Выставка музыкальных инструментов

В этом дворце я была впервые. Шереметьевский дворец - дворец графа Шереметьева, который и начал собирать музыкальную коллекцию. Часть дворца - музей - быт графьев) показывали народу, как жили графы.

    Большие инструменты - рояли, клавесины, виолончели, скрипки - на втором этаже. Там же находилась выставка.
На первом этаже - небольшой зал, где размещена коллекция.

    Нас отослали на второй этаж - на первом группа была.
   Поднялись. Прошли по музею, оглядываясь с любопытством, но не более.
Пока не перешли к инструментам.

    Арфа и ворона. Главная идея выставки - перекличка ворона и арфы.

    Два зала - небольшой и побольше.. Стенды. На стендах расположены животные и инструменты.

    РРР но такова жизнь. При создании муз. инструментов широко использовали кошачью кожу.

    Понравилось название японского инструмента - Сямисен.

    Нашла такое описание
    Японская лютня с длинным безладовым грифом, появившаяся в середине XVI века.
    Струны протянуты над звуковым корпусом, который раньше покрывали змеиной кожей (сансин - и по сей день), а сегодня предпочитают кожу кошки или реже собаки.

    Немного поежилась от инструмента Дамару:

   

    Это маленький двойной барабанчик с кожаным шнурком, обвязанным вокруг его узкой части. При вращении деревянные или костяные шарики на концах шнурка, ударяясь о мембрану барабанчика, издают звук. Тантрический символ под названием Дамару - это ручной барабанчик из двух половин черепа. Как объяснили, песочные часы (на них похож барабан) символизируют круговорот жизни и смерти.

    Шофар - ритуальный еврейский рог.. Обычно козий

    Гандан... вот такое описание нашла:
лама надевает на голову диковинную желтую шапку с мохнатыми кистями, которые закрывают его лицо, пододвигает к себе бубен и колокольчик. Гандан из берцовой кости молодой девушки зияет двумя черными дырами.

    Гандан - духовой мундштучный инструмент из человеческий берцовой кости... Кольца на нем делают из кожи.. бррр...

    А еще один инструмент, тот самый, о котором я хотела попросить пояснить с точки зрения физика, я, видимо, неправильно списала(( Ниасатаранга - индийский, в корпусе - мембрана из паутины и именно его прикладывают к голосовым связкам.
   Пишу все эти названия, потому что точно - пройдет меньше суток и ничего не вспомню. А так, может, потом перечитаю и увижу)

    Инструментов было много.. Рядом с каждым была или птичка, или змея, или животное.. Рядом с серпентами (Серпент, духовой медный музыкальный инструмент изогнутой змеевидной формы, басовый представитель семейства корнетов ) - понятно змея, рядом майури виной - павлин, скрипки и вообще смычковые были рядом с дикобразом. А в центре зала большой экспозиции 2 лиры - инструмент и птица.

    Не очень поняла замысел устроителей выставки, которые спрятали птиц под зеленую сетку. Нет - ну я все понимаю: лес и все такое, но зачем было прятать туда сову??

    Название инструментов, формы, непонятность того, как играли на них - в смысле, ну как, к примеру, играть на одной струне, при том что сам инструмент почти с человека?? - все это немного завораживало. Я уходила от одной витрины к другой, чтобы вернуться снова к первой. Всего два зала. Мы были в каждом раза по три))
Посидели у компьютера и помучали его. Иноим очень боится волков и пришлось не ставить волчий вой.
   Понравилась колесная лира

    Первоначально на нем играли два исполнителя - один поворачивал покрытое канифолью деревянное колесо, которое гладило две или три струны, проходящие под аркой, другой нажимал выступы, останавливающие звучание двух или трех мелодичных струн.

    И гвоздевая скрипка - не нашла картинки, а жаль.. Забавно видеть эти торчащие гвозди - металлические штифты, которые в скрипке вместо струн..

    На выставке были медведь, крокодил, волк, сурок (вот уж не знала, что его звукам тоже подражают инструменты), квакши и даже рыбы! Хотя, если честно, мы не поняли, какие звуки издает Карп. Звуки потерялись в шуме: играла легкая фоновая музыка - что-то вроде журчания воды.

    Мы кружили по залам, выходя периодически в другую комнату, ту, где были выставлены рояли и скрипичные инструменты. Там же была скрипка частями - кусочки, как бы их назвать то.. подготовленные для склейки.
   А еще там была витрина неких инструментов
   Пошетты (Pochette) - карманные скрипки для учителей танцев))
   Они были двух форм - скрипки и виолончели в миниатюре и лодкообразные формы. Последние очень живо напоминали формы подлодок. Был такой инструмент и в виде трости))) Идешь по улице, размахиваешь тросточкой, остановился - и давай играть)))

    А названийййййй: кобыз, гусла, ковуч, кемнага, морин хур, саринда, гиджак, кокиу.. - и так далее - понятно, что смысл инструментов практически один, но форма и некоторые особенности разные..

    А затем мы спустились собственно в сам музей.
Немного о музее.. источники гласят:
   Шереметевский дворец на набережной реки Фонтанки ("Фонтанный дом") - памятник архитектуры барокко (1750-1755, арх. Савва Чевакинский и Федор Аргунов). Участок, на котором сооружен дворец, пожалован Петром I его сподвижнику, фельдмаршалу графу Борису Петровичу Шереметеву. Уже с конца XVIII в. дворец становится центром театральной и музыкальной жизни Петербурга. В столице был хорошо известен великолепный театр, труппа которого состояла из крепостных. С этим домом связана романтическая история любви графа Николая Петровича Шереметева и его крепостной актрисы, замечательной певицы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, позже графини Шереметевой. Шереметевы владели дворцом более 150 лет. Здесь в разное время бывали Александр Пушкин, Василий Жуковский, Александр Тургенев, Михаил Глинка, Александр Серов, Владимир Стасов, Милий Балакирев и многие другие.

    Вот там то и начали собирать коллекцию инструментов. На протяжении 150 лет собирали. Инструменты, на которых играли выдающиеся музыканты и композиторы, инструменты разных народов.. И так далее

    При нас привели две экскурсии.. Первую - мы пропустили начало.. А вторую не стали ждать до конца, но в целом всю экскурсию прослушали.. Экскурсоводы демонстрировали звучание инструментов, на кое-каких просто поиграли, другие - в записи.
   Роговой оркестр. Говорят, что не имеет аналогов за рубежом. Раньше в оркестрах были крепостные.. На вопрос, почему они - дети не ответили. Тогда экскурсовод сама сказала - потому что другим будет очень тоскливо играть только одну ноту.
Длина такого рога - от 10 см до 6 метров. Звук - великолепный. Cразу представляется лес и охота и рыцари. Просто с первых же тактов и звуков.

    Очень понравились гонги, долгий звук. Очень долгий.. глубокий очень. Даже не знаю, как его назвать.. глубинный.. он длился и длился.. здорово..
   Поговорили со служительницей..
   С Иноим обсуждали, что наши служители как церберы обычно, бросаются на посетителей и смотрят жуть как недобро. Следят за каждым твоим шагом.
   Но стоит проявить чуточку знаний.. Они начинают таять и общаться. Мы мило побеседовали с этой дамой. Что-то обсудили, я привела в пример итальянский музей музыкальный, она повздыхала.. идея явно близка. Вот только денег нет(((

    В общей сложности мы провели в музее минимум часа три. При том что там было всего то ничего залов. Но уйти не могли))))
Пришлось мне там купить брошюру о выставке, о музее, посмотреть, какие концерты проходят. Мы поняли, что хотим на подобные концерты и будем теперь искать их..
   И удовлетворенные и счастливые вывалились из дворца на улицу))) Посмотрели на хмурую погоду и потопали через Марсово поле к Петропавловке - на вторую выставку)

    Иллюстрации - с сайта http://ethnotrip.blues.ru