Элль
Слайзерин, 7 курс
Доклад к уроку Обереги, амулеты и талисманы

Узелок узелку рознь


Что ни вечер, то мне, молодцу,
Ненавистен княжий терем,
И кручина, злее половца,
Грязный пол шагами мерит.

Завихрился над осиною
Жгучий дым истлевшим стягом;
Я тоску свою звериную
Заливаю пенной брагой.

Из-под стрехи в окна крысится
Недозрелая луна;
Все-то чудится мне, слышится:
Выпей, милый, пей до дна!..

Выпей - может, выйдет толк,
Обретешь свое добро,
Был волчонок - станет волк,
Ветер, кровь и серебро.

(мельница. Оборотень)

М так вспоминая материал по лекциям об ооборотничестве передо мной встала сложная задача найти информации. Связывающую (в прямом и переносном смысле) оборотней и обереги.
И чтобы найти источники этого мы возвращаемся в далеко прошлое к уже помянутому нами
Ранее Князе Полоцком. Существует миниатюра Радзвиловской летописи где имеется изображении Князя Всеслава в ладье, и на нем мы видим странный головной убор он может показаться короной но на самом деле это особая повязка – науз. Мы уже знаем что её наложили волхвы ибо на голове князя была язва (думаю что по все статьям это был не полностью закрывшийся родничок, отсюда головные боли и злобный нрав князя) Но нас интересует момент что повязка-науза имеет отношение к древнему священному обряду «обращение человека в зверя» то есть говорит об инициации которую прошел человек. Так сам князь был по летописям мог превращаться в разных зверей. Неужели все дело в Наузе?
Вот текст заговора где не только изгоняется болезнь но и призывается сила звериная
«В моих узлах сила могуча змеиная сокрыта — от змея двунадесятьглавого». По сходству ползучей, извивающейся змеи и ужа с веревкою и поясом, сходству, отразившемуся в языке (ужище — веревка=гуж и уж; в народной загадке пояс метафорически назван ужом), чародейным узлам заговора дается та же могучая сила, какая приписывается мифическому многоглавому змею. И так мы переходим к тому моменту что узлы вязались не только на нити, шнуре а могли завязываться и на поясе. А вот этот момент рассмотрим подробнее такие узлы могли как превратить в зверя так излечить от оборотничества!
Распространенным способом превращение людей с помощью наузов в волколаков пользовались колдуны Украины. До нас дошли упоминания как о единичных так и о массовых превращениях. Так например колдун обозленный за что то а молодожен мог превратить весь свадебные поезд в волчью свадьбу. Для этого на пьяных и спящих он надевал ремни, мочало или пояса. На которых имелись узлы завязанные с чародейским наговором. И в тот же миг человек утрачивал свой людской облик. Чтобы человеческий лик вернулся нужно чтобы те пояса лопнули и порвались и только тогда измученные люди снова станут самими собой, и то долгое время будут злы, свирепы и опасны. А вот другой способ колдовской берется пояс опять же скрученный да с узлами и кладется под порог и тот кто переступал через тот пояс превращался в волка. Сами колдуны тоже не брезговали этим способом ибо он мог быть и достаточно простым и неким способом общения с теми кто остался дома. И так навязав на поясе узлов чародей набрасывал его на себя и превращался в зверя. Пояс тот с зверя спадал и оставался дома. Его вешали на стену да следили коли из завязанных узлов кровь потечет ранен колдун видать. А коли узлы развязались – умер.
Но это все способы оборотнечества как же излечить пострадавших? Снова берется пояс и вяжутся узлы да не просто так а снова со словами только на этот раз завязывая каждый узел следует произнести «Господи, помилуй!». Пояс должен принадлежать человеку желательно крещеному и вот такой пояс с узлами коли накинут на оборотня делает его вновь человеком.
В этом свете мы можем по новому оценить поговорку «Взялся за гуж, не говори что не дюж!»
К слову сказать стоит потом человека этим ремнем подпоясать а то вдруг силы колдовские на него действуют? А так пояс замкнутый в кольцо да с наговоренными узлами, великая сила!
Люди боялись что их могут превратить в зверя потому на Украине имеется целый пласт заговоров что, наузы – оборотнические на вас не действовали вот один из них:
2. «Запрягаю я кони-ведмеди, ужакою загнуздую, гадюкою поганяю, од себе жило одвертаю. А хто все це поисть, той хрещених раб Божих: архитрыклына, молодого князя и молоду княгиню и весь поизд поистъ».
Это читает дружко, запрягая лошадей, чтобы ехать за невестой. Как раз случай когда целый поезд превращали в волков. Что характерно, чародеи прежде чем превращаться тоже читали заговор ибо боялись быть битыми в зверином обличи. Заговор сей из книги оборотня или книги Всеслава (говорят князь именно его использовал)
На море на Окиане, на острове на Буяне, на полой поляне, светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый; а в лес волк не заходит, а в дол волк не забродит. Месяц, месяц— золотые рожки! Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя, человека и гады, чтобы они серого волка не брали и теплой бы с него шкуры не драли. Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской.
Таким образом мы видим что система узелков работала но сам узел это еще половина дело и намного важнее то, что в этот узел сказано или злое слово или доброе. Одним можно излечить а вторым всю жизнь покалечить! Так что завязывая себе узелок на память следите за своими мыслями а то чертыхнетесь и.. мало не покажется!

Спасибо за внимание.

Оценка: 10
Комментарий преподавателя:
Отлично)