Флоренция

Но, как всегда, придется рассказывать о предистории.

Жила я в Пизе, и первый мой визит состоялся в Лукку. Но это - совершенно другая история и он ней когда-нибудь, возможно, в другой раз. Главным аргументом выбора было наличие автобуса туда и обратно.
Нет, разумеется, вы ничего не поняли.
На работу я ездила из Пизы в городок Сан-Пьеро-а-Градо, где было всего две улицы и два института рядом - ветеринарии и ядерной физики. Ездить надо было или от университета на спецтранспорте (и тогда никаких хлопот с поиском автобуса и дороги) с очень неудобным для меня расписанием, или как белому человеку на автобусе почти в любое время. Как бы не боялась я передвигаться в одиночку и вообще не боялась всего подряд, я выбрала автобус.
А остановка - конечная. И рядом куча междугородних автобусов. На том, что останавливался рядом, было написано "Лукка". И это утешало. Это гарантировало мне, что я могу уехать ОБРАТНО. ))) Ведь, если есть автобус "туда", назад-то небось тоже есть? Во всяком случае я сильно на это надеялась. )
Значит, если запомню, где остановка и буду рисовать стрелки по дороге, с компасом в руке и ориентируясь по звездам, я вернусь назад.

Кстати, чтобы совсем было все понятно - я оказалась заграницей впервые в жизни, одна и сразу на полгода почти. Английский я знаю плохо. Я вполне серьезно это утверждаю и спасало меня в Италии только одно - итальянцы в большинстве своем знали его ничуть не лучше. )
Итальяский я не знала тогда совсем, считайте. Мой словарный запас исчерпывался парой десятков слов, причем - о ужас! - среди них не было ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ. А эти слова надо изучать первыми в любом языке - с тех пор это мое твердое убеждение.
Зато я знала два слова - спасибо и спасибо большое ))). Это сильно спасало положение.
Первая выученная мной фраза на итальянском в переводе звучала так: "Я очень плохо говорю по-итальянски". Причем, по старой студенческой привычке, я произносила ее так быстро, что итальянцы тут же начинали столь же быстро мне возражать, и второй выученной мной фразой была: "Медленнее, пожалуйста!"
Но, в целом, как ни странно, все было не так страшно. Во-первых, Италия - туристическая страна, и там к таким как я привыкли. Во-вторых, это цивилизованная Европа. Что приятно. Сразу понимаешь ценность цивилизации в этом мире. В-третьих, среди иностранных языков Италии русский очень популярен. В-четвертых, и, возможно, главных, языки, на мой непрофессиональный взгляд, фонетически очень близки. У них нет звуков, которые мои русские горло-связки-язык не могут произнести. Плюс нет проблем с произношением - как звук произносится по-итальянски, так же он и по-русски будет звучать. Плюс разнородность Италии. В Риме меня принимали за жителя Тосканы, в Тоскане - наоборот. Это к вопросу об акценте. В-пятых, у нас много слов, заимствованных из латыни, итальянского и французского, а все эти языки - родственники. Можно угадать о чем говорит собеседник. Если совсем ничего не помогало, можно было рискнуть сказать слово по-русски, и - о чудо! - оказывалось, что собеседник прекрасно вас понял. В-шестых, прекрасная артикуляция итальянского позволяла мне с первой минуты слышать все слова отдельно (во французском речь сливается и вы вообще не отделите одно слово от другого, в английском, например, слова тоже часто звучат слитно.) В-седьмых, жестикуляция в итальянском весьма активная, что тоже помогало жить.
Все эти хитрости мне позволили приехать, устроиться, работать, жить и выжить ))).
Заодно перестать бояться коварной заграницы и полюбить путешествия куда угодно, где меня еще не было.

В общем я решилась ехать в Лукку в первые же выходные.
Вторые выходные я провела в Пизе под предлогом знакомства с ней и "изучения итальянского языка". Вышло не очень и там, и там, и я решила еще недельку поизучать Пизу.
И поймала себя на мысли, что тривиально боюсь ехать не пойми куда без знания языка и все такое. Но и ждать, когда я наконец-то выучу итальянский было нереально.
В общем, я взяла себя за шкирку и силком отправила себя во Флоренцию, о которой фактически ничего не знала. И имя Микеланджело мне мало что говорило, несмотря на художественную школу. Ну, точнее, говорило, конечно, но никак не задевало.
Флоренция была выбрана примерно по тому же признаку, что и Лукка. Я знала как пешком дойти обратно. (Флоренция находится всего в 85 км от Пизы). И вообще... если есть поезда "туда", наверное, обратно тоже есть? ))
Как ни странно, билет я купила без проблем и даже "туда и обратно".

Второй повод для визита был следствием уговоров меня посетить русскую православную церковь во Флоренции, ибо туда приезжал архиепископ РПЦ за рубежом. Имен я, конечно, не помню толком. Я, если помните, атеист и этот самый архиепископ мне был довольно безразличен, но целую неделю мне хором все объясняли какое интересное здание нашла православная церковь, да как все будет здорово, и вообще - вдруг я наконец-то приобрету нашу, самую правильную и истинную, православную веру? Правда, когда я попросила меня подвезти, все желающие обратить меня в эту веру сразу куда-то пропали, несмотря на то, что мимо точно проезжали.

Часам к 10 я прибыла на Санта-Мария-Новелла. На центральный вокзал Флоренции.
Лил проливной дождь. Совсем проливной. И небо было затянуто до самого горизонта с Аппенинами. Шансов на то, что он прекратится минут через пять было примерно столько же, сколько мне телепортироваться домой в Новосибирск, поэтому я плюнула на все и отправилась под дождем в эту самую церковь.
Мимо моего пути попалась очень забавная крепость времен войны Белой и Алой Роз, которая была правильно, на мой взгляд устроена. Что означало, что из стены торчали длинные острые пики, форсировать которые было бы весьма затруднительно и вообще, окинув взглядом стену, остатками своего домашнего военного образования (хобби было такое, не подумайте чего), я поняла, что крепость эта - просто образец правильного фортификационного искусства, хоть в учебники вставляй. Въезд в центральные ворота - на подъеме, просто так не зайдешь, ров, пики эти... Вся местность ровная и простреливаемая - как на ладони. Толщина стен - под два метра и внешний слой не какие-нибудь там кирпичи, хоть и прочные, а самый что ни на есть камень, который ничем не пробить - ни тараном, ни ядрами... Ну, я уж не говорю о втором уровне защитных стен (все то же самое, только чуть тоньше и внутри первого). Я уж не говорю об акведуках и возможностях подвезти припасы под водой рва, над водой рва и т.п., и т.д.
Одним словом - образцовая крепость, поверьте на слово.
Мда... в общем далее я буду употреблять итальянские названия, а читаются по-русски они почти всегда так же, как и написано. Если будет не так - я буду пояснять по ходу. Крепость называлась Fortezza da Basso (сдвоенная zz читается как "цц" или "сс", в данном случае "ц").
я была не в лучшей своей форме и поэтому прошла мимо.
Все под тем же проливным дождем я дошла, наконец, до церкви.
Церковь меня не то, чтобы разочаровала - она действительно оригинально спроектирована и вполне уместно выглядит даже для Флоренции (ну, если учесть, что Демидовы не просто кучу денег вложили, но еще и грамотно это сделали, понимая в каком городе собрались строить, то результат логичен), но как-то она меня не привлекла совершенно.
Во-первых, в отличие от католических церквей, у нас так просто иконы не рассмотришь - до них огромное расстояние, куда простых смертных, вроде меня не пускают. Нет, не подумайте. Я прикинулась американкой и прошла, несмотря на ворчание публики, и даже нагло фотографировала епископа и вообще службу (кстати, я и не знала, что нельзя, мне уж сильно потом это сказали), но все равно меня это все не вдохновляло.
К тому же мне не понравилась сама служба. После католической церкви родная РПЦ выглядела несколько варварски. Во-первых, все много часов службы СТОЯТ. Во-вторых, невероятное количество дыма от ладана - там и здоровому человеку тяжело стоять и просто дышать, что говорить о больных? Что в них бес вселился? В-третьих, вообще как-то это на взгляд со стороны (а я в тот момент была отстранена от всего мира) было похоже на шаманство. Ходит человек и окуривает тебя дымом под общие песнопения. Да, я понимаю, что это - тоже христианство. И что это - одна из самых ортодоксальных его ветвей. И даже понимаю о слиянии нашего язычества и собственно христианства, откуда и взялась такая вот схожесть. Я все понимаю. Но после спокойных служб католиков выглядело это все - просто дико.
Впрочем, идти мне все равно было некуда - дождь продолжал лить, особых целей не было и я зависла в этой церкви надолго. Я даже взяла чего-то церковное в подарок моей двоюродной бабушке, которую точно собиралась навестить по возвращении в Москву. Бабушка постепенно уже умирала и, как это часто бывает, уверовала в бога, причем уверовала истово, в силу чего я и решила сделать этот подарок. Прошло часа два...
В конце концов, я устала от бессмысленного времяпровождения, все, что я могла изучить, я уже изучила, да и дождь, вроде стал стихать. Поэтому я бросила эту замечательную службу, которая (как мне успели пояснить) должна была идти еще четыре часа (господи, как они 6 часов-то отстояли все??) и пошла дальше.

Надобно бы сказать, что любого свободного путешественника Флоренция ведет сама, путями, выбор которых остается на ее совести и ответственности. Поэтому, вместо намеченной площади Независимости, я оказалась до сих пор не знаю где. Во всяком случае мне не удалось найти это место второй раз. Карту я под дождем не очень часто извлекала и в результате, можно сказать, заблудилась. Это не совсем верно, поскольку я довольно хорошо ориентируюсь в городах, и где находится вокзал знала точно (хотя мои стрелки смыло водой )). Но вот попала я совсем не туда, куда хотела.

И еще одно отступление обо мне любимой заключается в том, что в Италию я попала в состоянии довольно тяжелой депрессии - я все еще не отошла от смерти матери, хотя прошло уже больше пяти лет, и совсем незадолго до того был убит мой шеф, что достаточно тяжело отразилось на мне. Наконец, дома меня тоже никто не ждал, хотя человек, с которым я позже связала судьбу, уже был. Но никакой определенности с ним тоже еще не было. Короче говоря, состояние мое было таким, что я не могла работать совсем. Добрые итальянцы списывали это на адаптацию к стране, и дали мне аж месяц на раскачку, но я-то знала, что все бесполезно, я и дома ничего не делала уже несколько месяцев как. Зачем я пишу это, надеюсь станет понятно чуть позже.
Я довольно долго брела под этим дождем, который снова усилился, и совершенно вымокла, пока не вышла к большому скорее пруду, чем фонтану. Фонтаны там были, но маленькие, а воды было много.
Рядом, как водится в Италии, были скамейки между деревьями.
Вот на эту скамейку я улеглась кверху пузом и провела в этом состоянии еще часа три-четыре. Нет, я не заснула - это я знаю точно. Просто лежала и думала неизвестно о чем, глядя куда-то то ли в небо, то ли на деревья.
Наверное, я была похожа на бомжа, если не сказать хуже. Впрочем, мне было совершенно все равно и льющийся на меня сверху дождь вполне замечательно вписывался в мое общее состояние и мировоззрение.
Но все когда-нибудь кончается, пока мы живы, кончился и этот дождь. В этот водоем выплыли совсем ничего не боящиеся утки, а рядом неожиданно размяукалось целое семейство кошек, которые, как оказалось, жили в домике рядом с площадью (похожим на собачью будку, только в несколько этажей внутри).
И как-то само собой оказалось, что на скамейке я уже сижу, а не лежу.
Сидела я опять же очень долго.
И встала как после очень долгой, наверное, болезни, обнаружив, что утки и кошки вызвали мой интерес к себе, что уже само по себе странно.
И вообще небо оказалось очень даже голубым, местность вокруг - по-Тоскански, красивой. Воздухом можно было дышать и вообще можно было дышать снова.
Открытая, наконец, карта не сказала мне ровно ничего и я решила плюнуть на нее окончательно и пошла дальше по широкой дуге куда-то в сторону центра города.
И оказалось, что мир вернулся назад.
С тех пор я точно знаю о том, что "Флоренция дарит утешение всем, кто в нем нуждается".

Наверное, уже мало кого удивит место, куда я вышла в результате. Если тебя ведет сам город, может ли быть иначе? Меня вынесло прямиком на Accademia di Belle Arti. Ту самую, где стоит Давид Микеланджело.

Но об этом другая история ).
Улицу это называли "дорогой эммиграции", поскольку эта церковь многим помогла в 20-30 и, позже, в послевоенное время найти себя заграницей и найти соотечественников (возможность услышать родную речь очень существенна для них и живут они довольно-таки замкнутым кругом).
Что же касается самой церкви, то строили ее итальянцы совместно с нашими заказчиками (дабы соблюсти канон), в результате вышла некая любопытная смесь стилей, достаточно красивая и оригинальная, чтобы церковь много лет поддерживалась городской администрацией Флоренции в смысле содержания, реставрации и т.п.
Обращать внимание можно решительно на все, как внутри, так и снаружи, вплоть до кованной решетки с узорами.
Сама церковь, кстати, весьма маленькая (или мне показалось?). Впрочем, огромные готические храмы для православия нехарактерны.
Россия и даже РПЦ внутри страны западную ветвь игнорировали весьма долго и поддерживать даже сейчас не очень-то хотят, несмотря на все демонстративно-громкие заявления.

Наверное, вы все решили, что я пошла смотреть на Давида?
Это вы плохо меня знаете. В мои предварительные планы входило посещение Del Duomo (как правило, центральная площать в итальянских городах, где стоит главный собор города) и я твердо была намерена его посетить. Поэтому я развернулась и спустилась вниз, к собору.
Это был последний случай, когда я рискнула спорить с городом, ибо Cattedrale di S.Maria del Fiore (разумный перевод будет звучать как "кафедральный собор Святой Марии с цветами) БЫЛ ЗАКРЫТ! Нет, не на закрытые церковные церемонии!! И не потому что вообще закрыт.
Это вообще случается раз в сто лет, и я попала на этот случай. Реконструкция называется. Точнее, собор чистился и реконструировался уже несколько лет, и именно в этот день реставраторы добрались до центральной двери.
Все остальные намеченные мною маршруты были достаточно длинными, музеи на моем пути тоже были весьма нетривиальными, а времени оставалось относительно мало (было часа три-четыре дня). В общем после некоторых размышлений я развернулась и отправилась назад, в Академию.
Везде в музеях и городах я следую в своих похождениях правилу правой или левой руки (выбор руки всегда случаен). Правило это железобетонно сидит в моей голове после того как я, вместе с двумя моими братьями, оказалась в катакомбах родного города Херсона с заваленным входом, через который мы вошли (обвалился он следом). Это, разумеется, другая история, но она научила меня всегда пользоваться этим правилом.
О, да... суть-то простая - вы всегда идете так, чтобы, скажем, стена здания оказывалась справа или слева. И все развилки выбираете направо или налево, но всегда в одну сторону. Тогда рано или поздно вы вернетесь назад, если что.

В музеях, где есть центральные залы, я добавляла еще и обход "зигзагом". В результате я уверена, что обходила решительно все, что возможно.
Поэтому, в Академии я сразу свернула направо и попала в музей музыкальных инструментов, поразивший меня с первого взгляда.
Ну, во-первых, я до того никогда не видела и не слышала скрипок Страдивари. После, уже в Новосибирске, мне довелось слушать звук скрипки Страдивари и я не могу не отметить, что он перекрывал весь оркестр и настолько поразительно чистые звуки я нигде и никогда больше не слышала. К слову сказать, инструмент был столь совершенен, что я сразу поняла, почему играть на нем лучше исключительно лучшим музыкантам мира. Исполнитель был победителем азиатского конкурса скрипачей, но ошибки делал и, если обычный инструмент ему бы все "простил", то этот с беспощадной резкостью высвечивал малейшие недостатки исполнения. Интересно, что мы с мужем оба одновременно удивились необычайно четкому и чистому голосу этой скрипки и только после этого полезли в программку и узнали в чем дело.
Так вот, в данном случае я еще и видела как ее изготавливали. На стендах лежали заготовки и было описание самого процесса.
Плюс множество приборов, задача которых проверить резонансные частоты и присутствие сателлитов-обертонов основной частоты.
Звучит страшно, но на практике все предельно просто.
Делается некое приспособление из струны, чьи колебания идеально соответствуют камертонному воспроизведению ноты "ля" (как правило, но не обязательно) в 440 Гц. Остальные струны делаются с длиной, соответствующей кратным частотам. Ну, и таких струн, плюс их сателлитов много.
Далее, берется, например, скрипка, настраивается, разумеется, после чего воспроизводится эта самая "ля". Должна колебаться ТОЛЬКО ОДНА струна. Это идеальный вариант, которого в мире могли достичь всего два-три человека ПО СЕЙ ДЕНЬ. Хорошо, если колеблется только основная струна и ее спутники. И плохо, если появились колебания остальных струн. Это означает, что резонансный контур не настроен ("коробка" плохо сделана).
Прибор такой зовется анализатор спектра, и там их было великое множество, в том числе первые приборы, которые уже можно было назвать физическими, придуманные самим великим Гельмгольцем.

Но поразило меня не это.
Первое, что меня поразило - это, если так можно выразиться, неинтуитивность подхода. Проверка алгеброй гармонии. И успешная проверка! Всю жизнь я была твердо убеждена в том, что нет на свете никаких гуманитариев-технарей и, что как только человек себя так назвал, он просто лентяй, бездельник и НЕ ХОЧЕТ воспринимать мир целиком.
Но я устала быть одна с таким мнением. А тут я обнаружила такую тьму единомышенников разом... И какая разница, что все они уже давно умерли? Они были.
Процесс изготовления музыкальных инструментов оказался до удивительности продуманным в смысле соединения науки, технологии, понятия о красоте, гармонии, и - все же да, конечно, интуиции.
До меня разом дошла разница в итальянских понятиях art и master. Согласно русской традции, высокий уровень исполнения какого-либо предмета-изделия я всегда считала мастерством, а человека звала Мастером. Арт же означало искусство, и эти два понятия были не слишком сопоставимы.
У итальянцев же деление и термины арт-мастер есть решительно во всем. От подстригания кустов, которое может выполняться "без души", может выполняться на высочайшем профессиональном уровне "мастер", а может выполняться как шедевр, и это будет "арт". В любой сфере человеческой деятельности. Абсолютно в ЛЮБОЙ.
И назвать, скажем, того же Микеланджело мастером - нанести вполне серьезное оскорбление, означающее, что я считаю его всего лишь ремесленником высочайшего уровня. Но не Творцом.
Но, есть еще один существеннейший момент. Не бывает "арт" без "мастер". Никогда. Невозможно. Нельзя стать творцом, не достигнув высочайшего уровня профессионализма.
Не бывает никаких способов сделать шедевр, действуя только на основе интуиции, ибо это - только половина цельной личности. Анализ и синтез - методы научного познания мира - должны занимать равные позиции у каждого человека. Интуиция и анализ должны слиться для изготовления шедевра. Вот что такое понятие "арт".

Второе что меня поразило - это наличие просто огромного моря записей. Стоит, скажем, редкий инструмент. Рядом - ниша с наушниками и монитором с клавиатурой. Можно выбрать запись, где этот инструмент исполняет главную роль, где он - всего лишь один из множества в оркестре, и просто отдельные звуки, издаваемые инструментом. Причем записи были весьма неплохими.
Наконец, были отдельные комнатки, где можно было сидеть и просто слушать разную музыку. Классическую, разумеется.

Отдельный зал представлял собой помещение для различных физических опытов. Думаете, я лично от них была в особом восторге? На самом деле нет, поскольку я понимала, что это все забавно, но... но для меня тривиально, поэтому не особо интересно.
Хотя и этот зал я честно и внимательно весь обошла.

После этого, следуя правилу правой руки, я попала в зал с картинами художников того времени, вроде Перуджино и Гирландайо, Боттичелли и Таддео Гадди. Кажется, там был еще Рафаэль, но я уже не уверена.
После этого я вышла в главный коридор, с двух сторон которого стоят четыре незаконченные статуи "Рабов" Микеланджело, и я честно рассмотрела их тоже самым внимательным образом.
Видит бог, я подняла глаза на Давида только закончив этот осмотр и в результате увидела его сразу в полный рост.

Первое, что оставило все мысли в стороне - это необычайнейший, потрясающий реализм статуи. Не замечаешь решительно ничего - ни четырех метров роста, ни мраморного исполнения - НИЧЕГО. Он живой. История создания этой статуи широко известна, но при желании, я могу ее изложить заново.
Фактом остается, что Давид - лучшее произведение скульптуры всех времен и народов. И это не преувеличение.
Один мой друг как-то сказал, что Флоренция, возможно, самый светлый город на Земле (в смысле понятий свет-тьма). Я могу добавить, что эта статуя - его сердце.
Я потеряла счет времени и покинуть Давида меня вынудили работники музея, которому было пора закрываться.
Конечно, есть вещи, которые не отображает ни одна фотография и ни одна иллюстрация. Только стоя рядом, видишь, что Давид БОИТСЯ Голиафа. И, наверное, предпочел бы сбежать от этого чудища, будь у него такая возможность.

Выйдя из музея, я обнаружила странную приобретенную способность, которую я назвала "промывкой зрения" и о которой многие говорят. Это весьма странное ощущение - что тебе дано, наконец, видеть и различать настоящую красоту мира. Воздух вдоль улицы был странно прозрачен и я никак не могла понять что происходит и почему такие странные ощущения от разных домов.
Мой взгляд упал на расположившихся рядом торговцев сувенирами, среди которых главное место занимал Давид, и меня передернуло от отвращения, ибо без отвращения на ЭТО нельзя было смотреть. В окнах лавки напротив были разные канц.товары "под старину" (по сути тоже сувениры) и я видела, что они не представляют решительно никакой ценности. И вообще весь дом достаточно банален. Как и пара следующих. Зато между ними стоит совершенно восхитительный в своей простоте домик.

Я обещала про мостовые?
Мостовая удивительным образом вписывалась в город и явно не вызывала у моего нового взгляда протеста. Она словно бы сияла серо-белым цветом камня, а камень имел рисунок, глубину, прозрачность...
Уже потом я узнала, что каменотесы из Сеттиньяно и других окрестностей Флоренции всегда старались сделать камень живым и говорящим.
А еще мне очень понравился народ, который даже камни на своих мостовых старается уложить красиво. И даже не на века. Навсегда.
Мне вообще этим нравится Флоренция. Она цельная. И ее всю строили с любовью к ней. И это видно решительно во всем. Во всех деталях и мелочах. Во множестве скульптур и деревьев в каждой нише домов. В украшениях улиц и просто мостовых. В облицовке и фундаменте. Иногда кажется, что они преобразовали даже сам воздух, чтобы им тоже можно было наслаждаться.

Да простят меня питерцы, но в качестве отрицательного примера я приведу Санкт-Петербург. Пройдите по его улицам и посмотрите внимательно. Как часто фасад оказывается очень красиво облицованным, а "изнанка" - обычным, облупленным домом, без души и сердца сделанным? Зайдите в подъезды Питера. Чаще всего они заплеванные-зарисованные-облезлые-облупленные.
И город-прототип нашего Петербурга - Венеция тоже состоит из декораций. Красивого фасада снаружи, и зачастую (но не всегда) - стандартного вида сзади.

Во Флоренции подъезд будет цветным. И пусть фрески на его стенах делал не Рафаэль и Гирландайо, но рисунок там будет. И дом будет одинаковым - снаружи и изнутри. И камни на его стенах будут одинаковы по всему периметру. И архитектор будет думать о том, как этот дом будет выглядеть на рассвете, днем, на закате... В дождь и в солнце. И все это должно быть красивым.
Одним словом, это город - art во всех смыслах своей жизни.

Да, мне остается добавить, что это мое личное мнение. )

Я шла по улицам и подаренным мне новым зрением разглядывала этот мир. Меня удивляли туристы, разглядывавшие копию Давида на piazza Siignoria и восхищавшиеся ею. Некоторые даже путали ее с оригиналом и мне все время хотелось воскликнуть о том, что их невозможно спутать. И что с первого взгляда видно, что это - копия. КОПИЯ! Это НЕ ТО! Это ВИДНО! СРАЗУ! МГНОВЕННО! Их нельзя перепутать. Немыслимо.

Я сразу поняла, что ничего более восхитительного в этот день (в этой жизни?) больше не увижу и, отменив все свои планы, отправилась на Санта-Мария-Новеллу и уехала назад, в Пизу.

Я думаю понятно, что при таком подходе, это был не последний мой визит во Флоренцию.

Но перед тем была весьма экзотическая неделя в Пизе.
С помощью остатков подаренного мне нового зрения я разглядела Пизу совсем в другом свете, и обнаружила, что могу тыкать пальцем в разные произведения искусства, вполне уверенно называя их автора, ибо оказалось, что все они пишут по-разному. Нет, конечно, опять же я и раньше это знала. Теоретически. А сейчас все оказалось предельно просто - смотришь три-четыре картины одного художника и потом достаточно уверенно называешь другие его картины.
Микеланджело же я стала узнавать просто везде.
Заодно я обнаружила неразрывную связь между Микеланджело и семьей Медичи. Точнее, конечно, не со всей семьей, а собственно с Лоренцо Великолепным, но было бы странно, если бы узнав про одного Медичи и смутно что-то вспоминая прочитанное еще в детстве в исторических романах, я заодно не узнала о самой династии.
Пиза, кстати, как и Флоренция, расположена в Тосканском герцогстве и фамилия Медичи там встречается решительно везде (как увидите герб из пяти плюс одного шариков - то радуйтесь, это оно и есть).
Выглядит он примерно так.


Вообще говоря, за малыми исключениями, мои дальнейшие путешествия по Италии можно было называть "по следам Микеланджело и Медичи". Ну, и все вокруг этого, разумеется.
Так вот на той неделе я съездила в основанный Козимо 1 Медичи порт-крепость Ливорно, где и размечталась попасть в Геную морским путем (идея сорвалась, скажу сразу, из-за совершенно непомерной цены на билеты. Скажем, на дорогу поездом до Рима ушло бы по стоимости в 200(!) раз меньше. Происходило это потому, что в Геную из Ливорно ходили почему-то исключительно огромные комфортабельные океанические лайнеры, что на мой взгляд полная чушь - там по прямой километров 300-400, не больше , но кто бы спрашивал этот самый мой взгляд? Пришлось ехать на ближайшие острова...) Ну, об этом, наверное, снова в другой раз.
Единственное, собственно, из-за чего стоит это все упоминать - так это из-за резкого контраста в мироощущениях в течение недели. Я уже не боялась ехать куда бы то ни было, и какое-то глупое незнание языка меня уже никак не останавливало.
В ту же неделю я совершила великое открытие - супермаркеты! )))

Ага, вам смешно.
В России их еще не было. Нет, конечно, были магазины, которые громко себя так называли, но на самом деле их еще не было. Даже в Москве.
С одной стороны, я конечно наслышана была о них, да и в любом случае они входили в программу моего визита в Италию )). С другой, ответьте на простой вопрос - а где их искать?
Старую часть Пизы я заведомо прошла всю. Ножками. Нигде никаких намеков.
"Хозяйка" квартиры, где я снимала комнату, всегда туда ездила с друзьями на машине и могла только очень примерно указать направление.
(В кавычках хозяйка по простой причине. Она сама снимала эту квартиру у еще кого-то и сдавала отдельные комнаты в основном физикам вроде меня, т.е. тем, кто приезжал в INFN надолго (это Istituto Nacionale di Fisiсa Nucleare - Национальный институт ядерной физики). Одна комната сдавалась медикам и там был чистой воды барак - шесть коек в три этажа )). В смысле два ряда по 3 этажа в каждом. Там оставались разные медики из соседних госпиталей, у которых дежурства неудобно стояли.)
Да, так я вернусь к супермаркетам.
Я нашла их сама, чем страшно горжусь до сих пор, поскольку я придумала КАК это сделать.
Я внимательно посмотрела на карту Пизы, которая, как и всякий средневековый город, состоит из кривых и узких улиц. Где тут может стоять современное здание? С парковками? Правильно, нигде.
Ищем исключительно ровные прямоугольники в городе.
Я нашла их четыре. Один раз промахнулась - там был большой медицинский центр. Три остальных и были супермаркетами. ))
Конечно, они были на самых окраинах, но Пиза - город маленький и минут за 40 проходится целиком, так что не было проблем с подобными путешествиями.
На автобусах я стала ездить позже, когда добыла себе проездной, и вообще наконец-то могла объясниться ну, хоть в каком-то приближении с итальянцами.
Так я окончательно решила проблему с языком. В супермаркете, как понимаете, он не нужен.

Вот с таким уровнем жизни я отправилась во Флоренцию в очередную субботу.
Я собиралась попасть в Уффицы...
Но через полчаса снова оказалась перед статуей Давида.
Надо еще понимать, что никто из моих знакомых к тому моменту в Италию не попадал (да и сейчас таких очень мало, и большинство оказывались по идиотским, простите, турпутевкам, где гид не отпускал не на шаг, а сам маршрут на мой взгляд был крайне спорным). Поэтому я точно знала, что им смотреть "моими глазами". А, значит, я должна не только сама увидеть и восхититься.
Я должна уметь объяснить и разъяснить - а чем, собственно, отличается статуя Давида от всех остальных?
Фотографии решительно ничему не помогали - они не передают ощущения.
Оставался старый добрый проверенный великий русский язык...
Но, как я опишу Давида? Мужик 4-х метров росту, тип сложения - аполлонский, весьма живо выглядит?
И, главное, моя аудитория была весьма разнообразной, но все же подавляющее число людей было технарями.
Развести руками и сказать - ну, ребята, сами понимаете, вот... - было бы снять с себя ответственность.
Тоже плохо.
Оставалось идти и понимать как я буду описывать, почему вот у Микеланджело - шедевр, а в соседнем зале куча статуй - всего лишь талантливые или не очень работы.
Что отличает?
Я стала ходить туда-сюда из того соседнего зала в зал, который называется "Трибуна" и посредине которого стоит Давид.
Ходила я так часа два... И в конце концов, ко мне подошли охранники и поинтересовались чем я таким интересным занимаюсь.
Я пояснила, в том числе выложила наблюдения, которые уже сделала. Это, как ни странно, их заинтересовало и заодно убедило в моей относительной безвредности. В общем мне разрешили подходить поближе...
   
Я сейчас не хочу приводить длинных и подробных описаний, которые я тогда делала в путевом дневнике и многочисленных письмах домой, но одну вещь все же скажу...
Микеланджело шлифовал камень все более тонкими шлифовочными материалами. Под конец шла в дело даже бархатная ткань. Ведь мрамор в начале, как говорится "сырой" и он еще легко реагирует на мелкодисперсные абразивы (т.е. нечто, что сдирает поверхность, как, скажем, шкурка или напильник, у которого мелкое зернышко на поверхности или мелкое сечение).
Второе, что я обнаружила, что на больших мышцах разное направление шлифовки. Т.е., скажем, передняя часть бедра шлифовалась прямо, как идет большая бедренная мышца.
А вот боковая часть бедра уже скашивалась. Отсюда при правильном падении света, создавалась слабая тень и дополнительное ощущение ЖИВОЙ кожи.
Плюс резко рельефные вены везде тоже дали такое ощущение.
Дальше, шлифовка меняется по высоте фигуры и я лично думаю, что это тоже не случайно, поскольку понятие перспективы итальянцам тех лет уже было знакомо.
Говорят, Микеланджело пытался даже учесть птиц, которые неизбежно загаживали памятник.
   
Известно, что некий вандал где-то в 90-х отбил большой палец на ноге Давида. И его вроде как восстановили совсем незаметным от оригинала. Так вот на самом деле палец вполне заметно отличается, и мне бросался в глаза. Собственно, я спросила оригинал ли это у сотрудников, чем окончательно убедила их в своих честных намерениях.
   
В общем еще через пару часов я пошла бродить по городу... Уфиццы отпали, конечно - это огромный музей, его просто так не пройдешь.
Собор уже открыли, но с заходом солнца там хуже видно обстановку...
Поэтому путь мой лежал дальше, в сторону Арно. Арно - это местная река...
   
<продолжение следует>