Грифон
Хаффлпафф, 7 курс
Доклад к уроку Травоведение

Главный день в году для травника.


Приветствую Вас, профессор Травяница.

Кто не слышал о самом веселом и разгульном старинном празднике «ночь на Ивана Купалу»? Костры, песни, купания, сбор волшебных трав – было где душе разгуляться в этот праздник. Этот день – день свадьбы языческого бога Ярилы с богиней плодородия Макошью, день летнего солнцеворота, день разгула нечистой силы. С Иванова дня в растущей зелени уже нет злых духов, и ее можно заготавливать.
Еще этот праздник называли днем Ивана Травника. Ведь лечебные травы, собранные в этот период, чудодейственны. В древнерусских книгах-травниках описаны цветы, плоды, коренья, травы, которые надо собирать именно в ночь на Ивана Купалу.
Накануне этого праздника с солнечным восходом по домам суета поднималась. Запасливые хозяйки, старые и молодые, советовались, в каком месте какие целебные травы в купальскую ночь собирать. Где сорвать череду от золотухи, где шалфей от горловой скорби, где мать-мачеху, где зверобой, ромашку, девясил.
А ведуны и знахари и о других травах думали. Мечтали они сыскать радужный, златоогненный цвет перелет-травы, что светлым мотыльком порхает по лесу в Иванову ночь, им бы выкопать корень ревеньки, что стонет и ревет на купальской заре, им через серебряную гривну сорвать чудный цвет архилина да набрать тирлич-травы, той самой,что ведьмы рвут в Иванову ночь на Лысой горе, им бы добыть спрыг-травы да огненного цвета папоротника.
Счастлив тот, кто добудет чудесные зелья. С перелетом всю жизнь будет счастлив, с зашитым в ладанку корешком ревеньки не утонет, с архилином не побоится ни злого человека, ни злого духа, сок тирлича отвратит гнев сильных людей и возведет обладателя своего на верх богатства, почестей и славы, перед спрыг-травой замки и запоры падают, а чудный цвет папоротника принесет счастье, довольство и здоровье, сокрытые клады откроет, власть над духами даст. С травами, собранными в этот день ничего не страшно, они разят демонов, побеждают их и заставляют в страхе и трепете разбегаться в разные стороны. Ради этого им присваивали названия чертополох, одолень и прострел.
Одолень-трава названа так потому, что одолевает всякую нечистую силу. Кто найдет одолень-траву, тот (по свидетельству народного «травника») «вельми себе талант обрящет на земли», отвар ее помогает от зубной боли и отравы и, сверх того, признается за любовный напиток, способный пробудить нежные чувства в сердце красавицы, с корнем одолень-травы пастухи обходят стадо, чтобы ни одна скотина не утратилась. Всякий, кто отправляется на чужбину, должен запастись этой травой. «Где ни пойдет, много добра обрящет».
Кто хочет, чтобы дом его был безопасен от грозы и пожара и чтобы житье в нем было счастливое, тот должен сорвать прострел-траву и положить ее под основное бревно здания. Она избавляет от порчи и залечивает раны, нанесенные острым орудием.
Не менее желанна была встреча с разрыв-травой, от прикосновения которой разлетается на кусочки любой металл, отворяются любые запертые двери. Чтобы добыть ее, надо было в купальскую ночь косить траву на диком пустыре, пока лезвие косы не переломится. Где оно упадет, траву надобно собрать и бросить в реку. Та зелень, что поплывет против течения, и есть разрыв-трава.
Искали крестьяне и перелет-траву, о ней русский народ рассказывает, что она сама собой переносится с места на место. Цвет ее сияет радужными красками, и ночью в полете своем он кажется падучей звездочкой. Счастлив тот, кто сумеет добыть этот прекрасный цветок, все желания его будут исполнены.
Добывается в Иванов день и плакун-трава, на ранней заре. Корень и цвет ее обладают великою силою, они смиряют нечистых духов, делают их послушными воле человека, уничтожают чары колдунов и ведьм, спасают от дьявольского искушения и всяких недугов. Крест сделанный из плакуна и надетый на бесноватого, изгоняет из него поселившихся бесов. Плакун открывает клады и заставляет демонов плакать.
Искали и сон-траву, которая обладает пророческою силою: если положить ее на ночь под изголовье, то она покажет человеку его судьбу в сонных видениях. Считается также, что всякий заснувший на этой траве, приобретает способность предсказывать во сне будущее.
Молодежь ищет другие травы, об иных цветах думает. Собираются девицы и с песнями идут собирать иван-да-марью, любовную траву и любисток. Теми цветами накануне праздника они будут в бане париться, «чтоб тело молодилось, добрым молодцам любилось». А пол, лавки и полки в бане надо густо устлать травою купальницей. А после бани собираются девицы и надевают на головы пахучие венки из любистока. В этих венках они пойдут под вечер плескаться в пруды, озера, реки. Считалось, что купальская вода имеет такую же очистительную силу, как и огонь.
Но вот надвигаются сумерки, наступает Иванова ночь. Люди говорят, что в лесах тогда деревья с места на место переходят и шумом ветвей меж собою беседы ведут. Вот и мечтали в ту ночь сорвать огненный цвет папоротника, чтобы понять язык всякого дерева и всякой травы, а так же станут понятны разговоры зверей и речи домашних животных. Огненный цвет папоротника считался даром самого бога Ярилы, называли его еще и «цвет-огонь» и «царь-огонь». Этот чудный цветок распускается в полночь на одно мгновение. Только наступит полночь, из середины широколиственного папоротника поднимается цветочная почка, ровно живая, и вдруг с страшным треском разрывается, и тут является огненный цвет, он распускается золотым цветком или красным, кровавым пламенем, и притом столь ярким, что глаза не в состоянии выносить чудного блеска. Незримая рука тотчас срывает его.
Страшно подходить к чудесному цвету, редко кто решится идти за ним в Иванову ночь. Такой смельчак разве в несколько десятков лет выискивался, да и тот добром не кончал. Духи мрака, духи холода, духи смерти, искони враждебные Солнцу-Яриле, жадно стерегут от людей его дар. Они срывают цвет-огонь, они напускают ужасы, страсти и напасти на смельчака, что пойдет за ним в заветную Иванову ночь. Они стремятся увлечь его за собой в страну мрака и смерти, где уж не властен бог Ярило. Страшно поклоняться Яриле в лесу перед таинственным цветом-огнем.
Но совсем не страшно, а напротив весело и радостно чествовали этот праздник купальскими огнями. Накануне собирали шиповник, крапиву и другие колючие и жгучие растения, крыли ими заготовленные кучи хвороста и сухих сучьев. Лишь только спрячется солнышко, начнет гаснуть заря вечерняя, начинали во славу бога Ярилы живой огонь «взнетать». Для этого в сухой березовой плахе прорезали круглое отверстие и плотно пригоняли к нему сухое же березовое, очищенное от коры, круглое полено. Его трением в отверстии плахи вытирали огонь.
Потом молодежь прыгала через этот костер. Девушки в венках из любистока и красного мака, с травяными поясами из чернобыльника, у молодцев цветы на шляпах. Крепко схватившись за руки прыгали они через огонь попарно: не разойдутся руки во время прыжка, быть паре мужем и женой, разойдутся – свадьбы не жди.
В 1657 году вышел указ царя Алексея Михайловича. Там подробно были перечислены растения, которые надобно «набрать июня в 23-й день» для дворцовых нужд. Срывать «целючие травы» надо было на заре Иванова дня, пока на них не обсохла роса, и хранить весь год, как святыню. Они помогут, если обкуривать ими больных, Сохранят дом от молнии, ежели бросить щепотку сухотравья в затопленную печь во время грозы.
Немало забот, забав, веселья было во всеми любимом и почитаемом чествовании Купалы. В нем участвовали все жители от мала до велика. Только вместе они могли защитить свои жилища и каждого их обитателя от злых сил, пытавшихся одолеть людей в купальскую ночь.
Исстари и доныне ночь на Ивана Купалу почитается лучшим в году Временем для сбора целебных трав, цветов и корений.

Спасибо за внимание. С уважением, Грифон.


Оценка: 10
Комментарий преподавателя:
Спасибо за доклад)