Старая Ладога

Старая Ладога.. несколько странное название, если не знать, что Ладога - это не только озеро, что Новую Ладогу основал Петр и с тех пор один из самых старейших городов России стал маленькой деревенькой на реке Волхов..

   Признаюсь, что слышать я о Старой Ладоге слышала, но пропускала мимо ушей все. А зря.
  И чтобы исправить свое невежество, а заодно хорошо провести выходной с заезжими гостями, на мартовские праздники мы поехали посмотреть, что же скрывается за этим сочетанием.

   Первое, что я узнала о городе, изучая материалы при подготовке к поездке, это то, что город был основан не позже 753 года от Р.Х.
  Удивительно, мы много слышали про Киевскую Русь, про Новгород. Но про город Ладогу.. не помню совершенно.

  

   Точной даты основания города не существует. 753 год считается годом приблизительного основания города. А само поселение возникло намного раньше.
  Интересно как именно определили возраст: по кольцам бревна, из которого было сделано одно из древнейших деревянных строений, дошедших до нас благодаря подходящим климатическим условиям. Оказывается, есть такая наука - Дендрохроноло́гия - которая позволяет это сделать.

   Дендрохроноло́гия — одна из методик датирования археологических находок и древних предметов, основанная на исследовании годичных колец древесины. Используется для датирования деревянных предметов и фрагментов древесных стволов (например, в постройках), а также в биологии - при изучении биологических изменений за последние тысячелетия

   Есть сведения, что первыми поселение построили шведы и назвали его Альдейгьюборг (Aldeigjuborg или ранее — Aldeigja). И возникло это поселение на очень удачном месте - на левом берегу реки Волхов.
  "Название "Ладога" имеет, по одной из версий (которых множество), варяжское происхождение и является русской транскрипцией скандинавского Aldoga, что означает "Старая Река" (Ald — "старый", Ga — "река"). То есть в нынешнее время полное имя поселения должно звучать - Старая старая река. Кстати, озеро названо именно по этому городу, а не наоборот.

   Волхов соединяет два озера - Ладогу и Ильмень. Путь из "варяг в греки" известен всем, наверное. А вот путь "из варяг в арабы" известен мало. А именно благодаря этому пути и возникло поселение - места там сложные, Волхов хитрый, течение у него непростое, много порогов, поворотов. И нужны были люди, которые в совершенстве знали путь через пороги - лоцманы. И возле самого сложного места и устроили поселение, дав начало не только городу.. но и многому другому.
  На карте хорошо видны оба пути - и "в греки" и "в арабы":

  

   Оживленная трасса сделала поселение торговым центром. Через Ладогу на юг везли лес, меха, оружие, воск, мед. А на север везли пряности, дорогие ткани, книги, стеклянные и ювелирные изделия ..
  Каких только монет сейчас при раскопках не находят..

   То, что на царствование пригласили Рюрика - знают, наверное, все, а многие ли знают, что Рюрик прибыл именно в Ладогу?
  Согласно «Повести временных лет» в 862 г. (после смерти представителя местной славенской династии князя Гостомысла) был приглашен знатный скандинав Рюрик с братьями и дружиной (правда по некоторым версиям не было никаких братьев - неверный перевод слова Двор. Рюрик с дружиной и двором).

   Вот только для торгового города Ладога хороша была. А для управления город не совсем подходил. И Рюрик перенес княжескую резиденцию в небольшой городок на Волхове. Да-да.. так называли тогда будущий Великий Новгород.
  Столицу перенесли, но Ладога осталась важнейшей ключевой точкой - торговым центром и северо-западным форпостом Руси, защищающей Новгород от внешних врагов.

   В 882 г. легендарный Олег Вещий строит каменную крепость. В 997 году норвежский ярл Эрик разрушает ее (это он тогда варягом был, а после стал Норвежским королем).
  А на память о Вещем Олеге остается сопка, где он похоронен.
  "Идэ Олег к Новугороду и оттуда в Ладогу, друзии же сказают, яко идущю ему за море, и уклюну змиа в ногу и с того умре. Есть могыла его в Ладозе."

   В 1114 году строится новая каменная крепость. Удивительно, но она не только выдерживает осаду шведов через полвека, но и доживает до наших дней, хотя и сильно потрепанная. Всю историю Ладоги можно прочитать на сайте http://www.oldladoga.ru/20.html , а я буду упоминать только ключевые моменты.

   До 1700 года Ладога ни один раз переходила от русских к шведам и обратно. В 1702 году Петр I решает сделать город местом сбора регулярной русской армии. Здесь было собрано 14 полков под командованием Б.П.Шереметева.
  Но уже в 1704 году Петр основывает другой город - чуть выше по течению, ближе к Ладожскому озеру, называет его Новой Ладогой, и Ладога превращается в Старую Ладогу.. С этого момента город начинает хиреть и превращается в деревню.. Кстати, опальная жена Петра - Лопухина - была заточена в женский монастырь, расположенный именно тут, в Старой Ладоге.

   А теперь, когда "краткий" исторический обзор окончен, перейду непосредственно к отчету)

  
  От Питера до Старой Ладоги на машине около 2 часов. Надеясь на хорошую погоду, мы умудрились поехать в самый холодный день праздников. За городом лежал снег, и мы окунулись в зиму.

   Первое, что видно заезжающим с севера - это сопки. Они не очень бросаются в глаза, и, не зная, что они там есть, можно на них не обратить внимание. Одна сопка побольше и две поменьше.

  

  Та, что побольше, и есть могила Вещего Олега. Почему-то для меня Вещий Олег остался из области былин и легенд. И оказаться нос к носу с "былинным фактом" (сочетание то какое..) было сродни чудом.
  Сразу поясню, что киевская версия этот факт опровергает. Новгородские и киевские летописи не могут найти общий язык по этому событию. Новгородцы считают, что могила тут, а киевляне - что могила находится в Киеве на горе Щековице. По нынешним меркам Старая Ладога очень небольшая - пройти ее пешком можно очень быстро. Поэтому мы приехали в центр, оставили там машину и для начала решили позавтракать. Судя по сайтам и рекламным проспектам, Ладога нонче развивается и является туристическим местом. В центре стояло небольшое кафе "Князь Рюрик". Мы не сообразили, что с таким названием это вовсе не кафе, и зашли. Первое, что бросилось в глаза - это роскошное древо

  

  Присмотревшись, тут можно найти и Ольгу, причем у самого основания этого огромного древа. На стенах, в качестве "иллюстрации", висели топоры, щиты, кольчуги

  

   Щиты напоминали что-то очень знакомое, и мы радостно объявили их ролевыми. Девушка, сидящая за стойкой, обиделась. А зря - мы были недалеко от истины. Каждый год тут проводятся фестивали-реконструкции. И этот реквизит явно оттуда.
   Впрочем, оставаться мы там не стали. Цены ресторанные, огромные даже для москвичей (интересно.. на кого рассчитаны такие цены?) Найдя небольшое кафе напротив, вполне нормально и вкусно поев, мы решили начать с главной достопримечательности городка - с крепости.

  

   Надо сказать, что по рекламным проспектам сильного разрушения не видно. А, подойдя поближе, стало понятно - крепость фактически целиком разрушена и ее восстанавливают. И на фотографиях все наиболее прилично сохраненные башни - это восстановленные (Климентовская и Воротная башни, постройки уже 15 века, в последней — крепостные ворота).

   Крепость, как я писала выше, была построена в 1114 году. Стены были высотой около 8 метров, толщиной около двух. в 1164 году на город напали шведы - на 55 ладьях приплыло двухтысячное войско.

   Стены и правда толстые, видна старинная кладка - остатки стены. И виден Волхов. Как на этой небольшой реке разместилось 55 кораблей, даже небольших по размерам? Посмеялись - наверное они застряли в пробке, поэтому и не смогли взять крепость (кстати, в Викепедии указывается 60 кораблей - «князь свейский и бискуп пришед в 60 шнеках»)

  

   На помощь тогда пришли новгородцы. Ладожане отогнали от Ладоги врагов и, встретившись с новгородцами,разбили наголову шведов. В память об этой победе был поставлен храм Св. Георгия-Победоносца (крупный план потом видимо выложу). Церковь знаменита тем, что в ней сохранилась роспись со всемирно известной фреской на житийный сюжет «Чудо Георгия о змие». Кроме того, это одна из церквей "домонгольского" периода.

  

   На переднем плане маленькая деревянная церковь - церковь Дмитрия Солунского, построенная намного позже - в первой половине 17 века. Церковь маленькая, но симпатичная, довольно простая и имеет одну главку, крытую лемехом.

   К сожалению, церкви были закрыты и внутрь мы не попали. Побродили по округе, забрались на стены, залезли в остатки бойниц.

  

  

  

   В крепости расположен музей. Небольшой, расположенный на двух этажах. В качестве экспонатов карты, доспехи и главное - макет крепости. К тому времени фотоаппарат мой от холода совсем замерз и снять его я не смогла. Последующие снимки давались с боем - фотоаппарат грелся, включался, делалось 1-2 снимка, и он вырубался сам собой, утверждая, что он разряжен.. Но я упорно снимала им до конца поездки).
  Макет помогает понять, что от крепости осталось совсем мало.. и что пропавшая часть удивительно напоминает по очертаниям часть Петропавловской крепости..

   Стоя на стенах, можно было спокойно разглядывать противоположный берег. Любопытная деталь. На противоположном берегу - деревни, погосты, урочища, а моста НЕТ. Переправа - на лодках. При нас перевезли женщину с того берега на наш.. На снимке виднеется Васильевский погост:

  

   Известно, что в 1495 г. крепость усиливается пятью сторожевыми башнями. Мощные стены имели толщину от трех до семи метров. Вход делается под углом в 90 градусов, что делает невозможным взятие ворот тараном.
  Кстати, в крепости Орешек такой же вход. Возможно, это было характерно для всех крепостей того времени?

   Высокие и толстые стены, сложный вход, тайные башни, позволяющие доставать воду из Волхова даже при осаде.. Понятно, почему защитники смогли выдержать несколько сильнейших осад шведов.

   На довольно долгое время крепость попала к шведам только в 1610. И до 1617 гг. находилась под их властью. В 1617 был подписан Столбовский мир со шведами. Нам вернули Ладогу.

   К тому времени в городе уже было много каменных строений, Варяжская улица, на которой располагались все купцы, город процветал.

   После крепости мы пошли в южную часть деревни, в Никольский Монастырь.

  

  

  

   По преданию, этот монастырь основал Александр Невский. На территории монастыря

   Колокольня (1692 год) и Церковь св.Иоанна Златоуста (1878 г)

  

   Все в лесах.. Восточные святые ворота 17 века

   Маковка очень похожа на маковку церкви Дмитрия Солунского в крепости.

  

  

   Сам Никольский собор - в лесах и его не видно.

   "От древнейшей постройки XII века сохранились лишь фундамент и незначительные части стен и столбов. Нынешнее здание церкви точно повторяет план храма XII века, но обновлялось с XV по XIX век. От XII века на западной паре столбов, в нижних частях, открыты фрагменты настенной живописи XII века."

   Внутри церкви полуразрушенные стены.. на них остатки фресок. Некоторые очень неплохо сохранились, другие разрушились совсем. Разумеется, я не стала фотографировать внутри.. Внутри церкви - мощи одного из святых православной церкви. К ним можно приложить купленные тут же иконки.
  Мне, как преподавателю по оберегам, постоянно неловко становится.. Для меня обереги и религия мало совместимы. Но я прекрасно понимаю, что вот это полноценный оберег - образок или медальон с изображением святого, прислоненный к мощам и приправленный огромной верой в помощь этого образка.

   На фотографии плохо видно, а увеличивать я тут не стала, но на стене отчетливо видно ХС. Может это и есть тот самый мужской монастырь, в который то и дело грозятся уйти наши преподаватели?
  После монастыря мы посетили два музея - археологический и музей заповедник Купеческого быта.

   громко сказано)))) Музей купеческого быта - это три маленькие комнатки, в которых сохранили некоторые предметы быта того времени. Почему-то вспоминается
  Бронзовая птица, фильм, в котором школьников водили в дом господ, который стал музеем. Так же с любопытством оглядываешь роскошный туалетный столик из дерева, швейную машинку зингер, пузатый самовар..

   Музей археологии несколько больше. Расположенный на двух этажах музей содержит предметы, найденные при раскопках. Надо отметить, что раскопкам тут уделяют огромное значение. Первые раскопки были произведены еще в 1880 годы. "Первую экспедицию возглавил Н.Е.Бранденбург и впервые произвел тщательные обмеры и фиксацию каменных стен и башен ладожской крепости, исследовал остатки древнерусских храмов Ладоги и осуществил раскопки двух из них."
  На стендах - самые различные экспонаты:

   Оружие, топоры, стрелы

  

   Украшения. На стенде хорошо видны бусы - за одну бусинку!!! в старинные времена можно было купить раба. Так что, тут на стенде - целое состояние

  

   Там же макеты сопок, в разрезе.. в том числе и сопка, считающаяся могилой Вещего Олега. Облачения священников.. На втором этаже костюмы с фестивалей, фотографии оттуда же.. Фестивали там явно занимают очень большое значение. Попасть туда в это время..

   Эти два дома - единственные дома, оставшиеся от архитектуры того времени. Дома Калязиных - так значатся они на туристрической карте. Отапливаются они огромными железными круглыми печками (буржуйками?).

   После этих домов мы направились в женский монастырь - тот самый, где была заточена на 7 лет опальная жена Петра I, Евдокия Лопухина.
  Изначально там стояла церковь Симеона Богоприимца, теперь же там Крестовоздвиженская церковь 1862 года.

   Боковая башенка западных святых ворот (1823-1825 гг)

  

   Церковь Успения Богородицы (12 век) - очень похожа на георгиевскую церковь из крепости. И тоже - домонгольская.

  

   Маленькая колоколенка

  

  Большой колокол с одной стороны, и четыре поменьше рядом..

   Монастырь действующий. Мимо нас шли послушницы, ухаживали за живностью, которая жила в небольшой пристройке.. куры, гуси, утки..

   И напоследок мы посетили Иоанно-Предтеченский монастырь. Точнее то, что от него осталось - собор Рождества Иоанна Предтечи, поставленный на Малышевой горе в 1695 году.

  

   Колокольня того же времени

  

   Удивительно красивый храм.

  Немного о самой деревне.. Деревня, расположенная вдоль реки Волхов. Добираются до нее на автобусе от станции Волховстрой. Деревня спокойная, жизнь явно размеренная. Из конца в конец можно пройти за полчаса, если идти не останавливаясь. Люди работают на предприятиях в близлежащих городах и на фермах, молоко потом идет на Пискаревский молочный завод. Народ доброжелательный, в музеях - только спрашивайте и проявляйте интерес, с удовольствием начнут рассказывать. Возможно, летом будет иначе, летом народа больше, но все же.. совковых старушек там нет. На улице со мной даже здоровались, когда я, отстав с фотоаппаратом, догоняла девчат. В церквях спокойно, не напряжно, напряг скорее от туристов, которые даже там умудряются хамить.. Летом ведутся активные раскопки, зимой тихо..

   В качестве итога.

   Место удивительное. Но туда лучше приезжать летом.

   Я легко представляю себе все это не в снегу, а в зелени. Теплое время года позволяет просто сесть на холм и спокойно смотреть на течение реки Волхова, вспоминая старинные былины и истории, рассказы про Садко и Ильмень озеро. Очень не хватало именно этого, холод мешал.
  Пройтись по зеленой улице, спуститься к воде, забраться на стену, не думая о том, как будешь спускаться по слегка обледеневшему склону. Посмотреть на старинную крепость при свете солнца, полюбоваться наглым одуванчиком, проросшим сквозь каменную кладку, послушать колокольный звон.. одно из тех мест, куда хочется вернуться.

   Если не были и есть возможность - поезжайте. Это одно из самых спокойных мест, которые я видела, спокойных и дышащих историей.

   карта Старой Ладоги

   и спешиал фор Салли

   Ворота Кандинского)))

  

   чтобы такое его для контраста поставить.. пусть это будет

  

Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и волшебства Аргемона, то можно заполнить вот эту анкету. Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции, посетить другие интересные предметы программы обучения из Расписания занятий, окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.