Дом-музей Васнецова
И снова музей. На этот раз тот, в который я мечтала
попасть давно. После Третьяковки и Русского я стала искать в инете - где
же еще можно посмотреть картины Васнецова. Ведь я точно знала, какие
еще есть..
Нашла - Дом-музей Васнецова.
Долго не могла найти компанию, поскольку русские художники не
очень у наших котируются. А я люблю эти картины с детства, с маминых
книг и репродукций.
Музей расположен в центре Москвы. Среди многоэтажек стоит такой - терем-теремок, резные крыши-башенки.
Пришли к открытию - пустота и тишина. Музей - это весь дом, в котором,
собственно, жил и работал Васнецов. Первый этаж - жилые комнаты.
Огромная печь. Резная мебель. Витая лестница на второй этаж (посетителям она закрыта - для них другая лестница, обычная).
Деревенская изба. Ощущение - хочу тут жить. Просторно, светло,
деревянный дух, по стенам развешены картины художников (не только
Васнецова, там же было несколько работ Поленова и других русских
художников).
Мебель - столы, стулья, стулья-кресла, шкафы - все резное. Но
резьба менее объемная, чем, скажем, непальская (с прошлой выставки).
Растительные узоры, изображения птиц и животных. Шкафов несколько, но
все одинаковые. И, вообще, все в одном стиле.. и везде - дерево дерево
дерево.. живое..
На первом этаже в основном портреты. Первое впечатление - лица и
детали прорисованы не очень тщательно. Стиль у художника такой.. И
поэтому, как только увидели более прорисованную работу, обратили
внимание - оказалось копия. Другой художник.
Изображения лошадей, орлов, других птиц, эскизы, проработки - подготовка к большим полотнам.
В две комнаты не пустили - мол, аварийные полы. Но там только портреты.
На одной из стен висела литография Сикстинской мадонны.
Удивились - она то тут причем.. На что нам ответили - здесь все, как у
художника при жизни было! мы ничего не трогали. А еще через минут 10
сказали, что не трогали только комнаты, где он жил, а комнаты жены и
детей - переделывали. Мы посмеялись про себя - литография висела как раз
в переделанной комнате и говорить о том, что она там все время висит -
по меньшей мере, тогда странно )
По залам первого этажа мы прошлись несколько раз. Про второй я не
подумала и немного недоумевала, а где те картины, которые, как я
считала, должны быть тут?
Впрочем, я увидела одну из самых его известных работ - Иван-царевич и
серый волк. И опять - непроработанные детали.. в лесу - будто дымка
скрывает все ветви и деревья. Рядом висели небольшие эскизы - графика - к
картине - Каменный век. Насколько там было все проработано!! и вообще
его графика мне очень понравилась. У него оказалось много набросков,
эскизов, вариантов костюмов для оперы Снегурочка - все это там было.
Обернувшись, на другой стороне комнаты я увидела картину - букет
полевых цветов. Первая мысль - цветы засушенные. Вторая - да откуда в то
время флористика??
Подошла поближе - это его подарок Леле.. кажется жене.
Букет - ощущение что сухие цветы, объемные.. Васильки -
луговые и полевые, ромашки, иван-чай, лисохвост и многие другие. Я не
могла долго отойти)) Очень понравился...
А еще на одной стене была маленькая картинка - Березка у
болота.. Такая вся зеленая картина. Разными оттенками зеленого - лес,
болото, и на переднем плане хилая березка... Почему-то затронуло. Стояла
дольше, чем у других картин этой комнаты.
Картина - и один в поле воин. Под тучей стрел несется на лошади
богатырь.. И только развевается его красный плащ) Немного порассуждали о
щитах. На картинах Васнецова щиты или без рисунков совсем, или с
картинами, не являющимися гербами. Следовательно - богатыри все из
народа)
В столовой висит картинка - богоматерь с младенцем.
Говорят, Васнецов долго отказывался писать для Киевского храма что-либо.
Но однажды увидел свою жену с ребенком на руках, и картина Богоматери с
младенцем ожила в его воображении. В результате - во Владимирском
соборе Киева его роспись на стенах.
А затем мы поняли, что есть еще второй этаж.
Тут как раз приехала экскурсия детская. Мы подумали,
подумали... ну скажем я подумала)))) и решила, что мы их ждать не будем,
хотя и интересно послушать, что рассказывают. Но мне очень хотелось
посмотреть картины без этого гвалта - тем более младшеклассников.
Мы поднялись на второй этаж. Огромная комната - потолки около 6 метров.
Светлая. По стенам - огромные картины. У стен внизу - шкафы и столы,
там - старинные инструменты, горшки, одежда - точнее ее элементы,
огромный сундук и огромные гусли.
Стоит огромная стремянка. Васнецов не церемонился - писал огромные
картины, и для того чтобы их писать, необходима была стремянка.
Женщина смотрительница нас пыталась уговорить спуститься вниз и
послушать экскурсовода, удивляясь нашему отказу безмерно. Мол лучший
экскурсовод музея! да к нему в очередь стоят, вам разрешают
присоединиться, а вы! А мы предпочли в тишине рассматривать картины.
Правда я посмеялась - ну мы мол сейчас посмотрим сами, а потом ее
послушаем. На что нам был ответ - это кто ж вам потом позволит то! (явно
обиделась). Но понятно же - не выгонят же они. Там нет ограничений на
вход.
Картины.. Одна стояла жутко неудобно и была огорожена - не подойти.
Битва добра и зла, ангелы, змеи, демоны, черепа - все смешалось. Жаль,
рассмотреть толком не получилось. И кстати - религиозная тема вообще
распространена у него.. Рядом была картинка про архангела (Михаила?
Гавриила?), убивающего змея. В руке у него вместо копья молния. Огромные
глаза, темные, заглядывающие в тебя...
Портрет Васнецова, написанный Нестеровым
ну и конечно сказки сказки сказки....
Кощей Бессмертный
Царевна несмеяна
Баба-яга
Царевна лягушка
Спящая красавица
Иван царевич на ковре самолете
Иван царевиц и змей горныч
Добрыня Никитич и семиголовый змей..
Сивка Бурка..
это то, что я запомнила...
Первое, что бросилось в глаза - лица царевен.. Они очень похожи, белые
лица, как маски, глаза.. Которые сразу бросаются в глаза.. Они очень
похожи, словно кочуют из сказки в сказку..
Глаза отмечали мелочи - время было и можно было рассматривать картины сколько хочешь..
Баба-яга. Вот это ведьма))) Худющая, страшная.. тащит Ивашку под мышкой.
Заспорили - а как она на ступе сидит? Не сразу понятно, что нога
подогнута одна, а одна - босая, торчит снизу из-под юбок, тряпок или
чего там еще...
Кощей бессмертный. Первый вопрос Ленки - у него меч в крови, а
интересно, где тот, кого этим мечом... Смотрим - а в углу картины
(комнаты на картине) склад мечей, кольчуг, щитов. Один щит я узнала - он
срисован с натуры )) На первом этаже облачение воина было.. как раз оно
и было на картине. Так же как и резной сундук Кащея - он стоял под
другой картиной))) Но это был точно он!
Царевна Несмеяна. Ее окружали такие .. нет, это не лица.. Морды! Пьяные,
убогие, тупые, толпа на улице, преклоняющиеся бояре с их нелепыми
высокими шапками, делегация иностранная.. С такого не просто заплачешь,
тут выть можно.. Вот она и Несмеяна..
Царевна лягушка особо не вдохновила. Почему-то воспринялась просто
иллюстрацией к сказке. В то время как почти все другие - все-таки как
нечто самостоятельно-живое..
Сивка бурка.. Прыжок к башне, где томилась царевна, и поцелуй) Конь белый, крупный.. Остальное кажется слабо прорисованным.
Спящая царевна.. множество деталей.. уснувшая лисичка и зайчик за ней..
Две маленькие синие птички, павлины, медвежонок, кошка, люди.. у царевны
упал башмачок с ноги и валяется на полу.. все это в резных деревянных
хоромах. Стояла, рассматривала резьбу, нарисованную), подпорки крыш - в
виде животных.. длинная картина очень - можно ходить рядом с ней,
рассматривая детали. Пришла в голову мысль - все спят.. а цветы растут..
зелени много - лес живой шумит. как при действии газа.. Не знаю почему,
вспомнилось про усыпляющий газ..
И две картины - борьба со змеями..
Обе - первый раз вижу - даже на репродукциях не видела.
Отрубленная голова Змея Горыныча откатилась в сторону..
вторая - уже почти перерублена.. а третьей голове в пасть вставили щит.
Иван-царевич сражается из последних сил. Но, почему-то чистый совсем. )
А Добрыня сражается с семиголовым.. Все порезанные - он тоже чистый..
Огромные полотна, кожистые крылья Змея Горыныча, темное небо... Борьба
добра и зла...
Сказки сказки сказки.. Я ходила кругом.. Смотрела на полотна, вспоминала детство и все эти сказки.. и репродукции мамины..
А потом пришли дети, и мы решили все-таки послушать экскурсию.
Рассказ о том, как художник поднимался утром по винтовой лестнице в свою
любимую мастерскую .. Одевал свой красный берет и .. куртку что ли..
уже забыла. Любовался своей коллекцией инструментов, украшений, а затем
приступал к работе...
О том, как он любил сказки, но каждое полотно передает то, что его
поразило в этой сказке - самые важные для него моменты. К примеру,
минута торжества Бабы яги, которая вот вот принесет Ивашку домой и
съест.. Сережа, смотри на бабу ягу, не отвлекайся, и так далее))
Наверное детям это было интересно. Но мне было интересно другое. И мы
решились. Спустились по лестнице, в последний раз порассматривали его
графические работы карандашом и вышли из музея.
Мечта осуществилась) но я бы еще разок сходила))) попозже)) никто не хочет?-)
Сказки сказки сказки))
Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и
волшебства Аргемона, то можно заполнить
вот эту анкету.
Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции,
посетить другие интересные предметы программы обучения
из Расписания занятий,
окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.
|