Выставка Музей Религий

Итак, воскресенье, и мы снова собрались в музей. На этот раз в музей религий, где как раз проводилось две выставки - Непал и Япония.
  На этот раз пошли втроем - я, Иноим и Руфа)

   Ветреная и сырая погода - не для гуляния. В музее сразу теплее стало. Кстати, на новом месте расположения музея я была в первый раз. До этого музей назывался музеем религии и атеизма и располагался в Казанском соборе. Сейчас - это музей именно религий.

   Основная часть, естественно, посвящена христианству, разным его веткам. Но начинается - с зала шаманства. Кстати, это был самый, наверное, интересный зал из постоянной экспозиции. Несмотря на то, что почти все экспонаты - начало 20 века - все это живое и настоящее.
   Первый же стенд вызвал некоторый смех) В качестве оформления на стенде были фигурки животных и птиц. То ли из пенопласта, то ли еще из чего-то - непонятно. И там был очень смешной волк, который напоминал аваторку белого волка в форуме.
  Много птиц, нарисованных условно. Даже карта мира, изображенная там, - это карта птиц, рыб и животных.. Птицы там играют в футбол солнцем вместе мяча. Бубен шамана - непременный атрибут такой экспозиции)

   Вороны и волки. Это еще по кунсткамере было заметно - основные божества и тотемы северных племен.
  Главное божество чукчей - ворон. ээ.. пришла в голову мысль.. о слайзах... и о декане-вороне.
  Когда речь идет о тайге - приоритеты меняются.
  Дух-хозяин тайги - это медведь и тигр. Деревянные, достаточно условные статуи. Тут же костюмы с масками - опять же волков..
  У хантов - уже много деревянных фигурок - духи предков.

   Понравилась идея. Если тебе что-то не нравилось - болезнь, неприятности, опасность чего-то, то ты делаешь деревянную фигурку, в которую вроде как заключаешь это - божество, которое отвечает за эту болезнь, скажем - и связываешь ее веревкой! Ибо нефих.
  Там была деревянная фигурка духа, мешающего рыбной ловле. Так вот: чтобы он не мешал, перед выходом на эту самую ловлю ее обвязывали веревкой.
  Мысль, которую уловила из выставки - в целом, после прочтения в метро книги, которую купила после выставки (вот так вот получилось) .

   Раньше были духи - положительные. Вырезали фигурки, писали имена на деревяшках или камнях, или бумажках, чтобы помогали.. Затем - после изменения религии - эти духи стали отрицательными. И их продолжили делать. На этот раз - чтобы отвратить опасность... мол, если с собой изображение этого злого духа - не тронет.

   Затем пошли менее интересные залы. Менее - потому что о таких религиях можно сделать интересно много и раскрыто, а не так.. куцо..

   Египет, Израиль, Рим, Греция.

   Деревянный иссохшийся саркофаг. Написано, что внутри мумия, но не показана.. Карты распространения религий.. Карты с описанием богов - имен и внешнего вида. Надо сказать, что запоминать сложно - но менее сложно, чем индуизм, к примеру. Да и многих просто уже знаем. Знакомая картинка суда: я ее почему-то вспомнила по уроку самоуправления - Джинни, кажется, вела. Один из уроков немногих - которых я делала) На стендах Израиля Руфа, мягко говоря, недоумевала. А уж светильник под названием "менора ханукальная" вызвал смех. Ибо в переводе - что-то вроде девятисвечечного семисвечечного светильника (надо уточнить). Интересно, что инет выдает на слово "менора" - что подсвечник как для семи свечей, так и для девяти.

   Интересный зал времен древней римской империи. Видно, как переплетаются религия Египта и религии Рима. Великая мать богов - женщина с семью грудями.

   Экспозиции Боспорского царства - все гротескно, особенно ритуальные терракоты - изображения для надгробий. Улавливаются черты, но все перекошено..

   Стоит статуя, чуть больше человеческого роста (без головы). В руках - заяц) Так и называется - богиня с зайцем) Видимо несет как подношение богам.

   Большой макет святилища Аполлона в Дельфах. Людям, засыпающим в тех местах, снились удивительно яркие сны, обычно пророческие. Собственно там как раз и пифии сидели - предсказывали. Надышатся испарений - и давай предсказывать)

   Кстати.. забыла сказать. Рядом с нами шла экскурсия.. как же экскурсовод хреново рассказывал.. много обтекаемых слов - и ничего по делу(( неинтересно, скучно и как-то.... Жаль мне было людей, которые ходили с этим парнем.

   Затем мы перешли в зал Христианства. И первое, что меня наповал убило - кто знает мои пристрастия - поймет. Картина Васнецова - Четыре всадника Апокалипсиса. Почему-то разом у троих вылетело, что олицетворяет четвертый всадник, в красивых одеждах и с мечом. Голод, мор и войну вспомнили сразу. Дождались экскурсию. Стали слушать - а фих. Он говорил все что угодно - но не назвал их. Наверное, сам не знал)) Пришлось прибегнуть к испытанному и безотказному способу - послать смску Гелану. Собственно - сработало) пришел отчет) и строки из Библии - о всадниках. Распри...
  Как я поняла, это одна из первых работ Васнецова, поэтому отличается меньшей проработкой.. чем его более поздние работы.

   В экспозиции - множество икон, различных ритуальных вещиц..
  Хризма и ранние христианские символы - на (с виду) подносе. Посредине крест, по бокам альфа и омега (кажется) и два листа, напоминающих мечи.

   Еще одна картина Васнецова - вообще больше на эскиз похожа. Битва на Куликовом поле..
  Интересно.. я не знала об этих работах даже понаслышке..

   Понравилась картина Лебедева "Юродивый".

   Милорадовича - "Оборона Троицко-сергиевской лавры". Под картиной - наконечники стрел того времени, лезвия топоров и подобных орудий, пушечка, похожая на макет, такая маленькая, колокола.

   Маковский "Святочные гадания". У всех девушек роскошные волосы до пят... распущенные.

   Рядом - облачение монаха-великосхимника. Некроманты отдыхают. По всему материалу - черепа и символы.

   Не запомнила авторов
  Картина - "Принятие обета", грустная девушка..
  И картина "Жизнь зовет" - совсем другой взгляд - отсутствие смирения и вот-вот разорвет четки.
  Это то, что запомнилось из картин музея.

   Обратили внимание на некие - вотивы. Раньше не сталкивалась.
  Немного разные понятия вкладываются в слово.. В музее это в основном - изображения человека или больных органов, из серебра или воска, которые приносились в дар церкви для исцеления этого органа.

    Интересно, что источники говорят - что они приносились в дар Асклепию в благодарность за исцеление.
  А вообще это более широкое понятие, как я поняла. К примеру:
   "Вотивы" (лат.) определяются как предметы, подносимые в древности в святилище или храм и посвящаемые божеству [1]. Это понятие очень широкое, поэтому подвески могут составлять только часть подобных приношений. то есть еще с языческих времен.. перенесенная в христианство.

    Остальная выставка.. не знаю.. Обычная. Тот же Эрмитаж или Третьяковка в этом плане интереснее. Во первых, сплошные копии. Во вторых.. просто не очень интересно.. Просто прошлись по залам.
  Отметила для себя
  Витражи - рыцари))) с синими и красными лентами на шлемах Зал, посвященный папам.. Римским, разумеется.. Интересны были гравюры и рисунки - пародийного плана. Папский осел в Риме..
  Серебряные предметы христианской религии - типа сосуда для святой воды и прочее.
  монеты..
  На монетах слегка застряли. Одна монета была интересная: если посмотреть на изображение с одной стороны - человек, под другим углом - черт. Если не ошибаюсь, тоже посвящено папе было.

    Целый ряд медалей-монет с лицами пап различного времени..

    Дальше заглянули в зал - а там шла выставка Культовых сооружений. Первое впечатление - недоумения - а это что?????
  Оказалось, эти сооружения, в виде культовых зданий, сделаны из бытового и антикварного мусора. Что уж символизировало это... если честно, непонятно.
  Всего 13 предметов.

   
  К примеру. Античный храм сделан из деревянного ящика, бронзовых фигурок и больших гвоздей.
  Буддийская ступа - из оцинкованного ведра и медного таза.
  Реформистская церковь - из футляра от микроскопа, подставки под утюг, рупора, ножек от стульев..
  Синтоисткая пагода - из шляпной коробки, трубы от граммофона и колокольчиков)
  Вавилонская башня из шляпных и просто деревянных коробок.

    Ну и только после этого мы добрались до цели посещения. Выставки Японии и Непала.

    Два небольших зала. Минимум экспозиции.

    Атрибуты непальского шаманства - Шаманский бубен - почему-то с ручкой, и колотушка - в виде лука..
  А еще ожерелье из плодов дерева Elaeocarpus. Кстати, несколько таких ожерелий было..

    Яркие маски для праздников, куклы на веревочках (пальцы показывают характерный знак - подняты указательный палец и мизинец).

    Богиня Дурга. XIX в. - Ухх сколько рук..

   

   Поражает резьба по дереву. Тут можно останавливаться и изучать.. Картинка куда менее ценная - для рассматривания (для меня лично), чем рама, в которую она заключена. Много растительных мотивов.
  Оконная рама - резьба, с фигурками птиц, животных.

   В японском зале -
  синтоистское святилище - во время служений в него вселяется дух божества ками, тоже дерево, на небольших дверках - иероглифы, верх - как у пагоды.
  Можно стоять и рассматривать довольно долго.. Хотя размер не такой и большой - ну может полметра, если не меньше.

    Рядом красивая ваза, с журавлями.. красивые пастельные цвета.. естественно по стенам - их картины - на ткани.

    Резьба по кости.. молочный оттенок..
  Сусаноо - бог ветра и грома, владыка моря. Скульптурка - победа над драконом, добытый из хвоста дракона меч становится оружием самого бога в дальнейшем.

   

   Храмовый гонг - большая металлическая чаща на бамбуковом постаменте..

    Понравилась картина - Каннон в облаках. Девушка стоит на змее-драконе, в руках свиток. Дракон - как и в принципе на востоке - нечто змеино-длинно-извивающееся с характерной мордой. Я думала ткань, но написано - бумага, минеральные краски, белила, тушь, позолота. 19 век. Белила - то-то одежды белые и сама девушка тоже)

   Обратила внимание на картину - Зеленая тара. Женское божество - ее молили, чтобы получить помощь и защиту. Интересно. Тара и Таро - близкое значение?

    Ну и самое классное в выставке напоследок - ДРАКОНЫ!!!!

    Вот один из них

   

   Это курительница. Жутко хотелось дернуть за усы, которых тут почти не видно - длинные и тонкие! А почему лапы куриные?? Всего три пальца.. Хвост с шипами (хы. один надломан уже). Здоровый! и вообще классный. 18 век.

    А второй дракон был светильником. Бедный - изогнут так, что хвост у головы - как у их акробатов поза, когда они ноги к голове притягивают. Храмовый напольный светильник. Во как это называлось.. Жаль, нет изображения.. Мне он очень понравился.. и уже не три пальца.
    Кстати, в непальских изображениях дракона было по пять пальцев, в японских - три. Интересно, это только на этой выставке или в принципе?

    Ну собственно и все.. устали. Ушли в кафе, где и сидели потом до вечера)

    Иллюстрации - с сайта http://www.museum.ru