Введение. Определители

Добрый день, уважаемые студенты) Очень рада видеть тех, кто выбрал себе специальностью Практику. Возможно, кто то из вас станет Травником?)  Буду очень рада. Но для этого у вас еще есть время, а пока - начнем наши занятия!)

 

На протяжении всех пяти курсов школы мы с вами проходили травы. Теорию, мифологию, сказки, истории. Теперь же нам предстоит с вами изучить нечто другое - более практическое. То, что поможет вам на уроках Зельеварения и Артефактологии.

И начнем мы с того, что будущий травник должен узнавать растения  “в лицо”.

 

Обычный человек, не увлекающийся растениями, сможет узнать не так много растений. Многие знают как выглядит кедровая шишка, но смогут ли они отличить сосну от кедра? Или узнать золотой корень из множества желтых цветочков?

Тот, кто увлекается посадками на даче - знает уже намного больше. Ему приходится не только сажать растения (а значит изучать то, что он сажает), но и бороться с сорняками (и значит изучать то, что он пытается извести, ведь каждое растение требует своего подхода даже в этом).

Школьники обычно на уроках ботаники изучают растения и их уровень “узнаваемости” неплохой. Но он быстро исчезает, так как без постоянной практики остаются в памяти только или самые часто встречающиеся растения или наоборот, редкие и интересные.

Травники же способны различать не только основные группы растений, но  и различать виды и подвиды. Ведь иногда при приготовлении зелий или артефактов, это может иметь очень большое значение.

 

Что делать будущему Травнику, если он слишком поздно увлекся этой темой и знает довольно мало растений?

  1. Освежить в памяти сведения из ботаники. Это мы очень мельком с вами сделаем чуть позже.

  2. Выписать для себя растения, которые вы точно можете узнать - это поможет оценить ваши знания на начальном этапе.

  3. Научится работать с определителями.

     

2 пункт - это задача домашнего задания. А начнем мы прямо сейчас с первого пункта. Итак.

Все растения условно объединили в Царство растений. Оно огромно и многообразно. И тем не менее, оно делится всего на два подцарства.

Подцарство низших растений включает в себя водоросли. Это так кажется, что это очень мало. Это огромное подцарство, состоит из 11 отделов. Очень сложное и мноообразное. И в чем то намного сложнее, чем второе. Так как для большинства все водоросли между собой очень похожи. Надеюсь, вам не понадобится в ближайшее время для зелий ничего из этого подцарства.

Подцарство высших растений всем знакомо куда больше. Его в свою очередь делят еще на две большие группы: споровые и семенные.

Для примера - споры у папоротников, семена у мака.

Споровые растения можно поделить еще на четыре больших группы. Первая включает в себя все моховидные, вторая плауновидные, третья включает в себя хвощевидные.. Эти группы наименее знакомы не специалистам. Четвертая включает в себя папоротниковидные и это нам знакомо хотя бы из курса Травоведения школы Аргемоны.

Семенные растения для нас более родные и знакомые. Их также можно разделить на  группы: покрытосеменные и голосеменные.

Останавливаться на подцарстве низших растений мы практически не будем. Споровые растения так же слегка коснемся. А вот Семенные нас будут интересовать все время нашего обучения.

Голосеменные - растения, у которых плода нет, семечко цепляется к чешуйкам шишек (кедр, сосна, ель).

Покрытосеменные называют еще цветковыми. Это именно те растения, которые “цветут” и образуют вокруг семечка плод, защищающий семечко от внешнего воздействия и способствующий распространению (вкусный плод обязательно утащат подальше от места, где его сорвали, тем самым перенеся семечко на другое место).

Покрытосеменные очень разнообразны. И пришлось делать очень тщательную классификацию, чтобы разделить их для дальнейшего опознавания.

Причем этих классификаций несколько.

Самая примитивная - культурные растения и дикорастущие.

Классификация по описанию растений - их жизненным формам: деревья, кустарники, кустарнички, полукустарнички, лианы, суккуленты, травы.

Более серьезная - ботаническая. Царство - отдел - класс - порядок - семейство - род - вид.

Вот это вот деление - первое, что вы должны освежить в своей памяти. Чтобы для начала хотя бы понять - что перед вами за растений и куда идти, чтобы его “опознать”.

 

В современном мире “опознавание” растения стало более простым делом. Современные определители растений практически ушли от “научных” терминов, пестиков-тычинок. И стали делить растения по “цветам” . Не по - мак, роза. А по - голубой, белый, желтый.

Для примера - вот так выглядит определитель ботаника-любителя с претензией на знание растений, вот так - более профессионального травника, а вот так - совсем любителя.

 

Определитель травника-любителя.

 

 

 

 

 

 

Есть и еще один способ - современный. Если он вам еще не знаком - самое время познакомиться с маггловскими новинками.

К примеру: https://yandex.ru/images/ - поиск по картинке. Картинку можно загрузить  в поисковик или просто вставить туда ссылку на картинку.  Или установить себе приложение Pl@ntNet - русского языка в нем нет, но ботаническое название растения  - одно ! на латыни.

 

Рассмотрим плюсы и минусы таких определителей.

Определитель по картинке.

Рассмотрим фотографию полыни, которая используется в школьной лекции. http://herbalogya.ru/assets/images/uroki/pol3.jpg

 

Поиск точно такой же картинки не выдал. Но выдал похожие и более того! Тут же высветилось название Полынь, под картинкой.

Нам остается только удостоверится, что это действительно полынь - проверив несколько других сайтов.

А вот фотография мухомора, так же из курса школы. http://herbalogya.ru/assets/images/uroki/muh-06.jpg

Фото снято не очень удачно. И поисковик выдает нам совершенно другой гриб!

То есть, пользуясь поисковиком можно как быстро найти правильный ответ, так и заблудиться в поисках.

 

 

Для того, чтобы пользоваться им, придется освежить знания по ботанике более тщательно. Как минимум - прочитать следующие главы Лектория:

http://herbalogya.ru/textbook/botanic1.php

http://herbalogya.ru/textbook/botanic2.php

Зато определение растения становится увлекательным делом, в котором идешь по шажочку к цели. Сначала определить что перед вами - царство растений или животных?) Затем - подцарство.

и так шаг за шагом вы приблизитесь к странице, где вас ждет заветное название. Это довольно точное определение растений.

Из минусов. Определители подобного рода - привязаны к местности. В другой местности могут быть такие же растения, но чуть иного вида. Или совсем не быть. Или быть такие, которых нет в определителе другой местности.

 

Определение профессионалов требует больших знаний в ботанике. Это их плюс и это же минус. Они дают максимально точный ответ при условии, что вы сможете задать правильный вопрос.

 

Неплохие листы подсказки можно найти тут: http://www.ecosystema.ru/04materials/index.htm В свое время я заказывала их оттуда.

А вот этот определитель был со мной с самого детства. Кто-то очень хороший отсканировал весь определитель и выложил его. И теперь можно пользоваться даже не имея его под рукой в печатном варианте)

 

 

 

И наше домашнее задание на сегодня будет следующим:

  1. Составьте список растений, которых вы действительно знаете и сможете узнать. с разбиением на те группы, которые указаны в лекции.

  2. Воспользуйтесь определителем по системе поиска и выясните - что это за растение:Растение

  3. Загляните в  ближайшие маггловские магазины - какие определители есть у вас? При возможности, пришлите фотографию обложки и одной из страниц. Это поможет оценить, чем чаще всего сейчас могут воспользоваться маги, при отсутствии магического определителя растений.

  4. По картинке растения - опишите его, все, что вы можете о нем сказать, просто глядя на него (на выбор № 1 или № 2)

     

    № 1

    № 2





Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и волшебства Аргемона, то можно заполнить вот эту анкету. Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции, посетить другие интересные предметы программы обучения из Расписания занятий, окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.