказывал высылать крестьян в Купальскую ночь на поиски за "серебряным цветом, мятной травою, дягилом и другими целебными травами". Есть свидетельства о том, что он двадцать пять лет спустя, перед самою своей кончиною, отдавал наказ сибирским воеводам разыскивать тамошних знахарей-травоведов, выведать у них хоть под пытками о свойствах трав и высылать те самые целебные травы в Москву. Этот наказ был приведен в исполнение: и нашелся знахарь, сообщивший через воеводу целый список известных ему трав. Так из его сообщений узнали на Руси: о траве "елкий" - используемой при грыже, о траве "колун" - помогавшей при трудных родах, о "земной свечке" - исцелявшей запоры, и о траве "петушковы пальцы" - припарка, сделанная из нее, разгоняла желваки и всякие затвердения. Лечение травами, с незапамятных пор входившее во врачебный обиход всех народов, также и велось в крестьянской Руси всегда рука об руку с волхованием, пережитки которого сохранились до наших дней
Оценка: 2
Комментарий преподавателя:
Спасибо за интересную ссылку. Но причем тут доклад? http://nimata.narod.ru/articles/dr_rus.htm