г. Иваново. Краеведческий музей им. Бурылина

Время проходит, память стирает воспоминания, освобождая место для следующих событий. А иногда очень хочется закрепить эти воспоминания, чтобы и через много лет можно было освежить в памяти события и вспомнить, как оно было.

   Поэтому я и решила записать свои впечатления о посещении музея в г. Иванове. А заодно - может кто-то заинтересуется и, по возможности, и сам посетит его. Фотоаппарата с собой не было, поэтому фотографии взяты из открытых источников в сети, в частности - у фотографа Светланы Николаевны, забывшей указать фамилию.

    "Музей промышленности и искусства" или краеведческий музей, как его называли в советские времена, создан фабрикантом Дмитрией Бурылиным.

   Начало коллекции положили книги и монеты, собранные его дедом. Дмитрий не просто продолжил дело деда, а значительно преумножил коллекцию.

   И даже здание специально для музея выстроил, чтобы разместить экспонаты повольготнее.
   

   Родился Дмитрий в 1852 году. Был очень преуспевающим фабрикантом. Но фабрики ему были нужны не для зарабатывания капитала. А для того, чтобы была возможность путешествовать по миру и пополнять свою коллекцию. Он то и дело путешествовал по странам Европы, Азии, Африки и каждый раз возвращался с огромным багажом, ящиками, наполненными самыми разнообразными предметами: оружием, книгами, предметами культов..

   "Музей - это моя душа, а фабрики - источник средств для жизни и его пополнения". Под этим девизом он и жил.

   На сайте города Иваново - http://www.ivanovo.ru/ - есть информация о создании и судьбе музея, которая была достаточно непростая…

   В музей мы пришли, предварительно заказав экскурсию. И правильно сделали, ибо просто бродить по музею, не зная подробностей, - не так интересно.

   Экскурсоводом у нас был парень Андрей, который первым делом спросил, каким временем мы обладаем. Мол если ждет автобус - то галопом по залам, а их тут 8. Если времени больше - то можно остановиться поподробнее.

   Времени было много, и мы начали осмотр музея с выслушивания рассказа о двух больших картинах, которые висели по сторонам от лестницы с 1 на 2 этаж.
   Картины, как я потом выяснила, оказались достаточно известными. Это были картины А. Лосенко и Н. Грибкова "Владимир и Рогнеда" и "Ревность Рогнеды".
   Андрей явно с удовольствием рассказал историю Князя Владимира и половецкой княжны Рогнеды. История красивая, исход ее необычен для тех времен, и кому интересно - может прочитать ее тут целиком.
   Собственно картины показывают два момента - попытку Рогнеды убить Владимира во сне. И неудавшееся убийство Владимиром Рогнеды (при сыне Владимир убить не решился, хотя по закону тех времен именно так он должен был наказать жену за покушение). История вызвала ряд вопросов с нашей стороны.. Ибо знание хронологии хромало у нас всех, и было непонятно, как сочетались гарем, христианство и уход Рогнеды в монастырь.. После рассказа стало более понятно…

    После рассказа о картинах мы поднялись на второй этаж, где, собственно, и были основные залы музея.
   И начали мы осмотр с огромных часов.
       

   
   Часы оказались уникальными.
   Потомок знаменитого рода, герцог Альба, мечтал быть обладателем уникальной вещи, по сути - любой, лишь бы второй такой не было на земле, и по уникальности своей она бы была неповторима. И в 1873 году он встречает в Париже механика Биллетэ, который предлагает ему сделать уникальные часы. Герцог соглашается, хотя обходятся ему эти часы в результате в 280 тысяч франков.
   На фотографии видно, что это по сути шкаф с циферблатами. Материал - черное дерево. Ширина корпуса - 3 метра, высота - 2,6. Множество шестеренок. Каждое из трех устройств действует самостоятельно.
   25 ключей, чтобы завести. Причем каждую пружину надо было подкручивать в строго отведенное время - как пример: одну - раз в сутки, другую - раз в неделю, третью - раз в три года.
   Циферблаты самые разные… Самое простое - это 36 циферблатов, которые показывают время в 36 городах мира (Лондон, Токио, Санкт-Петербург (а не Москва, как пишут в некоторых источниках)). Разбиты они по зонам - материкам (вот где на фотографии круг, а в нем еще несколько кругов - это и есть "материк"). И еще один - на нем написано Париж, но показывают, разумеется, московское время, - выделен и размещен по центру. Так сказать - местное время.
   Порадовало название - Острова Антиподов. Время на Antipodes Islands ))
   Нет Берлина. Ибо в то время шла война с ними, и их решили проигнорировать.
   4 циферблата, расположенные по низу, - это календари по четырем летоисчислениям: григорианскому, юлианскому, иудейскому и магометанскому.
   Наверху центральной части - небо звездное.. Ниже - не менее большой циферблат - движение луны вокруг земли, а земли и других планет - вокруг солнца. Земля представлена в виде глобуса.
   А еще движение солнца вокруг земли))) По старым представлениям.
   Не все перечислила, ибо время шло, не все рассмотрела, и вместо записи сделала снимки на телефон, а он не дожил до момента снятия с него информации…
   Главное, что осталось неизвестным и на что НЕ ответил гид, - это неведомый циферблат под названием "Уравнение времени".
    Эти уникальные часы герцог завещал Бернскому кантону Швейцарии. Швейцарцам часы были не нужны, они их продали предпринимателям, которые возили часы по Европе как диковинку и зарабатывали на этом деньги. На некоторое время они осели в Петербурге. И были проданы с аукциона в 1911 году Бурылиным. Причем, зная его репутацию как собирателя древностей и диковинок, на аукцион его пригласили специально, письмом.
   Эти часы называют подчас "восьмым чудом света".

    В этом зале мы провели очень много времени. Уж больно интересно рассказывал Андрей. Я застряла у витрины с книгами, старинными. Среди которых было "Иллюстрированное описание растений Германии" 1550 года. Огромный манускрипт.. Жаль, полистать нельзя было. А рядом был альбом карт Николая Висхера (Голландия, XVII век). Этот мастер выиграл конкурс на изготовление карт вперед на 100!! лет.

    Коллекция разнообразных трубок, разных времен, материалов, форм.
   Коллекция фарфоровая - причем, от заграничной до русского фарфора.
   Небольшой шкаф с инструментами - настольные гусли, мандалины и скрипка, если не ошибаюсь, работы Карло Бергонци. Рядом стоит фисгармония.

   

   
   Коллекция ассигнаций.. Среди них - редкие экземпляры ассигнаций, выпущенных после французской революции, те самые, которые обеспечивались конфискованным имуществом. За неприятие такой ассигнации в качестве оплаты полагалась смертная казнь. И поощрялось стукачество.. Ведь конфискованное имущество как раз и обеспечивало стоимость ассигнации. Но они все равно быстро обесценились и были изъяты и запрещены..

   За разговорами и просмотром 1!! зала из 8 время экскурсии закончилось. Андрей взмолился, что у него горло пересохло, и убежал пить чай, а мы пошли брать штурмом кассу, чтобы нам продлили экскурсию. Нам повезло, дальше заказанных экскурсий не было, и Андрей продолжил.

   Дальше мы шли чуть быстрее. Задержались у картин, отмечая, что в провинции соблюдали общее правило, - при положенных формах одежды показывать внутренний мир человека. То есть не парадный портрет, а попытка передать суть. Если это суть… ТО тяжелый же характер у этих купчих был. Взгляд очень тяжелый…

   

   
   Рассмотрели развешенное по стенам обмундирование: шлемы, оружие, кольчуги, сравнили вес воинского одеяния рыцаря и самурая, обсудили оружие. Долго рассматривали щит, который выполнял скорее декоративную роль, чем охраняющую. В центре щита - Медуза Горгоны. Все остальное пространство - по кругу - греческие боги, герои и сцены из мифологий. Можно было бы использовать как наглядное пособие для изучения Мифов Древней Греции))
   Огромное количество самых разнообразных экспонатов.

   

   

   
   Задержались у витрины с редкими деньгами - квадратные медные платы Швеции и России. Медные платы выпускались и были в обращении у населения Швеции с середины XVII до середины XVIII вв., в России они существовали недолго - 1725-1727 гг.

   
   Плата - обязательно квадрат. Меди использовалось столько, сколько ее нужно было на обеспечение стоимости "номинала", который "печатали" по центру. Медный талер или медный рубль… Не хотела бы я с такими "монетами" идти за покупками - вес одной пластины достигал 3 кг.
   Русские платы на выставке - "новодел" 19 века. Из-за неудобности обращения почти все платы были переплавлены. Остались единичные экземпляры.

   В этом же зале была витрина с посмертными масками (копиями). Маски Тургенева, Шевченко, Гоголя, Петра 1 и других..

       

   

   Зашли мы в и Белый зал. Просторный, с великолепной акустикой. Наверху - балконы, видно библиотеку со старинными книгами.

    Ранее это было бальным залом. А сейчас его используют как торжественный зал для вручения различных наград. Сделали подиум небольшой, рояль поставили..

   По выставке мы бродили разношерстной компанией - Москва, Питер, Самара и Иваново. Но досталось потом только мне)) Узнав, что я из Питера, Андрей всю дорогу подначивал меня тем, что представители Эрмитажа регулярно пытаются завладеть теми или иными экспонатами. Поэтому то и дело звучало - а это мы не отдали. А это даже не показывали))

   Вот тем, что даже и не показывали, была комната монет и наград. Там хранятся подлинники, в том числе серебро, золото, алмазы. "Бедный музей, денег нет на копии, вот подлинники и хранятся"..

   Среди монет были самые разные. И брусочки, которые рубили на части (отчего и пошло название - рубль), и мелкие монеты, и золотые монеты, которые брали с собой вельможи, когда играли в азартные игры на деньги. Разных стран, разных времен.

   В свое время американцы хотели выкупить коллекцию, которая тогда насчитывала монет и медалей до 60000 тысяч!! + коллекция русских масонских знаков (более 700 предметов). Дмитрий отказал, ибо "музей собран для России и русских".

   

   

 

   

    После революции экспонаты сильно поредели - их по разным музеям растащили. Но по прежнему очень любопытные экземпляры.. Естественно, я не прошла мимо Тетрадрахмы, монеты Аттики, Афины (449 до н.э) с совой. )

   Андрей обратил наше внимание на турецкий орден, вручаемый иностранцам. Лежащий лев на фоне заходящего солнца. Оказывается, для своих этот орден выглядит несколько иначе)) Лев стоит, и солнце восходит))

   

   

   Зашли мы и в Арсенальную комнату, в которой хранилось самое разное оружие. Разнообразные шлемы, пики, копья, первые пулеметы и тому подобное.

   

   

   Кстати, никогда особо не увлекаясь оружием, я не знала, что дуэльные пистолеты выпускались парами, которые были только в единичном экземпляре. То есть, найти две одинаковые пары было невозможно. После первого же использования их изымали. Забирал или победитель, или родственники, или секундант.. Вторично использовать их было нельзя.

   А еще я не знала, что самый лучший булат, - это темный булат. Про то, что роспись по булату ценилась очень высоко, - это я помнила.. Чем большая поверхность расписана, тем выше стоимость.

   А еще у самураев должно было быть два вида оружия - обычное и короткое - для харакири.

   После этой комнаты Андрей посмотрел на часы и понял, что по времени уже очередные ДВЕ экскурсии прошли. После чего отправил нас в оставшиеся три зала и убежал.

   А мы поднялись в библиотеку. Обнаружив, что Бурылин был поклонник Льва Толстого и в библиотеке очень многое посвящено именно ему. Даже портрет карандашный, составленный из строк Толстого. Письма Толстого..

   Книги явно раритетные, очень старые.. Массивные стеллажи для их хранения. Впечатляет.

   Еще один зал был посвещен ткачеству - коллекция тканей, фотографии, элементы производства, это чуть позже отдельно напишу, вместе с описанием экскурсии по музею ткачества..

   И последний зал был - природа края.

   На пути в зал стоит огромная каменная баба, найденная при раскопках.

   

   
   И витрины с животными и растениями края. Бобры, лоси, зайцы, белки. Кто сказал, что барсуки "белые и пушистые"?? Там такой хищник на витрине был. Огромный и зубастый)

   Несколько сов. Одна держит лапках мышек. Рассмотрели, повернулись к витрине с растениями, и тут смотритель произносит - "ой, мышка!". И идет к нам.
   Смотрим - на полу и правда маленькая живая мышка. Перепуганная. Ее схватили за хвост и унесли.. Говорят раньше в экспозицию входил вепрь. Теперь нет. Вот может такая мышка и съела?)

   В общем.. Впечатлений море. Положительных. Вот уж не думала, что посещение небольшого музея в небольшом городе может вызвать столько восторга. Отчасти - это заслуга Андрея. Отчасти - восхищение перед создателем музея. Ибо все вышеперечисленное - собирал и привозил в Россию они его помощники.

   Еще в 1905 году в "Справочной книге для русских библиофилов и коллекционеров" (составитель Е.А. Шуманский) можно было прочитать: "Как по количеству предметов, так и по ценности и редкости их, музей Д.Г. Бурылина нужно считать одним из лучших частных музеев России".

   Из необычного - Бурылин должен был плыть на Титанике, купил билет. Но не поехал, заболел пневмонией. ----------

   Теперь я знаю, что такое Уравнение времени.

   Уравнение времени — астрономическое значение, учитывающее разницу между средним солнечным временем (средним местным времененм наблюдателя), которое показывают обычные часы, и истинным солнечным временем, измеренным на том же меридиане.

   То есть - это разница между временем, которое показывают обычные часы, и временем, которое показывают солнечные часы. Разница возникает оттого, что Земля движется вокруг Солнца не по круговой, а по эллиптической орбите.

Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и волшебства Аргемона, то можно заполнить вот эту анкету. Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции, посетить другие интересные предметы программы обучения из Расписания занятий, окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.