Изучение Травоведения средствами Магии языка (фразеологизмы)

Трын-трава на поляне

    Ученики уже давно вошли в кабинет и с нетерпением ждали появления профессора Травяницы и профессора Чжоули. В классе стоял легкий гул, какой всегда бывает перед началом урока. Неожиданно за дверью раздался звук удара, словно что-то мягкое упало на пол, а затем возмущенный вопль: «Ты, что? Белены объелся?!». Ученики поняли, кричала Миссис Норрис. В ответ послышался шепот котенка Гава: «Тихо! Я собираюсь туда пробраться. Говорят, у профессора в подсобке крынка со сметаной. разлюли - малина!».

   - Эх, горе ты мое луковое, - прозвучал голос профессор Чжоули, - нет там ничего, так что зря караулил.

   - Запретный плод, как известно… - извиняющимся тоном проговорил Гав.

   Дверь открылась, в комнату вошли профессор Травяница и профессор Чжоули. Не медля ни секунды, они объявили тему урока.

Изучение Травоведения средствами Магии языка (фразеологизмы)


   Растения появились на Земле задолго до человека. Можно смело утверждать, без растений Земля была бы такой же пустынной и безжизненной планетой, как Марс или Луна. Благодаря им, на нашей планете есть кислород, пища и разнообразные ландшафты. Растения – неотъемлемая часть жизни человека с древнейших времен.

   Первые люди жили охотой и собирательством. Женщины выходили из пещер и собирали ягоды, травы и другие плоды. Мужчины заготавливали дрова из деревьев и делали первое оружие. Со временем люди одомашнили некоторые виды растений, стали заниматься сельским хозяйством. Первые маги и целители методом проб и ошибок начали узнавать свойства трав, цветов и деревьев. Только записать все это, если бы и получилось, то уж больно ненадежно. А вот рассказать, передать от поклонения к поколению через сказки, предания и легенды, - отличный способ. Так и стали появляться в языке человека первые фразеологизмы, связанные с растениями.

   Фразеологизмы с именами растений можно назвать биоморфизмы. Основных источников происхождения биоморфизмов пять:

  • Наблюдения человека за свойствами и особенностями растений.
  • Библейские сюжеты.
  • Церковный уклад.
  • Особенности быта наших предков и исторические факты.
  • Античная мифология и история.

Рассмотрим же каждый источник более подробно.

   Нетрудно догадаться, что самым обширным и полным источником знаний о растениях и их свойствах служат наблюдения человека. Мы часто говорим: «Да, что вспоминать! Давно быльем поросло!», имея в виду, что кто-то или что-то уже забыто и давно не вспоминается, но мало кто знает, что «былье» - это трава, а фразеологизм построен на созвучии этого слова и глагола «быть» - произрастать.

Голова садовая   Немногим меньше в русском языке биоморфизмов, источниками которых являются библейские сюжеты и церковный уклад. Часто можно услышать: «Он так испугался! Весь задрожал, как осиновый лист». Этот фразеологизм берет свое начало из библейского сюжета: на осине повесили Иуду, предавшего Иисуса, оттого осине суждено вечно дрожать. Вот и человек, которого бьет мелкая дрожь от страха, «дрожит, как осиновый лист». Или другая фраза: «Ученик должен бояться Запретного леса, как черт – ладана». Этот фразеологизм связан с церковным укладом: ладаном кадят во время службы в церкви, он издает сильный запах, которого, по поверьям, боится нечистая сила. Кстати, ладан – это высушенный сок или смола деревьев рода Босвеллии, одно из древнейших известных людям благовоний.

   Еще одним очень обширным источником биоморфизмов является история и быт наших предков. Вспомните такие выражения: «Да, ей все трын-трава!» или «Они, видимо, решили, ободрать меня, как липку!». Фразеологизм «ободрать, как липку» обозначает «лишать всего, грабить», а происходит он из крестьянского быта. Крестьяне изготавливали лапти, корзины и другие предметы из лыка, которое брали с молодых липовых деревьев, обдирая их почти полностью.

   И, наконец, последний источник биоморфизмов – античная мифология и история. Например, выражение: «Среди всех учеников пальма первенства принадлежит ей» обозначает, что девушка имеет явное преимущество в чем-то, скорее всего в учебе. Сам же фразеологизм отсылает нас к истории Древней Греции, где победителя состязаний награждают пальмовой ветвью или пальмовым венком.

   Что касается оценочной составляющей биоморфизмов, то, как и у большинства фразеологизмов, выделяются положительная и отрицательная оценки. Причем положительных оценок примерно четверть от общего числа всех биоморфизмов. Однако надо ясно понимать, что вряд ли существуют достоверные сведения об общем количестве биоморфизмов, а потому эти сведения являются условными.

   Гораздо более интересно узнать, какие виды растений чаще всего упоминаются в биоморфизмах. Если разделить все растения на одомашненные и дикорастущие, а деревья выделить в отдельную группу, то можно получить совершенно удивительные результаты. Так, первое место по частоте упоминания, занимают, не домашние растения, как можно было бы предположить, а дикорастущие. Второе место занимают одомашненные виды растений, а на третьем месте – деревья и их части (листья, корни и пр.).

   Удивительно также и то, что фразеологизмов, связанных с растениями, гораздо меньше, чем фразеологизмов, связанных с животными. Почему? Вы подумаете об этом во время подготовки домашнего задания.
    А теперь перейдем к домашнему заданию.


   Домашнее задание:

   1. Какие из приведенных ниже фразеологизмов по истории происхождения напрямую относятся к предмету Травоведение, а какие нет? Обоснуйте свою точку зрения (1-3 балла).

  • голова садовая;
  • смотреть в корень;
  • как вкопанный;
  • расцвести махровым цветом;
  • пустить корни;
  • ни бельмеса.
  • горе луковое


   2. Лавровый венец, пожинать лавры, лавры спать не дают, почивать на лаврах, увенчивать лаврами. Все эти фразеологизмы связаны с лавром. Чем же он так покорил наших предков? (1-3 балла)
   3. Как вы думаете, почему фразеологизмов с именами дикорастущих растений больше, чем с именами одомашненных? (1-3 балла)
   4. А может быть вы и сами знаете хотя бы еще один подобный фразеологизм? (1 балл)


    И зацветает трын-трава
   и соловьем поет сова
   и даже тоненькую нить не в состоянье разрубить
   стальной клинок..
   (с) к/ф. "Обыкновенное чудо"


    В качестве доклада я готова принять ваши версии - обоснованные - на тему "Трын-трава. Версии и объяснения"

    Текст данного урока подготовлен ученицей Хаффлпафффа, Барбарой Клиффорд

Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и волшебства Аргемона, то можно заполнить вот эту анкету. Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции, посетить другие интересные предметы программы обучения из Расписания занятий, окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.