"И каждую траву рвать или рыть с приговором,
говори сие три раза:
Господи, благослови! И ты мать - сырая земля,
благослови сию траву сорвати, Ты ее уродила для
человека по всякому подобию, а человеку на пользу,
для того я тебя и беру; от земли трава,
а от Бога лекарство. Аминь, аминь, аминь. "

Тема урока: Правда о Травоведении в истории мира.

   Если помните, на одном из предыдущих курсов мы проходили тему "Травоведение" в истории мира. На уроке мы говорили о великих лекарях, о мужчинах, благодаря которым наука о травах стала известной не только отдельным личностям, но и всем остальным. Все эти лекари и ученые были мужчинами. Так почему же я опять поднимаю эту тему? Да еще и называю урок так странно - правда о Травоведении..

   Вспомним, как начиналась та тема: Представьте себе первобытный лес. По нему неслышно крадется первобытный человек. Вот он подкрадывается к первобытному оленю и вдруг его скручивает нестерпимая боль - такая сильная, что он не выдерживает и вскрикивает... Олень убегает, а что же делает первобытный человек? Ведь личного то врача у него нет???


   А и правда - что же он делает? Так вот - он идет к женщине! К знахарке.
С давних пор, пока мужчины занимались охотой (которая далеко не каждый день удачно заканчивалась), женщины занимались сбором трав и кореньев. Именно они делали все, чтобы не умереть с голоду им, их детям и их мужчинам, когда те не смогут добыть мясо на обед.

   Наши предки обожествляли силы Природы, связывая ее с именем Великой Матери, давшей жизнь всему на нашей земле. При этом ее младшие сестры - женщины - получали от нее великий дар - возможность давать новую жизнь. Символами же Великой Матери были обычные растения, в каждом из которых воплощены мистические силы этого, ибо они являются посредниками между этим миром и потусторонним, а их цветы и корни - мистическими звеньями между светом и тьмой. Женщины и растения оказывались связаны этой незримой нитью, протянутой между ними великой силой этого мира - силой жизни.
    В растениях воплощены мистические силы этого божества природы, они являются посредниками между этим миром и потусторонним, а их цветы и корни — мистическими звеньями между светом и тьмой. По представлению древних славян Великая богиня едина в трех образах. Весной, она в образе светлой и юной девы появляется из березы и сообщает людям о том, что природа пробудилась вновь, и дарует плодородие этому миру. Летом она кормящая мать в тяжелом венке из лещины или в ярком сиянии цветущего боярышника. И вот она появляется в ветвях дуба, темнеющего в осеннем сумраке, - мудрая старуха - хозяйка мира мертвых. Три облика великой богини повелевают тремя мирами: небом, землей и подземным царством мертвых.
   Женские изваяния, дошедшие к нам из каменного века, - самые первые свидетельства этого поклонения. У всех первобытных народов существовала Великая богиня, ее культ до сих пор можно встретить у африканских и австралийских племен. Будучи божеством женским, она прежде всего обращена к женщине и посвящает ее во все свои тайны. Мистерия мира и природы, однако, открывалась женщинам еще и потому, что они, как собирательницы трав и кореньев, были ближе к земле, нежели мужчины, которые, будучи носителями магии охоты, были с землей гораздо меньше связаны.
   Женщины научились использовать дары Великой матери и узнавали таким образом все больше нового о растениях и их свойствах. Вероятно, уже 1700 лет назад женщины занимались садоводством, используя простейшие орудия труда. Садоводство и полеводство еще больше укрепили связь между растениями и женщиной, потому что, ухаживая за растениями, женщины узнавали больше о Великой матери. О значении садоводства в те далекие времена, можно судить по тому, что одним из 7 Великих Чудес Света были Висячие Сады в Вавилоне, а в мифах разных народов сады предстают раем, где царит женщина и растут золотые яблоки жизни, подобно саду греческих гесперид, которым покровительствует Гера.

   В мифологии любого народа можно найти образ Великой богини, покровительницы растений, трав.. Шумеры называли ее Инанной, вавилоняне - Иштар. В древнем Египте - Изида, в Элладе - Деметра и Гера, в Риме - Церера, у фригийцев - Кибела. У кельтов в ночь на 1 мая праздновали Magna Mater - великую мать - и совершали ритуалы посвящения юных девушек, которых украшали венками из весенних цветов. Во всех культурах можно найти примеры такого рода.. Суть у них всех одна - Божественная Мать, Мать всего, Всематерь. Она воплощает производительное начало в природе, Вселенское Материнство, Она созидательница и хранительница жизни. Великая Богиня воплощает в себе могучие производящие силы, властвует над природой и дарит плодородие всему живому.

   Увлеклась я что-то.. Так вот.. Не понимая эту таинственную связь между женщиной и природой, люди научились не только благословлять светлый образ богини-матери, но и проклинать темные, как они считали, стороны. Вспомним Медею, которую считали колдуньей из-за умения пользоваться одурманивающими травами. В ее саду росли рута, розмарин, полынь - важные травы, исцеляющие женщин в те далекие времена. Цирцея, владеющая секретом мандрагоры, Лилит, жившая в ивовом дереве - все они считались ведьмами, так как имели власть над травами.
   В те далекие времена, когда процветал матриархат, лучшими знахарями были именно они, женщины. Жрицы великой богини Астары умели использовать сверхъестественные свойства растений и лечили психические причины заболевания, составляли рецепты.. Но с тех пор, как власть перешла к мужчинам, добрая богиня мать превратилась в ужасную властительницу судеб, а женщинам стали запрещать быть лекарями. Елена Прекрасная была, возможно, одной из самой значительной знахаркой-целительницей. Она училась у Полидамны - египетской царицы. Она ведала целебными знаниями.. Но мужчины не могли понять эту полумистическую связь с миром природы. Они хотели доказать все опытным путем и постепенно, отстранив женщин от лекарства, стали забывать многие полезные свойства растений.

   Женщины ушли в тень. Известно, что Аристотель написал свои лучшие произведения благодаря своей жене. Вместе с женой работал и Гиппократ, Теофраст, Гален... Известно также, что жена Марка Антония, Октавия, описала в своей книге много лекарственных средств от разных болезней, к примеру, мазь для смягчения болей из гусиного жира, вина, кардамона, корицы, розовых лепестков и лаванды.) Конечно, во все времена встречались женщины, которые использовали свои знания для составления приворотных зелий, вытравливания плода и прочих подобных нужд. Но в основном даже эти ведуньи просто выполняли просьбы женщин, не способных обратится к более дорогим врачам-мужчинам, которые, к тому же, мало разбирались в женских недугах.
События, которые происходили в средние, темные века, окончательно изменили образ женщины. Чума, эпидемии, голод, война.. Как-то забылось, что во время войны погибали в основном мужчины, наблюдатели стали приписывать "чудесное избавление" женщин от гибели магическим силам, которые помогали женщинам выжить и могли нести смерть мужчинам. Женщин стали обвинять в колдовстве при малейшем обращении к траволечению. Их сажали за целительство в тюрьму, казнили, сжигали на кострах. Способствовали это и врачи, цирюльники, которые не хотели, чтобы женщины не сбивали им цену. Дошло до того, что Церковь осудила женщин за их обращения к травам, называя отношения между женщинами и природой еретическими!! И это несмотря на то, что в то время активно писались травники, которые основывались на работах Диоскорида и личном опыте. Их никто не осмелился обвинить в колдовстве! Нет! Их называли учеными. И ни один из этих "ученых" не упомянул, что большей частью своих знаний он обязан женщинам.

   И все это привело к тому, что только в конце 20 века магглы стали вспоминать о траволечении.. о том, что не только химией можно лечить и не всякая женщина, обратившая к травам - ведьма.

   Надеюсь, что на меня не обидится мужская половина класса. Мне просто хотелось восстановить справедливость в этом вопросе.

   

 


Вопросы к уроку:


1. Лекция подает материал сугубо с женской позиции. Согласны вы с такой позицией? Попробуйте определить вашу позицию к Истории Травоведения. Как видите ее вы? (1-3 балла)

2. Представьте себя живущим в темные средние века. У вас есть сила, вы маг-лекарь. Опишите один день вашей жизни. (1-4 балла)
3. Назовите имя богини, покровительствующей волшебным садам, в которых росли яблоки жизни. (1 балл)
4. Приведите пример растения и имя его богини покровительницы. (1-2 балла)
5. Как вы считаете, возвращение к лечению травами это нормально? Закономерно? Или совершенно глупо? Ваше мнение и аргументы.  (1-4 балла)
6. Весьма не простой вопрос: при выборе лечения травой или лекарством, что нужно выбрать? И нужно ли что-то выбирать? (1-4 балла)
7. Представьте, то все знания о травах, лечении были только бы у мужчин, изменился ли мир? (1-3 балла)

 

Аргемона   Консультации   olyush@voldemort.ru

ответы присылайте с совой

  Журнал

Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и волшебства Аргемона, то можно заполнить вот эту анкету. Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции, посетить другие интересные предметы программы обучения из Расписания занятий, окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.


Rambler's Top100 Rambler's Top100