Мозаика храма Спас на Крови


На младших курсах мы с вами изучали магические и сказочные растения, а в ряде уроков упоминали священные растения. Искали разницу между этими понятиями, пытались понять, почему одно и то же растение называли магическим или священным.
И сегодняшний урок я решила посвятить растениям Библии.

Тема урока: Библейские растения


Мозаика храма Спас на Крови

Мозаика храма Спас на Крови
Изучая мозаику питерского храма Спаса на Крови, я обратила внимание, что почти ни одна мозаичная картина не обошлась без растений. Несмотря на то, что на изображениях была песчаная местность и можно было бы не заморачиваться с включением дополнительных деталей в рисунок, практически в каждом было то или иное растение. Я оглянулась вокруг: все изображения были украшены растительными орнаментами. Возможно, это просто элемент дизайна, а возможно, это несет более глубокий смысл, чем думается вначале? Размышления натолкнули меня на мысль провести лекцию по библейским растениям.
Если мы откроем Главную Книгу христиан, то увидим, что растения там упоминаются очень часто. Растения выступают как символы тех или иных качеств людей, как участники и свидетели исторических событий и священных ритуалов и, конечно же, просто как полезные для человека дары Земли.

Изучая магические свойства растений, мы то и дело натыкаемся на объяснения их сил именно библейскими историями, связанными с ними. Вспомните лекцию про зверобой: каким именно образом появились на листочках маленькие дырочки.

Несомненно, чтобы лучше разбираться в свойствах растений, их магической силе, возможностях, нам и приходится изучать мифы и легенды, связанные с растениями. Библейские истории - не исключение; их изучение поможет нам глубже проникнуть в мир растений и их свойств.

К сожалению, изучая библейские растения, мы сталкиваемся сразу с несколькими проблемами.
Первая - слишком общее описание растений: "Прозябает трава, и является зелень, и собирают горные травы" (Притчи, 27:25), "Посмотрите на полевые лилии, как они растут.." (От Матфея, 6:28).. Зелень, полевые травы, лилии - это слишком расплывчатое описание, по нему выводов не сделаешь. Многие названия растений в Библии - собирательные: под "терновником", "ивой речной", "тростником" подразумевается сразу несколько растений.
В Ветхом и Новом заветах перечислено более 120 видов растений, и, оказывается, на определение этих растений множество ученых потратило немало времени, решая увлекательную задачу: "Что же за растение упоминается в том или ином месте Библии, под тем или иным названием?" Но и сегодня эти задачи полностью не решены.

Еще одна проблема - перевод. Переводя книги, так или иначе, переводчики часто допускают небольшие недочеты. И особенно это касается специфических текстов. Сомневаюсь, что специалист по Библейским текстам, переводящий Библию на другой язык, являлся и специалистом в растениях. А когда это касается еще и незнакомых растений, не произрастающих в местах, где проживает переводчик, то ситуация ухудшается еще больше. Вот так и получаем мы то ли майоран, то ли иссоп (лекция про Иссоп).

Для примера:
Буквальный перевод текста с иврита на русский язык из Четвертой книги Царств (4:39) выглядит так: "Вышел один из них в поле собирать травы и нашел дикое ползучее растение и набрал с них диких тыкв".
В принятом же варианте (с сайта Русской Православной Церкви Московского Патриархата) эта фраза звучит несколько иначе: "И вышел один из них в поле собирать овощи, и нашел дикое вьющееся растение, и набрал с него диких плодов". Казалось бы, мелочь; подумаешь, вместо тыквы - дикие плоды.

Мозаика храма Спас на Крови
Девясил вязкий А вот еще один подобный пример:
Русский перевод книги Пророка Исаии (55:13): "Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт". Однако в первоначальном варинте вместо крапивы употребляется слово, обозначающее травянистое растение, содержащее едкий сок, Inula viscose - девясил вязкий . Девясил растет практически везде: на пустырях, в оврагах, в руслах засохших рек - и вполне может быть для местных жителей таким же символом запустения, как и для русских, в свое время, крапива. В греческом же переводе вместо крапивы упомянуто совершенно другое растение. Исследователи склоняются, что это Ammi visnaga (L.) (амми зубной) или Lam Ammi majus L. (амми большой) - растения, которые в Греции так же являются сорняками, разрастающимися в местах, покинутых человеком.

В результате, ученым приходится сравнивать разные древнейшие переводы, брать кусочки древнеарамейского текста, греческого, иврита или даже латыни (в случае некоторых фрагментов).

Еще одной проблемой является различие в назывании различных частей растений. В библейской традиции каждое растение, которое выпускает листья из корней и корневищ, называют овощем. Если растение выпускает листья из наземных частей, то его назовут деревом. И кедр, и иссоп, и мята, по этой традиции, могут оказаться деревьями!)

Иногда в текстах встречаются совершенно незнакомые названия. И только благодаря ученым было восстановлено, что именно скрывается под тем или иным названием. "Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, - и Я проставлю подножие ног Моих". Исаия (60:13).

Рассмотрим эти три растения - кипарис, кедр и певг. Первые два не представляют загадки. Знаменитые ливанские кедры и стройные, высокие кипарисы известны, и ошибиться с ними сложно. Оба эти дерева являются символами величия, славы, бессмертия человеческой души. И, проповедуя о торжестве добра, красоты, радости и правды на земле, пророк Исаия прибегает к образам именно этих деревьев.
амми зубной
Кипарис
Кипарис (Cupressus sempervirens L.)
, кстати, очень интересное растение. Оно упоминается у разных народов, и у каждого из них он предстает в несколько ином качестве. У одних народов он является символом нетленности, бессмертия, сопротивляемости всем бурям, а у других - деревом грусти, печали, его даже сажали на кладбищах. Растение долговечно, живет 200-300 лет, а в горах встречаются долгожители (утверждается, что некоторым кипарисам до 2000 лет). Дерево используется в медицине тысячелетиями. Сохранились древние глиняные дощечки египтян, в которых упоминается о ввозе туи и кипариса. В античные времена кипарис высаживали вокруг храмов, пещер, городов, защищая их от духов. Свежий хвойный запах эфирного масла снимает напряжение, не вызывая сонливость, проясняет сознание, устраняет нерешительность, восстанавливает эмоциональное равновесие.
Древесина кипариса очень устойчива к поражению насекомыми, и в Древней Византии стали из кипариса изготавливать иконные доски, распятия, кресты, четки. В Древней Руси продолжили эту традицию, но церкви у нас часто горели, а после падения Константинополя поставки древесины сократились, и вместо кипариса стали использовать липу. Кстати, выражение "липовый", возможно, пошло именно отсюда - ненастоящий, липовый..
Кипарис
Ливанский кедр
Ливанский кедр
(Cedrus Libani Barr.) стал официальным символом Ливана, он красуется на государственном флаге, гербе, на деньгах и почтовых марках. Его прочную, долговечную древесину использовали для строительства дворцов и храмов. Причем, использовали так активно, что огромные мощные кедровые леса превратились в небольшие рощицы. В идеальных условиях кедр может прожить до 3000 лет!! Но в оставшихся рощицах растут в основном 100-200 летние деревья.
Лес активно уничтожался во времена многочисленных войн, происходивших на этой земле. Ассирийцы и вавилоняне вырубали кедровые леса на бревна, которые увозили к себе на родину в качестве военной ценной добычи.
Из кедровой древесины делали (да и делают) арфы, гитары, рояли, так как она обладает замечательными резонансными свойствами. Дерево вырабатывает эфирные масла, которые применяли для лечения всевозможных кожных заболеваний и ран. Считалось, что оно дает мужество, силу, ясность мыслей. Смолу ливанского кедра использовали для бальзамирования тел во времена фараонов. Иудеи, позднее греки и римляне использовали масло для лечения болезней и изготовления косметических средств.
Ливанский кедр
Финикийский можжевельник
А что же такое за певг ? Растение, которое упоминается наравне с такими прославленными деревьями, как кипарис и кедр, не может быть менее значительным. И ученые задались этим вопросом всерьез. В русском богословии певгом считают некое хвойное дерево, похожее то ли на пихту, то ли на сосну. В переводе с греческого на славянский вместо певга тоже значится сосна. Тем не менее, это не совсем так.
Есть одно растение, которое растет вместе с кедром и кипарисом, древесина которого ценилась очень высоко, использовалась только на отделку дорогостоящих поделок. И, подобно нашей северной тройке магических растений, можно это растение считать этим самым певгом, дополняя вышеупомянутую библейскую тройку.

Juniperus phoenicea L. - можжевельник финикийский . Это небольшое дерево или куст, с плотной кроной, конической формы. Растение в хороших условиях может достичь тысячелетнего возраста. Древесина используется для предметов церковного обихода. Аромат эфирного масла напоминает ладан. Масло использовали для лечения язв, ран и кожных болезней. Можжевеловое масло, добавленное в ванну, поможет при ревматических болях, избавит от страхов, навязчивых идей, поможет восстановить равновесие, а возможно, и справиться с боггартом)

Кедр является символом могущества, силы и красоты, кипарис - символом устойчивости и сопротивляемости всем бурям, а певг (можжевельник) - символом исцеления внутренних и телесных болезней. И именно из этих трех деревьев был, по одной из версий, сделан Христов Крест. А в России, благодаря переводу, делают кресты из кедра, кипариса и сосны.

Вынужденное ботаническое дополнение. В России под словом кедр подразумевается кедровая сибирская сосна.

При изучении растений на помощь часто приходят старинные источники, рассказывающие нам о свойствах этих растений. Но без вдумчивого изучения источника, без дополнительных расследований и подтверждений этих свойств в других источниках крайне безрассудно принимать на веру эти данные.

И я еще перечислила далеко не все проблемы, с которыми встречаются ученые..
А в результате мы имеем практически ту же "Тайну Имени", о которой говорили на предыдущих курсах.

За пределами лекции осталось очень много тайн: всё, что хочется, не вместить в одну небольшую лекцию. Но сколько у вас простора для самостоятельного изучения в результате)

А мы перейдем к домашнему заданию.

Финикийский можжевельник
Мозаика храма Спас на Крови  




Вопросы к уроку:

1. Плоды какого библейского растения предложил змей Еве? (1 балл)
2. Ветку какого растения принес голубь Ною? (1 балл)
3. Под "терном" ученые подразумевают сразу несколько возможных растений. Укажите хотя бы некоторые из них. (1-3 балла)
4. И, как всегда, вопрос на рассуждение. Опираясь на пройденные материалы на уроках Травоведения, попробуйте сделать вывод о том, какая же сила в растениях составляет наибольшую ценность для использования. (1-5 балла)
5.  В лекции упоминалось, что часто появление растений или магические особенности растений связывались с религиозными канонами, может быть у вас есть версия почему? (1-3 балла)
6 . Как вы считаете, такие разности в переводе растений специально сделаны? Или это от чистого сердца для того, чтобы было понятно всем, кто читает библию? А может быть есть ещё причины? (1-3 балла)
7. Может быть вы знаете ещё растения, которые есть в библии и о них ничего не сказано в лекции? Расскажите о них?  (1-4 балла)
8. Сможете придумать сказку, рассказ, историю про растения, которые указаны в лекции? (1-3 балла)

  Мозаика храма Спас на Крови
 

 

Аргемона   Консультации   olyush@voldemort.ru

ответы присылайте с совой

  Журнал

Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и волшебства Аргемона, то можно заполнить вот эту анкету. Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции, посетить другие интересные предметы программы обучения из Расписания занятий, окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.


Rambler's Top100 Rambler's Top100