Записки путешественника. Стюарт Хайвей

Есть в Австралии одна трасса, Stuart Highway, которая буквально разделяет всю страну (и весь материк!) на две части. Идет эта трасса с юга на север (ну или с севера на юг) и проходит все климатические зоны Австралии. Названа трасса в честь John McDouall Stuart, который впервые пересек Австралию с юга на север.

Именно эта трасса и стала центром нашего путешествия по нашему компромиссу: мне – остров Кенгуру, Филчу – трасса через пустыню.
Из Аделаиды (юг) в Дарвин (север), можно попасть тремя путями. Самолетом (но не прямым рейсом, а через Сидней), поездом или автомобилем. Мы выбрали автомобиль, так как для нашей цели он подходил идеально. Машину мы взяли напрокат в Аделаиде, сразу же, как вернулись с острова Кенгуру. И первые несколько часов изучали, как устроена машина и довольно медленно продвигались в сторону нашей первой стоянки.


Почему медленно и почему изучали? В Австралии, как и в Англии – левостороннее движение. А значит, очень многие механические навыки водителя тут не помогут и нужно учиться, учиться ездить «по встречной полосе», поворачивать с учетом местных правил, ну и многое другое. Я не водитель, мне сложно оценить, насколько сложно переучиться. Но на следующий день мы закупили продукты и начали наше путешествие.

Несколько слов о подготовке, для тех, кто, возможно, собирается в подобное путешествие. В прокате обычно дается на выбор несколько типов машин и главное, что нужно сделать, это определиться, куда именно вы поедете, по какой дороге. Если кто из читателей приезжал на РИХС на машине, тот понимает, что далеко не каждая машина пройдет по той дороге без ущерба для себя. И если предстоят сложные трассы – то лучше брать полноприводную машину, которая позволит спокойно съезжать с асфальтовой дороги и ехать сотни километров по бездорожью. Но такие машины не очень удобны, как ни странно, на шоссе. И если предстоит путешествовать в большей степени по асфальту – то выбирать стоит все же не полноприводную, плюс – такая машина дешевле. И если в России, в общем-то, и по асфальту иногда трудно проехать, а по обычной дороге иногда даже проще ехать в итоге, то в Австралии это совершенно две разные дороги. Гладкий асфальт позволяет держать скорость 130 км (высший порог, разрешенный на этой дороге) и эту скорость совершенно не чувствуешь. А вот стоит только съехать с хайвея и начинаются некоторые неприятности. По какой-то причине, дорога буквально застывает волнами, и ехать приходится по «стиральной доске», а не по обычной земле.

Машина у нас была очень даже неплохая. Внутри нее размещались мойка, газовая плитка, холодильник, микроволновка, шкафчики с посудой и бытовыми приборами. Диванчики и стол ночью превращались в довольно широкую кровать, а благодаря поднятой крыше в машине можно было спокойно стоять не сгибаясь.


Когда-то давно я читала, что в кемпингах, на особых стоянках для машин и палаток, надо было платить за душ и прочее. И было много забавных моментов, когда у героев книг заканчивалось оплачиваемое время, а шампунь с головы еще не был смыт. Сейчас же оплачивается просто стоянка – с электричеством или без. Мы платили чуть выше и получали электричество, а с нею и работающие электрический чайник и микроволновку. Воду так же можно было набрать на стоянке во внутренний бак в машине. На стоянке всегда был оборудованный душ, возможность за доп.оплату воспользоваться стиральной машиной, а так же все для барбекю (национальное развлечение, не иначе). Даже в самом центре пустыни все это было в очень хорошем состоянии. Разве что, просили воду экономнее расходовать. Озер и рек рядом нет, вся вода – или из скважин или поступает по водопроводу.

Продукты мы закупили разом на полпутешествия. Показалось удивительным несколько вещей. Первое – огромное количество продуктов с надписью gluten free. У нас подобные продукты очень редки. Скорее только в особых магазинах, которые продают продукты для аллергиков: эта надпись означает, что в продуктах не содержится глютен (по сути - пшеница). Хлеб, макароны, пирожные, мюсли – все без него. Мы с трудом нашли обычные продукты – хотелось все же и привычной пищи тоже).

Второе. Было очень много описаний интересных фруктов, которые можно найти в Австралии. Я надеялась, что в крупном магазине (похожем на нашу «Ленту»), что-то экзотическое мы найдем обязательно. Но меня постигло разочарование. Бананы были почему-то довольно дорогими, в основном на полках лежали апельсины, мандарины, яблоки и груши. Даже беднее, чем у нас в той самой «Ленте». Возможно, что там фрукты продаются в отдельных магазинчиках, возможно – не сезон. Но даже эти фрукты являлись чуть ли не контрабандой, когда мы переезжали с юга на север. На границе стояли особые ящики для дезинфекции этих фруктов и висели огромные плакаты, что фрукты лучше вообще не перевозить, а плодовую мушку тщательно уничтожать.

Дорога проходит через множество маленьких … они называют это городом, но у нас по идее даже деревня больше, чем этот город) По сути – на дороге стоит заправка, к ней магазинчик, кафе, ресторанчик и пару домиков для тех, кто работает тут. И все. В таких местах мы заправлялись, разминались, наблюдали за тем, как кто свой город подает. И, поверьте, это было очень любопытно. Один городок сделал ставку на инопланетян. Специальные стоянки для НЛО, картинки, рисунки на стенах. Другой – на Запад, с ковбоями, седлами, ботинками на деревьях. Третий – на аборигенов с их огромными скульптурами. В общем – кто во что горазд. Но наблюдать это было любопытно!)











Но были и городки побольше. Два из них заслуживают особого упоминания.
Woomera - бывшая военная база, ядерная база. В 50-60 годах – секретное место, в которое просто так не попадешь. Теперь – это музей под открытым небом. Где можно посмотреть на ракеты, остатки от упавших носителей, самолеты, небольшой музей, где рассказывают о том, как жил городок в те дни. Тут мы слегка разделились, я зависла в зале, где под стеклом был разложен гербарий местных трав и минералы, а Филч углубился в ламповые приемники и схемы. Жители этого города были удивительно радушны, вежливы, было ощущение, что попал в научный городок где-нибудь у нас в России (есть в таких городках особых дух, научной интеллигенции). Мы получили огромное удовольствие от посещения этого городка.









Coober Pedy – городок, в котором добывают опалы. Один из самых удивительных городков, которые я вообще видела на земле. Летом в пустыне настолько жарко, что охладить дом – никакого кондиционера не хватит. А надо и жить и работать. Опалы добываются под землей, и после добычи остаются пещерки в земле. И вот в подобных пещерах и живут жители этого городка!! Сверху может стоять небольшой домик. Но! Если в него зайти , сразу же увидишь лестницу, ведущую под землю, где и находятся и жилые, и кухня с ванной. Название города так и переводится - "белый человек в дыре". При этом – воды нет! Она приходит в город по водопроводу.


Между городками довольно большие расстояния. И нам не хватило буквально чуть-чуть, чтобы доехать от заправки до заправки. На въезде в городок мы остановились у первого же.. дома? Свалки? Даже не знаю, как это назвать. В общем – у первого же места, где был человек с машиной, а значит и с бензином. И вот тут-то нас ждал сюрприз. Местный житель был не просто очень радушный человек, он был еще и очень гостеприимен и просто таки жаждал гостей! «Бензин дам, но сначала экскурсия!» Нам показали коллекцию старых машин и телевизоров, объяснили, как добываются опалы (большая половина старых машин была непосредственно связана с этим процессом), усадили за мраморный столик, который неизвестно как оказался в центре пустыни. Филч не только программист, он в первую очередь физик и неплохо разбирается во всех процессах, в результате – они очень быстро нашли общий язык и углубились в нюансы процесса добывания опалов.



А я нашла.. я нашла сокровище. Возможно, не сильно роскошное на вид, но поверьте, это было самое настоящее сокровище. Небольшой ботсад в центре пустыни. Такой маааленький ботсадик. Частный)
Чего в нем только не было. Красная, черная, белая смородина, фиговое дерево, два сорта винограда, розмарин, базилик, гранатовое дерево, инжир, клубника, разнообразные кактусы, вьюны, обвивающие решетку.. В общем – это было фантастическое зрелище. В подарок я получила волшебные бобы, с наказом – посадить и вспоминать это место.

Затем нас отвели в дом, показали, как устроена вентиляция (фактически шахта, наверху установлен вентилятор, дернул за веревочку – он заработал), отвели на кухню, а под конец хозяин бережно достал Гостевую книгу, в которой хранится около 700!!! Записей таких же путешественников, как и мы, случайно забредающих к нему на огонек. Мы оставили свою запись, обменялись адресами и распрощались. Вечером нас ждала экскурсия с гидом по опаловым копям, но поверьте, это было куда менее интересно, чем то, что показывал и рассказывал нам этот житель. Знаете, наверное, это была самая удивительная встреча за все путешествие. Сомневаюсь, что я скоро такое забуду!)

Дом под землей


Опаловая шахта


А в самом городе меня поразили две церкви. Обе – подземные, обе небольшие, но интересные. И если одна из них была вполне уместна – католичество и протестантство вполне соответствует этой стране. То вторая удивила очень сильно. В горе, под огромным крестом и с большими витражами вместо икон и фесок, стояла сербская ортодоксальная (православная?) церковь. Впервые за все путешествие я увидела знакомые буквы и смогла прочитать написанное. Мы зашли вместе с экскурсией, послушали рассказы гида, посмотрели то, что не смогли бы посмотреть сами – нам открыли двери алтаря и позволили заглянуть за него, подняли огромную крышку и показали углубление в полу в виде креста. Понять, что именно он говорит, было очень сложно, но осматривать церковь это не помещало. Священников не было, прихожан тоже. И откуда в центре Австралии Сербская церковь – осталось непонятным. Пришлось пользоваться поисковиком: «Местная сербская община вырыла в 1991 году в холме из песчаника катакомбную церковь - применяя ту же технику, которая используется для проходки шахт.»







А пустыня цвела. Проезжая по красной пустыне, мы останавливались среди редких островков кустов и деревьев. Вот только что казалось, что кроме пары колючек ничего нет, и вдруг - такие яркие краски.











Центральным пунктом на этой дороге является город Alice Springs. Это как раз довольно большой город, со своим аэропортом, именно в нем получают разрешение на посещение запретных для «белых» земель.
В сторону от Alice Springs уходит дорога, ведущая к одному из самых важных (с магической точки зрения, а так же с точки зрения аборигенов) мест – к Uluru.
Мы ехали почти без остановок, торопились успеть к закату. И успели. Мы подъехали к горе незадолго до заката и до полной темноты оставались на месте, не в силах уехать от горы.




Если вы когда-нибудь ходили в горы, даже в небольшие, то представляете себе, сколько камней обычно встречается по пути. Тут все иначе. Uluru – это один сплошной монолит , 400 метров в высоту, удивительного красного цвета. Правительство заключило договор с аборигенами, по которому запрещалось туристам подниматься на гору и фотографировать отдельные участки горы, которые были связаны с различными ритуалами аборигенов. В целом, для сохранения природы (а заодно и для удобства туристов, или наборот ?-) ) проложены удобные дорожки вокруг горы, специальные мостки и мостики, позволяющие добраться до сложных мест у подножья, а так же, расставлены таблички с местными названиями участков и пометками – где фотографировать можно, а где нельзя.



И так же, как и на острове Кенгуру, у растений стоят таблички

На снимке знаменитый спенифекс, растение пустыни. Он кажется пушистым и милым. Но на деле - это очень колючий куст, который существенно затрудняет передвижение по пустыне.


В среднем путь вокруг горы длится 3-4 часа. В определенное время идет бесплатная экскурсия, которую ведет абориген, говорящий на своем языке, сопровождаемый ренджером, который переводит его речь на английский. У местного гида был очень умный взгляд, но слегка усталый, говорил он очень тихо, а перевод был с довольно сильным акцентом. Нас надолго не хватило, и мы пошли путешествовать сами.
Есть у аборигенов легенда про Радужного змея, который создал мир. Сейчас он спит, и если его разбудить, то мало всем не покажется)


Так вот. Можете мне не верить. Но я нашла этого змея. Я его увидела. Как раз с тех точек, с которых нельзя снимать. Это не монолит. Это спящий змей. Очень четко была видна голова змея, опущенная на землю, с закрытыми глазами, носом, сомкнутым ртом. Сбоку горы я увидела кончик хвоста. Учитывая полные запреты на фотографии и местные легенды, меня сложно будет кому-то убедить, что это мне показалось) Да, прогуливающиеся люди не особо в такое всматриваются, но нам, магам, такое почти невозможно не увидеть. Змей спал, этот огромный прекрасный змей. Его кожа, превратившаяся в камень, была испещрена рисунками, кое-где даже растения выросли в складках. По бокам темнело от потоков воды, стремящихся к подножью во время сильных дождей. В одном укромном местечке эта вода сохранялась даже сейчас, спустя долгие месяцы после последнего дождя. На его боках аборигены рисовали свои рисунки, в определенных местах проводили ритуалы, посвящали мальчиков в мужчин.. Рядом с горой чувствуется нечто, что можно назвать магическим фоном, силой этого змея. Утром мы приехали к горе до рассвета, и, кутаясь в пледы от ночного холода пустыни, с неким затаенным восторгом наблюдали, как серый цвет горы на глазах превращался в красный. Да. Это место вполне можно назвать сердцем Австралии. Не цивилизованной Австралии, которой чуть больше 200 лет. А истинной, жителям которой более 40 тысяч лет.






Ну и специально для Агоры - эксклюзивная фотография)



Недалеко от Uluru есть еще один горный массив. С его названием – Kata tjuta - или Olgas – я просто не могла до него не доехать. Тут уже было гораздо ближе к привычным горам. Массив сильно выветрен и в нем образовались проходы. По одному из них мы прошлись, рассматривая отвесные склоны горы, растения, выросшие между склонами и камни, которые напоминали искусственно созданные валуны, на который клеем укрепили разные мелкие камешки. Когда такой камешек выпадал, на таком валуне оставался след от крепления этого камешка. Как природа такое создала – я не знаю. Но при всей некой искусственности – это были вполне природные валуны.



Нагулявшись, мы попрощались с этой удивительным местом и с его кенгурушками, которые так быстро бегают в траве, что их невозможно заснять, в отличие от лениво отдыхающих кенгуру с острова. На ночевке нас ожидал сюрприз – в кемпинге был бассейн. Небольшой, но самый настоящий. Это был первый бассейн на этой дороге, прямо в пустыне. Ближе к северу они были уже на каждой стоянке, самые разные – от маленьких пластиковых, до вполне себе больших, с водопадиками или гидромассажем. Но этот, первый, был самый, наверное, удивительный)) Потому что неожиданный)

На следующий день мы заехали в Desert park, расположенный на краю Alice Springs.


Животных там почти не было, но зато было огромное количество птиц, которых можно было наблюдать как за стеклом, так и войти к ним в клетку, наблюдая как они бегают и прыгают, и порхают с ветки наверху. Бедлам был полный, и среди этого бедлама сидели вот такие вот Патриархи!) Молча, с неодобрением смотрящие на галдящую молодежь))



В одном месте раздавались странные звуки, как будто включили радио или работает какая-то машина. Я никак не могла найти источник звука – то пилили по металлу, то работал старый радиоприемник, то как будто говорил кто то. Совершенно неожиданно звук сначала прервался, а затем раздался прямо передо мной. И тут я рассмотрела источник! Небольшая пестрая птичка! Именно она издавала эти звуки. Интересно, если она просто подражает, то ГДЕ она могла услышать, как работает приемник?



Но вот дальнейшая дорога меня расстроила.. Не увидев кенгуру в Сиднее на улицах (ну да, я ровно так же себя повела, как иностранцы, думающие, что у нас медведи по улицам ходят), я тогда подумала – ну вот поедем по дороге и увидим, наверняка дорогу будут перебегать.
Пока мы ехали по Южной Австралии, нам то и дело встречались вот такие вот знаки:



Но, несмотря на них, иногда по обочинам лежали сбитые животные. Редко, но лежали. На некоторых сидели птицы, вороны и стервятники.. Мое желание увидеть, как кенгуру перебегает нам дорогу резко испарилось. Я осознала, как тяжело будет увернуться от кенгуру, когда машина едет 110-130 км, а кенгуру не выходит на дорогу, а выпрыгивает прямо перед машиной. Мы очень много видели самых кошмарных тормозных путей на дороге, когда машина явно уходила от столкновения.. Но знаки стояли и водители старались соблюдать осторожность.



Переехав на северную территорию мы обнаружили ПОЛНОЕ отсутствие этих знаков. Зато сбитых животных стало резко больше.. Не только кенгуру.. На тысячекилометровом пути очень тяжко поставить ограду, видимо, а от кенгуру еще и бесполезно.. Поэтому ограды не было. А животные были.. Причем, их не было видно, пока едешь, все мелькает, и рассмотреть что-то в дали невозможно, а рядом с дорогой их не было. А вот сбитых видели постоянно. Это было невероятно грустно.


И в какой-то момент мы сами стали источником такой аварии. Увидев прямо на середине дорогие сбитого кенгуру и пирующих стервятников, мы попытались их объехать. Сбросили скорость – но недостаточно.. Птицы разом поднялись в воздух, заметались и одна из них на полной скорости влетела нам в лобовое стекло. Стекло не выдержало и треснуло.. Птица, разумеется, от такого столкновения не выжила, а ее сородичи быстро вернулись на дорогу продолжать свое пиршество..

Дальнейшая дорога прошла в поисках мастерской, которая обнаружилась в городке Catherine. Мастерская специализировалась на вставке лобовых стекол, из чего я заключила, что ситуация совершенно на этой дороге обычная. Нам пошли на встречу и заменили стекло за несколько часов, вместо пары суток. Эти несколько часов мы провели, гуляя по городу, а к вечеру машина уже была готова в дорогу. До национального парка Какаду и Дарвина оставалось уже с меньше 400 километров.

    [!Wayfinder? &startId=`556` &level=`1` &hereTpl=`menuHEREleft` &outerTpl=`menuOUTER` &rowTpl=`menuROW` &includeDocs=`557,558,559,560` !]

О нас

Путешествие по Австралии открыло совершенно удивительный мир, неведомый ранее. Мы делимся с вами тем, что узнали или узнаем об этой волшебной стране.

Контакты

© olyush(at)voldemort . ru
alexei . drachev(at)mail . ru