Профессор Травяница нырнула в прохладу кабинета и улыбнулась:
   - Однако, жарко, Вы не находите?) Приветствую вас на летнем уроке по Травоведению.
   Профессор убрала со стола толстые книги и таблицы, и положила какие-то папки с тесемочками, нож и листы бумаги.
   - Отвлечемся сегодня от мифов и легенд и магических свойств растений. И поговорим вот о чем. Конечно, здорово уметь варить зелье и применять его, здорово использовать свойства трав, магические и лекарственные. Но все это - уже следующий этап работы с травой. Мы с вами на уроках изучаем мифы и немного ботанических свойств растений, его лекарственные и магические качества. Но за время обучения мы сможем пройти 30, максимум 36 растений, если по-прежнему действовать по моей старой схеме и проходить одно растение за урок. Фактически... это можно сравнить с тем, что я даю вам рыбу, вместо того, чтобы дать удочку.

   36 растений... много это или мало? Когда-то в детстве мне повезло, и я познакомилась с одним профессором ботаники, работающим в Тебердинском заповеднике. И он провел у нас несколько замечательных уроков по ботаническим (конечно же, не магическим, все же мы были среди магглов) свойствам различных растений, произрастающих в заповеднике и в той местности. Уроки были увлекательные, познавательные, с ним было здорово бродить по полям и учиться различать различные травы по их признакам. Наверное, именно эти занятия, в свое время, дали толчок к моему увлечению Травоведением.

   Так вот... он рассказывал, что в нашей стране изучено около 22 000 растений (для примера, на период 80-90 годов прошлого века в мире было изучено до 500 тысяч видов) И из них 6000 видов растет на Кавказе (из них только в Ставропольском крае около 2800 видов), к примеру, под Москвой растет около 900 видов.

   Но удивило меня не это, а то, как плохо мы знаем свою природу... Теофраст описал около 500 видов растений, столько же сумеет описать индеец из какого-нибудь отсталого племени Южной Америки, студент же биологического института, по словам профессора, сумеет назвать максимум 100-200 видов, а обычный школьник несколько десятков (мое мнение - продвинутый в ботанике школьник столько назовет). И все... остальное - за гранью наших знаний.

   Возможно, что кто-то при этом скажет: "Подумаешь, ну и что? А зачем нам знать столько растений?"
   Ну... наверное, незачем. Вот только... боюсь, не зная трав в лицо, Вы не сумеете правильно ни применить свойства растения, ни приготовить из него что-нибудь.
   И поэтому тот, кому интересно - может остаться, и мы продолжим урок. Ну а кому нет... Уроки у нас необязательные. Можете быть свободны)
   Понятно, что профи из вас никто тут делать не собирается - нет ни времени, ни сил, ни, наверное, такой необходимости. А вот помочь и дать удочку... попробую.
   Для того чтобы изучать растения и научиться отличать их в лицо нам помогут две вещи. Умение составлять гербарии и умение пользоваться определителями растений.

    И сегодняшний урок будет посвящен "Составлению Гербария"

    Что же говорит нам о гербарии малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона?
   Гербарий, лат., травник, собрание высушенных растений, для изучения флоры какой либо страны. Г. для ботаника одно из важных вспомогательных средств для изучения растительного мира, так как хорошо высушенные растения могут сохраняться столетия. Древнейший Г. из сохранившихся доныне (Ratzenberg'a) относится к пол. XVI в. и до сих пор имеет научный интерес

    Известно, что изначально это слово относилось к книге о лекарственных растениях, и лишь потом Турнефор назвал этим словом коллекцию сухих растений, а Линней одобрил и заменил более ранний термин "hortus siccus" на "herbarium". С тех пор и называют такие коллекции – Гербарием.
   Зачем же создают гербарии? Какие задачи решаются при его создании?
   1. Гербарий сохраняет справочный материал, к которому Вы можете возвращаться спустя годы.
   2. Материал может быть использован для определения растений сравнительным методом.

   Гербарии могут содержать растения, собранные в одном регионе, стране, содержать только определенные виды растений и, соответственно, можно выделить гербарии общие, региональные. Специальные и локальные.

   Огромные институты, обладая большими возможностями, обычно собирают Общие гербарии. К примеру – в России самый большой гербарий находится в Петербурге, в Ботаническом институте им. В.Л. Комарова. В его коллекции более 5 млн. листов растений, встречающихся как на территории России, так и стран расположенных рядом. Для сравнения, в Лондоне гербарий Линнея и ботанического сада Кью, содержит 6,5 млн. образцов.

   А вот кафедры могут специализироваться на чем-то более конкретном и создавать более специализированные гербарии. Школьные гербарии, созданные для обучения, так же можно считать специализированными.

   Конечно, если Вы хороший художник, Вы сможете нарисовать растение на память. И все же... никакой, даже самый точный рисунок, не заменит растения, сохраненного на гербарном листе... Хотя и тут возможен нюанс. Далеко не каждое сорванное растение можно назвать гербарным экземпляром.
   И именно об этом мы и поговорим далее.

Техника работы с гербарием.


   Профессор Травяница собрала все, что лежало на столе, подняла класс и вывела через дверь в подсобке прямо в лес.
   - Итак. Мы с вами в лесу и наша задача набрать и засушить растения для своего личного гербария. С чего начнем? Что нам понадобится?
  1. И первое, что нам понадобится, это инструменты для срезания и выкапывания растений. Для срезки будет достаточно хорошего ножа. Для выкапывания придется подумать, что Вам подойдет. Кто-то предпочитает и это делать ножом, кто-то прихватывает с собой лопатку (профессор посмотрела на ученика, прихватившего в подсобке лопату, и одобрительно кивнула, прошептав в его сторону - но разрешение все же спрашивать надо!)
  2. Затем, нам понадобится Гербарная папка для переноса собранных растений. Подойдет небольшая папка, вот такая, к примеру, - и профессор продемонстрировала самую обычную маггловскую папку с надписью "Дело", которую купила в обычном магазине, - Главное, это – два листа картона размером А4 (или больше), с двумя продернутыми в разрезы тесемками для затягивания папки.
  3. Гербарный пресс – две металлические или деревянные рамки, затянутые сеткой. В нем Вы будете расправлять и подсушивать растение.
  4. Этикетки, на которых Вы будете писать название растения.
  5. Запас бумаги для засушивания растений, пористой (фильтровальной или газетной)

   - Все, что нам понадобится, я захватила. Все в этом мешке, можете брать. А теперь займемся сбором трав. Но прежде, чем собирать, придется вам еще кое-что выслушать.
  1. Сбор растений для гербария должен проводиться в сухую погоду.
  2. Выбирать надо, разумеется, наиболее здоровые и неповрежденные растения. Если речь идет о травянистых, то не забудьте, что брать растение надо со всеми наземными и подземными органами.
  3. Вот, к примеру, кипрей. Это растение очень высокое и в папку точно не поместится. Что будем делать? Запомните, если травянистое растение очень высокое и не помещается в папку целиком, его сгибают 2-3 раза. Если оно очень крупное... То для гербария отбирают верхнюю часть (цветы и листья), среднюю (листья) и нижнюю (с прикорневыми листьями).
  4. И не надо хихикать, дерево никто рубить для гербария не собирается, даже макушку. У деревьев срезают побег с листьями, цветками и плодами (по возможности, разумеется)
  5. Ну, куда Вы все растения пихаете в одну папку?? В одну «Рубашку» кладут растения только одного вида. Крупные – 1-2 экземпляра, мелкие – до 10 и более. А не все подряд!
  6. От почвы следует избавляться сразу же. Незачем нести ее домой и, тем более, в мой кабинет. Если корневища или стебли очень толстые – разрежьте их вдоль.
  7. Растения кладут в папку, лежащую горизонтально.
  8. Сорванное растение в папке расправляется. Постарайтесь придать ему сразу ту форму, в которой Вы будете его засушивать. Старайтесь избегать повреждений растения – иначе потом будет сложнее его определять. Если листьев очень много и они мешают друг другу – часть удалите, но обязательно сохраните черешки. Часть листьев укладывайте нижней стороной вверх – для того, чтобы увидеть обратную сторону листа. Так же действуют и с цветками.
  9. На этикетке необходимо указать название растения (дать условное имя или номер, если не знаете название), место сбора (район, область, название населенного пункта рядом) и место обитания (луг, лес и т.п.), дату сбора, если гербарий не лично для себя собирается – укажите, кто именно собирал и определял растение. Ну и не забудьте указать, как часто этот вид встречается. И пишите аккуратно, а не как курица лапой. Сами же потом не прочтете, что написали и вся работа зря.

   Есть еще одно, что Вы должны знать... Желательно, перед сбором растений, ознакомиться с Красной книгой данного района. Чтобы не выкапывать их без особой необходимости.

   Все собрали растения? Молодцы. А теперь возвращаемся в кабинет и продолжим работу там.
   При сборе, Вы уложили растение на лист (рубашку). Теперь Вы должны достать его из папки вместе с этим листом, переложить дополнительными листами и перенести в пресс. Не забудьте расправить растение, чтобы отдельные части не налегали друг на друга. Если же невозможно – попробуйте между такими частями тоже проложить бумагу.
   Растение должно быть четко размещено на листе, и не выступать за его края. Туда же поместите этикетку.

   Маленький секрет: если у вас луковичное растение, для ускорение высушивания – разрежьте луковицу вдоль и обварите ее кипятком. Внимание – только луковицу!!! А не все растение целиком. Если кому-то нужно - чайник в камине. Не обожгитесь только.
   С очень сочными растениями (к примеру, орхидеи) поступают аналогично. Обваривают их кипятком.

   Сложите листы с растениями в стопку и поместите в пресс.
   В него можно закладывать до 50 таких листов. Плотно затяните пресс и выставьте на солнышко. На ночь необходимо занести пресс в помещение (иначе он за ночь «наглотается» влаги). Дополнительные прокладные листы необходимо заменять сухими ежедневно. А если вы сушите водное растение – то два раза в день.
   Если растение высушено правильно, то оно становится хрупким, застывает в высушенном положении (ничего не провисает). А если поднести его к губам – от него не будет ощущение холода.

   Все закончили? Продолжим.
   Итак. Предположим, Вы высушили растение. Что будем делать дальше?
   Тут необходимо вспомнить, а собственно, зачем мы его собирали? Растение в Гербарии должно давать истинное представление о его строении.

   Для начала, готовим гербарные листы. Для этого проще всего взять тонкий белый картон или просто плотную белую бумагу формата А3. На таком листе можно разместить одно растение (если оно крупное) или несколько одного вида. Надеюсь, Вы заготовили несколько вариантов растения и сейчас можете выбрать для гербария наиболее удачно высушенное.

    При размещении на листе – подземные части растения всегда должны быть внизу. Если растение очень большое – обычно его надламывают и закрепляют в таком виде на листе.
   Закрепление проводят нитками белого или зеленого цвета. Начните пришивать с подземных органов, затем стебель, черешки листьев, ось соцветия, цветоножки. Только постарайтесь обойтись без широких стежков, а узелки завяжите на растении с лицевой стороны.
   Пришили? А теперь переверните лист. Если от бумаги начинают отставать какие-то части растения – такие части наклеивают с помощью небольших (1-2мм) полосок кальки.
   Если у вас есть плоды растения – их можно поместить в специальный контейнер и наклеить его на тот же лист. Цветок или соцветие можно прикрыть конвертом из кальки.
   Ну, и не забудьте про этикетку. По правилам, ее приклеивают в правом нижнем углу. Размер 10 на 8 см. Пишите четким разборчивым подчерком (информацию с черновой этикетки, которую Вы писали во время сбора).

   Если нужно что-то подклеить – используйте клей ПВА или крахмальный клейстер. И не пользуйтесь скотчем или пластырем... Они портят растения со временем.

   Гербарий довольно хрупкая вещь. Боится сырости, затхлости. И хранить его желательно в сухом светлом помещении. Шкафы, где Вы будете хранить папки с растениями, должны плотно закрываться.

   Ну вот, пожалуй, и все. Есть много нюансов и дополнений к этому уроку, но, если Вы всерьез заинтересуетесь этим, я думаю, Вам не составит труда найти эту информацию и изучить ее.



Вопросы к уроку.

1.   Итак. вопрос первый. Нужен ли гербарий для МАГА-травника? Ваше мнение-размышление (1-4 балла)
2.  Назовите самый древний гербарий, сохранившийся до наших дней. (1 балл).
3.   Покопайтесь у себя в памяти... Выйдете на лужайку или просто в парк. А сколько растений знаете Вы в нем? Мне неинтересно будет читать перечисление названий, которые можно набрать сколько угодно и где угодно. Количество НЕ будет влиять на баллы. Мне хочется, чтобы Вы оценили свои знания. Какие растения Вы можете определить по виду сразу же, не задумываясь? Какие это растения? Можете ли Вы назвать какие-то характерные его черты? (1-5 балл).




В качестве дополнительного задания на лето.
Попробуйте составить себе гербарий. Отсканированные или сфотографированные гербарные листы можно будет сдать в качестве дополнительного материала. Не забудьте указать ник и колледж.


 

 

Аргемона   Консультации   olyush@voldemort.ru

ответы присылайте с совой

  Журнал


Rambler's Top100 Rambler's Top100