|
Считается, что Купальная ночь - это самая короткая ночь в году. А раз короткая - зачем ее тратить на сон? Лучше провести ее на ногах! Ночь на Ивана Купалу - самый разгульный из всех праздников в году. А кроме того, он принадлежит к числу самых важных и почитаемых. С этой датой связано множество легенд и поверий: о цветке папоротника, о зарытых кладах, о шабаше ведьм на Лысой горе и многие другие. Когда-то давно в празднике принимало участие все население. По традиции было необходимо, чтобы каждый принимал активное участие во всех обрядах и действиях, как правило, связанных с водой, огнем и растительным миром. Совсем недавно я узнала об одном любопытном факте. В Петербурге, на Крестовском острове, в этот день собирались зажиточные немцы отмечать эту волшебную ночь. Находили холм - кстати, сейчас можете не искать, этого холма нет, сама проверяла - и скатывались с него кубарем. Без этого ритуала праздник считался неправильным!
Откуда же берет свое начало этот праздник?
Одна из легенд гласит: Огненный бог, бог Луны и Огня, бог огненных жертвоприношений и домашнего очага Семаргл встретил на берегу Ра-реки богиню ночи - Купальницу. Через 9 месяцев, на Купалу, у Семаргла и Купальницы родились дети - Купала и Кострома. Судьба разлучила брата и сестру - младенца-Купалу унесли гуси-лебеди за тридевять земель. Но им вновь было суждено встретиться. Через много лет Кострома, гуляя по берегу реки, сплела венок. Она хвалилась, что ветер не сможет сорвать с ее головы этот венок (что означало, что она не выйдет замуж), за эту похвальбу боги ее наказали. Ветер сорвал ее венок и унес на воду, там его подобрал Купала, проплывавший мимо в лодке. Кострома не узнала брата, обычай же повелел им жениться. Была сыграна свадьба, а после свадьбы жених и невеста узнали, что они - брат и сестра. Тогда они решили покончить с собой и утопились в реке. Кострома стала русалкой или, по-малоросски, Мавкой. Боги, сжалившись, превратили Купалу и Кострому в цветок Купала-да-Мавка (Иван-да-Марья).
Христианская религия не могла смириться с мыслью, что язычники после принятия христианства продолжают отмечать свои древние праздники. И поэтому многие языческие праздники священнослужители связали с религиозными. Так произошло и с этим праздником. Ко дню летнего солнцеворота приурочили праздник Рождество Иоанна Предтечи. Если кто забыл (или не знал), то Иоанн Креститель, или Предтеча - ближайший предшественник и предвестник Иисуса Христа, приготовлявший народ к Его принятию. В знак протеста против существующих порядков Иоанн в зрелом возрасте удалился в пустыню, где стал пророком. Внешним знаком покаяния и духовного обновления он избрал крещение, то есть омовение в воде через погружение. Иисус Христос принял крещение от Иоанна. По церковному преданию, Иоанн Креститель родился на шесть месяцев раньше, чем Иисус Христос. Рождество Христа - зимний солнцеворот, а рождество Иоанна Крестителя - летний солнцеворот. Под знаком Иисуса Христа солнце начинает "возрастать", а под знаком Иоанна Крестителя "умаляться"; как говорил сам Иоанн Креститель: "Ему должно расти, а мне умаляться". (Из-за смены календарей мы отмечаем этот праздник позднее - 7 июля, а не в день летнего солнцестояния. И поэтому даже как-то странно слышать о самой короткой ночи в году). Имя Купалы было древним олицетворением летнего плодородия природы: "На Ивана выходи на косовицу", "Первый покос - большой покос". "Пройти до солнышка два покоса - ходить не будешь босо", "До солнышка пройти три покоса - ходить будешь в сапогах, а не босо". В Древней Руси день Ивана Купалы был великим праздником, в честь его производились два традиционных обряда: купанье в воде и росе и прыганье через зажженный костер. Это были древние очистительные обряды. Возможно, именно поэтому эти праздники смогли слить воедино - в обоих случаях - совершение таинства очищения.
Накануне праздника Рождества великого Иоанна Предтечи и в ночь под самый праздник, а также весь день до следующей ночи отмечали на Руси Ивановскую ночь весело, с размахом. Ивана-Купала - старинный праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Народ опоясывался перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав, составляли и водили хороводы, пели песни. Старики добывали из деревьев живой огонь, зажигали костры, в середину костра ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом - символом солнца. Парни и девушки всю ночь веселились у костров, прыгали через них по одному и парами, взявшись за руки, перепрыгивали и через крапивные кусты. Над кострами матери сжигали сорочки, взятые с больных детей, считая, что от этого прекратятся болезни, старики сидели в кружках, беседовали и попивали пиво и брагу, а молодые танцевали, пели, купались. Один из довольно распространенных обрядов - обливание водой всякого встречного и поперечного, причем даже не чистой водой, а с грязью. Начиналась общая свалка, полная веселья, криков и смеха, а потом бежали опять купаться. Купались ночью в росе, а днем в реках. Плясали вокруг украшенного дерева, которое величали "Мареной" или "Марой", погружали его в воду, а сами пели песни, что "Марена" утонула. Зарывали травы, так как в ночь под Ивана Купалу они приобретают целебные свойства, говорили: "Иван Купала - хорошие травы", "Иванов день пришел - траву собирать пошел". С днем Ивана Купалы народ связывал представления о чудесах. По поверьям крестьян, в эту самую короткую ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, оборотни, колдуны, русалки, змеи... Говорили: "В ночь на Ивана Купала происходят различные чудеса и страшные вещи", "Иванов день - день ведьм, оборотней, колдунов, остерегайся проказ нежити (домовых, водяных, леших, русалок)". Якобы ведьмы собираются на Лысой горе в Киеве: слетаются на свой ежегодный шабаш. Ведьмы отбирают у коров молоко, портят хлеба, водяные стремятся утащить человека под воду, леший пугает вошедших в лес, заводит их в чащобу. Слепая змея медянка получает в этот день зрение на целые сутки и потому в это время делается очень опасною: бросаясь на человека, как стрела, может пробить его насквозь. В эту ночь молодежь караулила у костров ведьму, которая якобы появлялась в облике кошки или собаки. Все собирали цветы и травы, девушки завивали венки из трав и пускали их на воду (гадали на венках); искали цветущий папоротник, который по преданию раскрывался только на несколько мгновений в полночь на Иванов день и давал возможность нашедшему его повелевать миром, угадывать будущее. Чтобы узнать, кто предназначен в женихи, девушки накануне дня Ивана Купалы гадали по травам и с помощью приворотных венков, к которым прикреплялась свечка. С последними лучами солнца венки опускали в воду, а девушки шли за ними по течению и обратно в полном молчании. Венки указывали направление, откуда появится тот Единственный.
А для нас этот праздник интересен еще и тем, что именно в это время начинается активное собирание трав. В июле природная кладовая отличается особой щедростью и разнообразием. Начиная с 6 июля, приступают к сбору листьев и корней одуванчика, собирают такое, на первый взгляд, никчемное растение, как лопух (называемый в народе репеем). На протяжении всего лета можно заготавливать полевой хвощ, но сейчас для этого наступило самое благоприятное время: в начале июля хвощ, что называется, дошел до кондиции по своим размерам и сочности. В первую декаду июля пора заняться и сбором душицы. Считается, что кроме лечебных свойств душица обладает способностью защищать от чар и колдовства. Самое время отыскать и разрыв-траву, против которой, как говорили в старину, не устоит ни один замок. Кстати, все травы, собранные на Ивана Купалу (7 июля), оказывают двойное действие: они не только лечат, но и обладают волшебной силой, спасая от чертей, злых духов и от тоски. Учтите этот немаловажный факт, выбирая наиболее подходящий день для заготовки лекарственных растений.
К сожалению, со временем, все легенды были забыты, а сам праздник очищения превратился в акт, оправданного маггловским обществом, мелкого хулиганства: Начинается всё накануне Дня Ивана Купалы в так называемую "Ночь Творилы", когда все "злодеяния" ограничиваются лишь фантазией их исполнителей. Расписыванием подъездов и дверей теперь уже никого не удивишь. Разбивание стёкол тоже не редкость. Нечистая сила вышла из лесов и поселилась в наших домах, прикидываясь "хорошими" магглами, и Иван Купала больше не таинство очищения, но лишний повод сделать зло ближнему! Водой "окроплять" сейчас принято из ведра да побольше, да похолоднее, да с ног до головы. А ещё лучше исподтишка, когда меньше всего ожидают. Окрылённые лозунгом "Иван Купала - обливай кого попало!", в этот день вы имеете право (читай "обязаны") совершить какое-нибудь мелкое злодеяние, направленное на кого угодно. И самое обидное, что вся эта нечисть в этот день объявляет "Охоту на "честных" ведьм"... то есть магов... Надеюсь, что за время пребывания в Аргемоне вы все исправно научились скрывать от магглов свое истинное обличие, и благополучно избежите такой охоты во время собирания полезных трав...
Задание к уроку
1. Кратко рассказать, как и для чего применяются травы, упомянутые в лекции, (в магическом и в лечебном смысле, и не берите сразу все травы, возьмите для рассказа одну.) (1-2 балла) 2. Может вы знаете еще какие-то любопытные приметы, обряды, связанные с этим праздником ? (1-3 балла)
На выбор 3. Написать мини-рассказ на тему "как я провел (или проводил ранее) праздник "Ночь на Ивана Купалу" (1-5 баллов)
3. Аргемона особый мир. И как раз в нем найти цветущий папоротник - проще. Как вы думаете, где легче всего найти его именно в нашем мире? Ориентируйтесь по карте Аргемоны. Проводится ли у вас в Доме этот праздник? есл да - как? И есть ли похожие праздники? (1-5 балла)
3. Праздник Ивана Купала был приурочен ко дню солнечного солнцестояния. Церковь подвела под него День Иоанна Крестителя. А какие еще подобные праздники Вы знаете? Опишите, с каким природным явлением эти праздники связаны, и есть ли связь с какими нибудь религиозными учениями? (1-5 баллов)
|