Новосибирск. Часть 1.

Странно, что столь многих людей интересует мой родной Новосибирск. Нет, конечно, у него, как и у всякого города, есть своя история, я даже в детстве ею относительно всерьез занималась и была экскурсоводом по некоторым местам. Но… но городу-то чуть больше ста лет, что означает, что вся его история – советская в основном, а это обычно неинтересно…
Но, раз интересует, можно и рассказать.

Начну с простой вещи. При огромности территории нашего родного государства, практически вся ее восточная часть не освоена. Если смотреть территории, расположенные восточнее Алтая, то мы легко можем получить плотность населения "менее 1 чел. на 100 кв.км", что является, кажется, минимальной отметкой на карте плотности населения мира.
Фактически, восточнее Западной Сибири вся жизнь расположена вдоль Транссибирской магистрали, и другой жизни почти и нет (если не считать кочевых местных племен, "диких" поселений староверов и старообрядцев (нет, это не совсем одно и то же), оседлых, но тоже "диких" поселений местных народов…
Тем не менее, именно в Сибири, хотя и в Западной, расположен третий по численности жителей город России – Новосибирск. По данным на 1 января 2008 года наши города-миллионеры расположились в "топ-табличке" следующим образом:
Москва с населением 10 млн. 470 тыс. человек
Санкт-Петербург с населением 4 млн. 568 тыс. человек
Новосибирск 1 млн. 391 тыс. чел.
Екатеринбург 1 млн. 358 тыс. человек
Нижний Новгород 1 млн. 275 тыс. человек.

Как видите, вначале все идет "правильно". Две столицы, культурный, промышленный и деловые центры России. А вот следом идет город, затерянный черт знает где, имеющий хорошо развитую агроструктуру (это аномалия для крупных городов), провинциальные уровни развития бизнеса (нет, конечно, они "тянут" на город-миллионер, но…) В городе нет ничего интересного в смысле нефти и других ценных видов минеральных ресурсов, промышленность уступает тому же Екатеринбургу (не говоря о Москве и Питере), в общем, аномалия…
Если вы будете рассуждать так, то будете абсолютно правы. Не должен бы развиваться город в таком месте. Да еще и город-миллионер. Да еще и…
А вот и первая легенда.
Знаете ли вы, что Новосибирск развивался быстрее любого другого города мира? До него это место уверенно держал американский Чикаго – центр автомобилестроения США, а вот уже в середине XX века первенство неожиданно перехватил советский город Новосибирск, да так до сих пор и "висит" на нем. Пока не появлялось городов, растущих быстрее.
В чем причина такой невероятной скорости роста?
Их три.
Во-первых, Новосибирск – перекресток. Здесь скрещивались Турксиб и Транссиб. Когда-то только отсюда шла железная дорога на юг, в Казахстан, Туркменистан, Кыргызстан. Ну, и великий Транссиб тоже имел тут свою базу. Отсюда идет северная ветка на Томск (и никаких других веток туда нет).
Кстати, связь города и его железной дороги всегда очень сильна, несмотря на рост промышленности, культуры, науки… Железная Дорога здесь всегда с больших букв. Она источник торговли, она дала жизнь городу, она сделала его Перекрестком.
А города на перекрестках, как вы знаете, всегда развиваются быстро. Но не настолько? Да еще в глуши?
Верно.
Вторым фактом безумной скорости развития Новосибирска стало его положение за Уралом и вторая мировая война. Гляньте на карту. До Питера от Финляндии, которая была союзником Гитлера, всего ничего, да? До Москвы, как вы должны помнить, тоже добрались за каких-то несколько месяцев. Да, для немцев это было очень долго, согласно плану Барбароссы, но… но это все равно всего лишь полгода, и столица, считайте, недееспособна. Да, ее сумели отстоять. Честь, хвала, память…
Но можно ли держать заводы под бомбежкой? Как оперативно будет реагировать Штаб и Ставка, в условиях артобстрела? Что, наконец, будет, если Москва падет? Ведь взяли ее французы в 1812…
Одним словом, требовался "запасной аэродром" для советского правительства.
Поскольку Гитлер планировал захват далеко не всего СССР, а только территории до Урала (про нефть в Сибири еще не очень хорошо знали, к тому же места-то все равно дикие), то эта "запаска" должна была быть ДАЛЕКО. Но не слишком далеко. Владивосток не подойдет, как сами должны понимать.
Все города за Уралом лежат на Транссибирской магистрали, поэтому несложно понять, что первым был Омск, вторым Новосибирск.
Выбор для запасной столицы пал на молодой город, являвшийся крупным транспортным узлом. Омск был значительно старше и более развитым, а вот дороги все же были лучше в Новосибирске.
Так же обстояли дела и с культурой, и с промышленностью, и с наукой.
И в Новосибирск стали эвакуировать заводы. В начале войны сюда приехало свыше 50(!) крупных промышленных предприятий из Москвы и Ленинграда. Сюда переехал Мариинский симфонический оркестр, породивший Новосибирский симфонический, ставший всего год назад "оркестром России". От него же тут появился свой балет, в общем, культурная жизнь Новосиба сформирована в основном Питером, поэтому те, кто видел оба города, могут обнаружить совершенно неожиданное иногда сходство в архитектуре, каких-то элементах культурных и прочих школ и т.п. (Я хотела тут написать "научных", но это было бы не совсем так. Научная школа Новосибирска формировалась Москвой.) Даже очень известный 105-й завод им.Ленина (а что хотели? Так их и называли – по номерам), производящий сегодня лучшую в стране оптику, был создан на базе эвакуированного завода ЛОМО (Ленинградское оптико-механическое объединение).

Приезжавшие заводы выгружались прямо на пустые места и начинали работать под открытым небом. И они никуда не делись. Если ехать от Новосибирска-Западного до Новосибирска-Главного, можно заметить улицу Станционную, на которой стоит штук 20, не меньше разных заводов. Подряд, забор в забор. И две ТЭС, друг напротив друга (вы часто видели ДВЕ ПОДРЯД электростанции, разделенные обычной дорогой?)
Кстати, да… знаете, как называются наши вокзалы? Чтобы даже враг догадался, они без затей называются: Новосибирск-Главный, -Западный, -Восточный и –Южный. А Северного нету, на Север от нас болота идут, северная же ветка железной дороги идет сначала на восток, поэтому через Новосибирск-Восточный.

О! Я не рассказала об еще одной важнейшей стратегической дороге Новосибирска. Эта дорога – великая река Обь. Она судоходна почти на всем протяжении, но не это главное. А главное, что она достаточно … глубокая. Через нее могут проходить суда и даже дизельные подлодки, которые когда-то тут ремонтировали.
Кроме ремонта подлодок, Новосибирск быстро построил один из самых крупных в стране и мире авиазаводов – Чкаловский авиазавод, который начал выпуск истребителей в годы войны, а после выпускал знаменитые на весь мир и все еще не превзойденные истребители Су. (Ну, тоже сейчас все еле теплится, вместо сотен и тысяч самолетов разных типов выпускают от 1 до 7 в год, а то и вовсе ремонтируют старые машины).
Третьим фактором развития Новосибирска стала наука.
Ну, а что вы хотите?
Понятно, что если в город в течение 2-3 лет навезти промышленности и культуры, эвакуировать тьму ленинградцев, то хочешь - не хочешь, а эту промышленность надо обеспечивать. Образование Новосибирска дало резкий скачок. И я не только о классическом научном образовании. Новосибирская музыкальная консерватория считалась просто лучшей в стране (о, да простят меня москвичи, где этот факт не то, чтобы не признавали, но всегда замалчивали). Лучшей она считалась по своим выпускникам, скрипачам Захара Брона в первую очередь, которые быстро приобретали мировую известность. В частности, сегодня это Максим Венгеров и Вадим Репин. Последний, кстати, жил на моей улице, через дом от меня. Про него даже была статья в "Пионерской правде" от имени одного моего одноклассника, полностью вымышленная, из-за чего одноклассник краснел и мялся, но деваться было некуда, корреспондентка, придумавшая его совместные с Вадиком походы за хлебом, была вне досягаемости. А вымысел был хотя бы в том, что Вадика не видели с его раннего детства, поскольку он вечно был где-нибудь). Лет за 10-15 после войны город, не имевший до того, ни одного классического оркестра, завел их себе сразу три.

В общем, промышленная и даже военная база в городе была очень серьезной, а его СТРАТЕГИЧЕСКОЕ положение по-прежнему оставалось очень хорошим и ко времени 50-60 годов. Вы помните, что в это время усиленно создавались ракеты, несущие ядерный боезаряд?
Новосибирск очень далеко от Америки и Европы. Он просто в середине. Самое выгодное место.
Поэтому именно здесь решили организовать в 1957 г. Академгородок. Кроме этого известного всему миру факта (поверьте, даже в Европе, где Сибирь – это точка на карте, Академгородок знают лучше, чем все города России, кроме Москвы, вместе взятые), здесь была организована электронная промышленность (в городе-спутнике Бердске, до которого мне ехать минут двадцать на маршрутке) и… и было запланировано производство бактериологического оружия (здесь этого очень боялись, поскольку случись авария на таком заводе… но нас никто не спрашивал, разумеется).
Надо понимать, что вся промышленность тогда была военной.
Конечно, Бердск производил маленькие, но надежные приемники "Вега", известные по тем временам всей стране, он производил витамины, лекарства, антибиотики, еще какую-то ерунду, но основное производство было посвящено электронным начинкам ракет и самолетов и разработкам вирусологического центра "Вектор" в еще одном городе-спутнике, наукограде Кольцово (мне до него ехать минут 30-40).
А Вектор работал и работает с самыми опасными вирусами мира. В советские времена он создавал новые, боевые их модификации. Все вирусологические центры России были варварски разрушены во времена Ельцина под строгим надзором американцев, обвинивших нас в нарушении конвенции о запрещении бактериологического оружия. (Разумеется, у американцев самих было рыльце в пушку, но мы проиграли холодную войну, так что победитель получил свою контрибуцию, в частности, в этом). Соответствующие институты в Москве и Киеве были разрушены до бетонных стен (дословно). Так что в случае серьезной эпидемиологической опасности в стране, Вектор – последний пункт обороны страны. И единственный. И это крайне тяжелая ситуация во всех смыслах, особенно в научном (для нормального развития науки должны существовать альтернативные методики, которые разрабатывают обычно другие институты. Вектору сейчас общаться не с кем).
Почему "Вектор" удалось удержать? По тривиальной, малоосвещаемой причине. Мы подарили созданные на нем вакцины Парижскому институту им. Луи Пастера. Стоимость вакцин была запредельной – несколько миллиардов долларов (ведь их надо было изобрести, придумать, создать технологии производства…)
Так что недостроенный еще завод в Бердске был разрушен, как и везде, а вот институт удалось сохранить, и нынче вирусы свиного, птичьего и прочих гриппов изучаются там, там же создаются рекомендации, методики и вакцины (производятся они много где).
Кстати, вот если вы потребляете бифидопродукты любого типа, знайте, что вы употребляете продукцию, придуманную на новосибирском "Векторе".
О, да, и, несмотря на одну из крупнейших мировых коллекций вирусов, Вектор нынче институт мирный, ничего такого военного тут нету.
В Новосибирске в науке занято огромное количество населения – свыше 1%, и это – самый большой показатель в мире. До сих пор Академгородок считается самой мощной концентрацией науки, а в момент его создания, именно Академ и Вектор стали причинами того, что Новосибирск стал в стратегических планах Америки целью "номер три", что означало, что в случае ядерной войны, нас накроют примерно одновременно с Москвой и Ленинградом.

Ну, вот. Краткий экскурс по городу проведен, теперь можно перейти к его истории…