Выставка музыкальных инструментов
В этом дворце я была впервые. Шереметьевский дворец - дворец графа Шереметьева, который и начал собирать музыкальную коллекцию.
Часть дворца - музей - быт графьев) показывали народу, как жили графы.
Большие инструменты - рояли, клавесины, виолончели, скрипки - на втором этаже. Там же находилась выставка.
На первом этаже - небольшой зал, где размещена коллекция.
Нас отослали на второй этаж - на первом группа была.
Поднялись. Прошли по музею, оглядываясь с любопытством, но не более.
Пока не перешли к инструментам.
Арфа и ворона. Главная идея выставки - перекличка ворона и арфы.
Два зала - небольшой и побольше.. Стенды. На стендах расположены животные и инструменты.
РРР но такова жизнь. При создании муз. инструментов широко использовали кошачью кожу.
Понравилось название японского инструмента - Сямисен.
Нашла такое описание
Японская лютня с длинным безладовым грифом, появившаяся в середине XVI века.
Струны протянуты над звуковым корпусом, который раньше
покрывали змеиной кожей (сансин - и по сей день), а сегодня предпочитают
кожу кошки или реже собаки.
Немного поежилась от инструмента Дамару:
Это маленький двойной барабанчик с кожаным
шнурком, обвязанным вокруг его узкой части. При вращении деревянные или
костяные шарики на концах шнурка, ударяясь о мембрану барабанчика,
издают звук. Тантрический символ под названием Дамару - это ручной
барабанчик из двух половин черепа. Как объяснили, песочные часы (на них
похож барабан) символизируют круговорот жизни и смерти.
Шофар - ритуальный еврейский рог.. Обычно козий
Гандан... вот такое описание нашла:
лама надевает на голову диковинную желтую шапку с мохнатыми кистями,
которые закрывают его лицо, пододвигает к себе бубен и колокольчик.
Гандан из берцовой кости молодой девушки зияет двумя черными дырами.
Гандан - духовой мундштучный инструмент из человеческий берцовой кости... Кольца на нем делают из кожи.. бррр...
А еще один инструмент, тот самый, о котором я хотела попросить пояснить с
точки зрения физика, я, видимо, неправильно списала(( Ниасатаранга -
индийский, в корпусе - мембрана из паутины и именно его прикладывают к
голосовым связкам.
Пишу все эти названия, потому что точно - пройдет меньше суток и ничего не вспомню. А так, может, потом перечитаю и увижу)
Инструментов было много.. Рядом с каждым была или птичка, или змея, или
животное..
Рядом с серпентами (Серпент, духовой медный музыкальный инструмент
изогнутой змеевидной формы, басовый представитель семейства корнетов ) -
понятно змея, рядом майури виной - павлин, скрипки и вообще смычковые
были рядом с дикобразом. А в центре зала большой экспозиции 2 лиры -
инструмент и птица.
Не очень поняла замысел устроителей выставки, которые спрятали птиц под
зеленую сетку. Нет - ну я все понимаю: лес и все такое, но зачем было
прятать туда сову??
Название инструментов, формы, непонятность того, как играли на них - в
смысле, ну как, к примеру, играть на одной струне, при том что сам
инструмент почти с человека?? - все это немного завораживало. Я уходила
от одной витрины к другой, чтобы вернуться снова к первой. Всего два
зала. Мы были в каждом раза по три))
Посидели у компьютера и помучали его. Иноим очень боится волков и пришлось не ставить волчий вой.
Понравилась колесная лира
Первоначально на нем играли два исполнителя - один поворачивал покрытое
канифолью деревянное колесо, которое гладило две или три струны,
проходящие под аркой, другой нажимал выступы, останавливающие звучание
двух или трех мелодичных струн.
И гвоздевая скрипка - не нашла картинки, а жаль.. Забавно видеть эти
торчащие гвозди - металлические штифты, которые в скрипке вместо струн..
На выставке были медведь, крокодил, волк, сурок (вот уж не знала, что
его звукам тоже подражают инструменты), квакши и даже рыбы! Хотя, если
честно, мы не поняли, какие звуки издает Карп. Звуки потерялись в шуме:
играла легкая фоновая музыка - что-то вроде журчания воды.
Мы кружили по залам, выходя периодически в другую комнату, ту, где были
выставлены рояли и скрипичные инструменты. Там же была скрипка частями -
кусочки, как бы их назвать то.. подготовленные для склейки.
А еще там была витрина неких инструментов
Пошетты (Pochette) - карманные скрипки для учителей танцев))
Они были двух форм - скрипки и виолончели в миниатюре и
лодкообразные формы. Последние очень живо напоминали формы подлодок. Был
такой инструмент и в виде трости))) Идешь по улице, размахиваешь
тросточкой, остановился - и давай играть)))
А названийййййй: кобыз, гусла, ковуч, кемнага, морин хур, саринда,
гиджак, кокиу.. - и так далее - понятно, что смысл инструментов
практически один, но форма и некоторые особенности разные..
А затем мы спустились собственно в сам музей.
Немного о музее.. источники гласят:
Шереметевский дворец на набережной реки Фонтанки ("Фонтанный
дом") - памятник архитектуры барокко (1750-1755, арх. Савва Чевакинский и
Федор Аргунов). Участок, на котором сооружен дворец, пожалован Петром I
его сподвижнику, фельдмаршалу графу Борису Петровичу Шереметеву. Уже с
конца XVIII в. дворец становится центром театральной и музыкальной жизни
Петербурга. В столице был хорошо известен великолепный театр, труппа
которого состояла из крепостных. С этим домом связана романтическая
история любви графа Николая Петровича Шереметева и его крепостной
актрисы, замечательной певицы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, позже
графини Шереметевой. Шереметевы владели дворцом более 150 лет. Здесь в
разное время бывали Александр Пушкин, Василий Жуковский, Александр
Тургенев, Михаил Глинка, Александр Серов, Владимир Стасов, Милий
Балакирев и многие другие.
Вот там то и начали собирать коллекцию инструментов. На протяжении 150
лет собирали. Инструменты, на которых играли выдающиеся музыканты и
композиторы, инструменты разных народов.. И так далее
При нас привели две экскурсии.. Первую - мы пропустили начало.. А вторую
не стали ждать до конца, но в целом всю экскурсию прослушали..
Экскурсоводы демонстрировали звучание инструментов, на кое-каких просто
поиграли, другие - в записи.
Роговой оркестр. Говорят, что не имеет аналогов за рубежом.
Раньше в оркестрах были крепостные.. На вопрос, почему они - дети не
ответили. Тогда экскурсовод сама сказала - потому что другим будет очень
тоскливо играть только одну ноту.
Длина такого рога - от 10 см до 6
метров. Звук - великолепный. Cразу представляется лес и охота и рыцари.
Просто с первых же тактов и звуков.
Очень понравились гонги, долгий звук. Очень долгий.. глубокий очень.
Даже не знаю, как его назвать.. глубинный.. он длился и длился..
здорово..
Поговорили со служительницей..
С Иноим обсуждали, что наши служители как церберы обычно,
бросаются на посетителей и смотрят жуть как недобро. Следят за каждым
твоим шагом.
Но стоит проявить чуточку знаний.. Они начинают таять и
общаться. Мы мило побеседовали с этой дамой. Что-то обсудили, я привела в
пример итальянский музей музыкальный, она повздыхала.. идея явно
близка. Вот только денег нет(((
В общей сложности мы провели в музее минимум часа три. При том что там было всего то ничего залов. Но уйти не могли))))
Пришлось мне там купить брошюру о выставке, о музее, посмотреть,
какие концерты проходят. Мы поняли, что хотим на подобные концерты и
будем теперь искать их..
И удовлетворенные и счастливые вывалились из дворца на улицу)))
Посмотрели на хмурую погоду и потопали через Марсово поле к
Петропавловке - на вторую выставку)
Иллюстрации - с сайта http://ethnotrip.blues.ru
Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и
волшебства Аргемона, то можно заполнить
вот эту анкету.
Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции,
посетить другие интересные предметы программы обучения
из Расписания занятий,
окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.
|