Быстролап
Гриффиндор, 5 курс
Доклад к уроку Травоведение

Иггдрасиль


Ученица: Быстролап (ка)
Курс: 5 курс
Факультет: Гриффиндор
Предмет: Травоведение
Тема для доклада: Иггдрасиль

Доброго времени суток, уважаемая Травяница! :-)

Иггдрасиль – в скандинавской мифологии древо мировое — гигантский ясень, являющийся структурной основой мира, древо жизни и судьбы. Иггдрасиль определяет «вертикальную проекцию» пространственной модели мира скандинавской мифологии, соединяя различные миры (небо, землю, подземный мир).
Впервые характеристику Иггдрасиля мы встречаем в «Старшей Эдде», а также в «Младшей Эдде». Вёльва (провидица) называет Иггдрасиль miotvib maeran (т. е. «древо меры, прекрасное» или «знаменитое»). Она упоминает девять миров и соответствующие им девять iviui. Это слово переводят по-разному: «деревянный инвентарь», «тисовые деревья», «корни», «широкие», «лес». Учитывая сибирские параллели, следует это слово скорее всего переводить как древесную опору, основу, «костяк» каждого из девяти миров.
На вершине Иггдрасиля, по преданьям, сидит мудрый орёл, а между его глазами — ястреб Ведрфёльнир («полинявший от непогоды»), корни Иггдрасиля гложут дракон Нидхёгг и змеи. Перебранку между орлом и драконом переносит снующая по стволу белка Рататоск («грызозуб») — своеобразный посредник между «верхом» и «низом». На среднем уровне четыре оленя щиплют листья Иггдрасиля. Кроме того, олень Эйктюрмир («с дубовыми кончиками рогов») и коза Хейдрун едят его листья, стоя на крыше Валъхаллы. Три корня Иггдрасиля простираются, согласно «Старшей Эдде», в царство мёртвых, к великанам и людям или, согласно «Младшей Эдде», — к богам (асам), и неистым великанам (хримтурсам) и к Нифльхейму (страна мрака). Согласно «Младшей Эдде», у Иггдрасиля находится главное святилище, где боги вершат свой суд. Под корнями расположены источники — Урд («судьба»), источник Мимира, Хвергельмир («кипящий котёл»). «Младшая Эдда» определённо связывает Урд с небесным корнем, источник Мимира — с великанами и Хвергельмир — с Нифльхеймом. Но естественнее связать один из корней с людьми и с ним Урд, поскольку у этого источника живут норны, определяющие судьбы людей. Норны поливают влагой из источника дерево, чтобы оно, подгрызаемое змеями и оленями, не гнило. Можно реконструировать и представление о том, что медвяный источник Мимира питает мировое древо, но с другой стороны, сам Иггдрасиль покрыт медвяной влагой, и поедающая его листья коза Хейдрун питает неиссякаемым медвяным молоком павших в бою воинов (эйнхериев) в Вальхалле.
Как вечнозелёное древо жизни Иггдрасиль пропитан живительным священным мёдом. Иггдрасиль связан с одинической мифологией.
Слово «Иггдрасиль» буквально означает «конь Игга», т. е. конь Одина (Игг — другое имя Одина) и отражает миф о мучительной инициации («шаманском» посвящении) Одина, который провисел, пронзённый копьём, девять дней на этом дереве. Это название, возможно, также подчёркивает роль Иггдрасиля как пути, по которому обожествлённый шаман (каким отчасти является Один) странствует из одного мира в другой. Возможно, что Один в мифологеме мирового древа вытеснил громовника Тора, поскольку имеются намёки на связи Тора с культом дуба и эти намёки поддерживаются индоевропейскими параллелями. Кроме
Одина, с Иггдрасилем тесно связан также страж богов Хеймдаллъ, который, по некоторым предположениям, является его антропоморфной ипостасью. По-видимому, Лерад и Мимамейд (от Мимира, хозяина медвяного источника) — синонимы Иггдрасиля. Его культовым эквивалентом были священные столпы — деревья, известные в исторические времена в Швеции и других местах.
Мировое дерево (Arbor Mundi) в традиционном мифопоэтическом мировоззрении воплощает универсальную концепцию мира. Оно может быть "древом жизни", "древом познания", "древом плодородия", "древом восхождения" (с земли на небо, или в подземный мир). Образы близкие Мировому Древу - "ось мира" (axis mundi), "мировая гора", "мировой столп", "пуп земли", а также "мировой человек" (первочеловек, обычно первое антропоморфное существо, а не собственно, человек). Символически с ним связаны символы колонны, обелиска, трона, лестницы, цепи, использующиеся в описании тех или иных параметров мира.
Мировое Древо играет организующую роль в любой мифологической системе, своего рода является осью координат, в которую вписываются остальные компоненты (или их символы). "Оно является доминантой, определяющей формальную и содержательную организацию вселенского пространства… Троичность Д.М. по вертикали подчеркивается отнесением к каждой части особого класса существ, чаще всего животных (изредка классов божеств и других мифологизированных персонажей). С верхней частью Д.М. связываются птицы (часто две - симметрично или одна - на вершине, нередко - орел); со средней частью (ствол) - копытные (олени, лоси, коровы, лошади, антилопы и т.п.), изредка пчелы, в более поздних традициях и человек; с нижней частью (корни) - змеи, лягушки, мыши, бобры, выдры, рыбы, иногда медведь или фантастические чудовища хтонического типа" (Топоров В.Н., 1980, с. 401).
"Тот ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простерты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево , и далеко расходятся эти корни. Один корень - у асов, другой у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая бездна. Третий же тянется к Нифльхейму, и под этим корнем - поток Кипящий Котел, и снизу подгрызает этот корень дракон Нидхёгг. А под тем корнем, что протянулся к инеистым великанам, - источник Мимира, в котором сокрыты знание и мудрость. Мимиром зовут владетеля этого источника. Он исполнен мудрости, оттого что пьет воду этого источника из рога Гьяллахорн. Пришел туда раз Всеотец и попросил дать ему напиться из источника, но не получил ни капли, пока не отдал в залог свой глаз. Так сказано об этом в "Прорицании вёльвы":
Знаю я, Один,
Где глаз твой спрятан:
Скрыт он в источнике
Славном Мимира!
Каждое утро
Мимир пьет мед
С залога Владыки,
Довольно ль вам этого?

С уважением, Быстролапка.

Оценка: 10
Комментарий преподавателя: