Дом-музей Васнецова

И снова музей. На этот раз тот, в который я мечтала попасть давно. После Третьяковки и Русского я стала искать в инете - где же еще можно посмотреть картины Васнецова. Ведь я точно знала, какие еще есть..

    Нашла - Дом-музей Васнецова.
    Долго не могла найти компанию, поскольку русские художники не очень у наших котируются. А я люблю эти картины с детства, с маминых книг и репродукций.

    Музей расположен в центре Москвы. Среди многоэтажек стоит такой - терем-теремок, резные крыши-башенки.

    Пришли к открытию - пустота и тишина. Музей - это весь дом, в котором, собственно, жил и работал Васнецов. Первый этаж - жилые комнаты.
    Огромная печь. Резная мебель. Витая лестница на второй этаж (посетителям она закрыта - для них другая лестница, обычная).
    Деревенская изба. Ощущение - хочу тут жить. Просторно, светло, деревянный дух, по стенам развешены картины художников (не только Васнецова, там же было несколько работ Поленова и других русских художников).
    Мебель - столы, стулья, стулья-кресла, шкафы - все резное. Но резьба менее объемная, чем, скажем, непальская (с прошлой выставки). Растительные узоры, изображения птиц и животных. Шкафов несколько, но все одинаковые. И, вообще, все в одном стиле.. и везде - дерево дерево дерево.. живое..
    На первом этаже в основном портреты. Первое впечатление - лица и детали прорисованы не очень тщательно. Стиль у художника такой.. И поэтому, как только увидели более прорисованную работу, обратили внимание - оказалось копия. Другой художник.

    Изображения лошадей, орлов, других птиц, эскизы, проработки - подготовка к большим полотнам.

    В две комнаты не пустили - мол, аварийные полы. Но там только портреты.
    На одной из стен висела литография Сикстинской мадонны. Удивились - она то тут причем.. На что нам ответили - здесь все, как у художника при жизни было! мы ничего не трогали. А еще через минут 10 сказали, что не трогали только комнаты, где он жил, а комнаты жены и детей - переделывали. Мы посмеялись про себя - литография висела как раз в переделанной комнате и говорить о том, что она там все время висит - по меньшей мере, тогда странно )

    По залам первого этажа мы прошлись несколько раз. Про второй я не подумала и немного недоумевала, а где те картины, которые, как я считала, должны быть тут?

    Впрочем, я увидела одну из самых его известных работ - Иван-царевич и серый волк. И опять - непроработанные детали.. в лесу - будто дымка скрывает все ветви и деревья. Рядом висели небольшие эскизы - графика - к картине - Каменный век. Насколько там было все проработано!! и вообще его графика мне очень понравилась. У него оказалось много набросков, эскизов, вариантов костюмов для оперы Снегурочка - все это там было.

    Обернувшись, на другой стороне комнаты я увидела картину - букет полевых цветов. Первая мысль - цветы засушенные. Вторая - да откуда в то время флористика?? Подошла поближе - это его подарок Леле.. кажется жене.

    Букет - ощущение что сухие цветы, объемные.. Васильки - луговые и полевые, ромашки, иван-чай, лисохвост и многие другие. Я не могла долго отойти)) Очень понравился...

    А еще на одной стене была маленькая картинка - Березка у болота.. Такая вся зеленая картина. Разными оттенками зеленого - лес, болото, и на переднем плане хилая березка... Почему-то затронуло. Стояла дольше, чем у других картин этой комнаты.

    Картина - и один в поле воин. Под тучей стрел несется на лошади богатырь.. И только развевается его красный плащ) Немного порассуждали о щитах. На картинах Васнецова щиты или без рисунков совсем, или с картинами, не являющимися гербами. Следовательно - богатыри все из народа)

    В столовой висит картинка - богоматерь с младенцем. Говорят, Васнецов долго отказывался писать для Киевского храма что-либо. Но однажды увидел свою жену с ребенком на руках, и картина Богоматери с младенцем ожила в его воображении. В результате - во Владимирском соборе Киева его роспись на стенах.

   

    А затем мы поняли, что есть еще второй этаж.

   Тут как раз приехала экскурсия детская. Мы подумали, подумали... ну скажем я подумала)))) и решила, что мы их ждать не будем, хотя и интересно послушать, что рассказывают. Но мне очень хотелось посмотреть картины без этого гвалта - тем более младшеклассников.

    Мы поднялись на второй этаж. Огромная комната - потолки около 6 метров. Светлая. По стенам - огромные картины. У стен внизу - шкафы и столы, там - старинные инструменты, горшки, одежда - точнее ее элементы, огромный сундук и огромные гусли.

    Стоит огромная стремянка. Васнецов не церемонился - писал огромные картины, и для того чтобы их писать, необходима была стремянка.

    Женщина смотрительница нас пыталась уговорить спуститься вниз и послушать экскурсовода, удивляясь нашему отказу безмерно. Мол лучший экскурсовод музея! да к нему в очередь стоят, вам разрешают присоединиться, а вы! А мы предпочли в тишине рассматривать картины. Правда я посмеялась - ну мы мол сейчас посмотрим сами, а потом ее послушаем. На что нам был ответ - это кто ж вам потом позволит то! (явно обиделась). Но понятно же - не выгонят же они. Там нет ограничений на вход.

    Картины.. Одна стояла жутко неудобно и была огорожена - не подойти. Битва добра и зла, ангелы, змеи, демоны, черепа - все смешалось. Жаль, рассмотреть толком не получилось. И кстати - религиозная тема вообще распространена у него.. Рядом была картинка про архангела (Михаила? Гавриила?), убивающего змея. В руке у него вместо копья молния. Огромные глаза, темные, заглядывающие в тебя...

    Портрет Васнецова, написанный Нестеровым

    ну и конечно сказки сказки сказки....
   Кощей Бессмертный
   Царевна несмеяна
   Баба-яга
   Царевна лягушка
   Спящая красавица
   Иван царевич на ковре самолете
   Иван царевиц и змей горныч
   Добрыня Никитич и семиголовый змей..
   Сивка Бурка..
   это то, что я запомнила...

    Первое, что бросилось в глаза - лица царевен.. Они очень похожи, белые лица, как маски, глаза.. Которые сразу бросаются в глаза.. Они очень похожи, словно кочуют из сказки в сказку..
Глаза отмечали мелочи - время было и можно было рассматривать картины сколько хочешь..

    Баба-яга. Вот это ведьма))) Худющая, страшная.. тащит Ивашку под мышкой.
   Заспорили - а как она на ступе сидит? Не сразу понятно, что нога подогнута одна, а одна - босая, торчит снизу из-под юбок, тряпок или чего там еще...

    Кощей бессмертный. Первый вопрос Ленки - у него меч в крови, а интересно, где тот, кого этим мечом... Смотрим - а в углу картины (комнаты на картине) склад мечей, кольчуг, щитов. Один щит я узнала - он срисован с натуры )) На первом этаже облачение воина было.. как раз оно и было на картине. Так же как и резной сундук Кащея - он стоял под другой картиной))) Но это был точно он!

    Царевна Несмеяна. Ее окружали такие .. нет, это не лица.. Морды! Пьяные, убогие, тупые, толпа на улице, преклоняющиеся бояре с их нелепыми высокими шапками, делегация иностранная.. С такого не просто заплачешь, тут выть можно.. Вот она и Несмеяна..

    Царевна лягушка особо не вдохновила. Почему-то воспринялась просто иллюстрацией к сказке. В то время как почти все другие - все-таки как нечто самостоятельно-живое..

    Сивка бурка.. Прыжок к башне, где томилась царевна, и поцелуй) Конь белый, крупный.. Остальное кажется слабо прорисованным.

    Спящая царевна.. множество деталей.. уснувшая лисичка и зайчик за ней.. Две маленькие синие птички, павлины, медвежонок, кошка, люди.. у царевны упал башмачок с ноги и валяется на полу.. все это в резных деревянных хоромах. Стояла, рассматривала резьбу, нарисованную), подпорки крыш - в виде животных.. длинная картина очень - можно ходить рядом с ней, рассматривая детали. Пришла в голову мысль - все спят.. а цветы растут.. зелени много - лес живой шумит. как при действии газа.. Не знаю почему, вспомнилось про усыпляющий газ..

    И две картины - борьба со змеями..

   Обе - первый раз вижу - даже на репродукциях не видела.

   Отрубленная голова Змея Горыныча откатилась в сторону.. вторая - уже почти перерублена.. а третьей голове в пасть вставили щит. Иван-царевич сражается из последних сил. Но, почему-то чистый совсем. )

    А Добрыня сражается с семиголовым.. Все порезанные - он тоже чистый.. Огромные полотна, кожистые крылья Змея Горыныча, темное небо... Борьба добра и зла...

    Сказки сказки сказки.. Я ходила кругом.. Смотрела на полотна, вспоминала детство и все эти сказки.. и репродукции мамины..

    А потом пришли дети, и мы решили все-таки послушать экскурсию.

    Рассказ о том, как художник поднимался утром по винтовой лестнице в свою любимую мастерскую .. Одевал свой красный берет и .. куртку что ли.. уже забыла. Любовался своей коллекцией инструментов, украшений, а затем приступал к работе... О том, как он любил сказки, но каждое полотно передает то, что его поразило в этой сказке - самые важные для него моменты. К примеру, минута торжества Бабы яги, которая вот вот принесет Ивашку домой и съест.. Сережа, смотри на бабу ягу, не отвлекайся, и так далее))

    Наверное детям это было интересно. Но мне было интересно другое. И мы решились. Спустились по лестнице, в последний раз порассматривали его графические работы карандашом и вышли из музея.

    Мечта осуществилась) но я бы еще разок сходила))) попозже)) никто не хочет?-)

    Сказки сказки сказки))

   



   

   

   

   

   

Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и волшебства Аргемона, то можно заполнить вот эту анкету. Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции, посетить другие интересные предметы программы обучения из Расписания занятий, окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.