Автор: VanDerWing




Всегда было интересно, почему Леший, такой неисчерпаемый на выдумки товарищ, любит именно еловые леса? Странен один единственный факт. Ель не несёт в себе особенных магических свойств и качеств, но при этом её энергия может быть доступна тем, кто нуждается в этом в зимние месяцы. Единственное дерево, не засыпающее на зиму. Сам же леший на зиму засыпает, возможно, что именно это дерево помогает продержаться всю зиму, подпитывая его своей энергией. В этом случае подобный выбор места обитания вполне оправдан. Даже, несмотря на то, что ель несколько скуповата и не даст вам больше, чем нужно, только лишь самое необходимое для того, чтобы выжить, зато в любое время. Ель обладает ещё и такой особенностью: она не моментально даст почувствовать свою энергию, может пройти несколько дней, прежде чем, на душе образуется прохладная ясность и рассудок обретёт спокойствие. Ель помогает настроиться на философский лад, начать жизнь сначала, взять под контроль эмоции. А окуривание елью помогает убрать вредные влияния. Похожа ли она на самого лешего? Думаю, что да. Ещё одна немаловажная деталь. Ель почиталась славянами как мировое древо, напоминающее гору. Вполне понятно становится, почему леший облюбовал его для себя, как хозяин славянского леса. В карельской традиции возможен и иной вариант: «Стоит он, примерно, подле высокой ели, и кажется тебе, что подле ели стоит другая ель, а между тем на самом-то деле - это и есть леший». Иногда леший принимал облик дерева, у которого мох, либо короткие сучья растут на южной стороне, тогда как им полагается быть на северной.



Следя за всем лесом, леший особенно трепетно относится именно к старым деревьям, зачастую выбирая их в качестве дома. Насчёт дома у лешего не всё так просто, он может ютиться в самой обыкновенной избушке, или же выстроить целый дворец, но иногда предпочитал обходиться и вековым деревом. Если на дереве поселился леший, это значит, что оно уже достаточно окрепло и набрало энергии, поэтому его древесину можно использовать для создания волшебной палочки.
В этом плане, плане дома, Баба-Яга использует для постройки своей избушки именно еловые брёвна. То ли в противовес лешему, то ли назло ему. Но с другой стороны, ель и оберегает от этих персонажей простого путника. А вот простому смертному лучше не пользоваться елью в строительстве своего дома, леший может разозлиться. Или в такой дом попадёт молния. Будучи в лесу, чтобы не попасть под немилость лешего и прочих духов, подвластных ему, следует ночевать именно под елью, так как только она в состоянии сберечь от них. Леший же вполне способен использовать ель при лечении болезней, подвластных ему, а иногда и представать перед путником в образе ели. За сломанную ёлочку мог завести в болото, и даже если такового и не было в лесу, а человек накручивал круги возле своего дома.



Разумеется, не только ель так почиталась лешим. Ещё одно дерево – дуб. Да и самого лешего сравнивали с дубовым пнём. Чаще он просто в него оборачивался. Какое отношение дуб имеет к хозяину леса, сейчас попробую разобраться. Дуб символ огромной жизненной силы и долголетия. Собственно, сколько на самом деле живёт леший определить очень сложно, обычно такие понятия выражаются словом «вечность». В любом случае, я думаю, что леший живёт ровно столько, сколько живёт лес, вверенный ему. Возможно, что не только друиды использовали дуб в своих заклинаниях, направленных на защиту, вполне вероятно, что для тех же целей использовал его и леший. Вполне вероятно, что он даже стоял у истоков использования дуба в этой роли, обучив позже и друидов использовать жизненную силу дуба. Насчёт качеств дуба, обращённых к воинам, то и тут, я думаю, можно провести параллель. Ибо и леший и все духи, подчиняющиеся ему, в каком-то смысле могут являться воинами леса, а посему нуждаются в неком покровительстве и помощи со стороны дуба. Отвечая за лес, становясь на его защиту, леший автоматически уподобляется самому дубу, вбирая его жизненную силу и способность к долголетию.



Ещё одно дерево, связанное с лешим, но в каком-то смысле противопоставленное ему, это липа. Липа используется как оберег от лешего. Очищенная от коры липовая щепка или палка отлично защищает от лешего и не даст ему увести человека с таким оберегом в чащу. Попробуем разобраться, почему именно липа. Липа посвящена богине любви – Ладе. Однако, особого противостояния между лешим и Ладой не наблюдается. Единственное противостояние, которое может возникнуть между ними, так это противостояние в плане внешности. Красавица Лада и корявый старик, больше похожий на корягу чем на человека. Собственно, относительно самой Лады никаких претензий у лешего не было, зато были к её мужу – Перуну, который периодически любил запустить молнией в один из вековых дубов, подвластных лешему, а иногда и лесному владыке самому доставалось, если он прятался в этом дубе. Единственное, что ещё можно заметить, Лада впоследствии ассоциировалась с Богоматерью, а леший вроде как считался нечистой силой, то есть стоящий по другую сторону от добра и света. Противостояние их могло иметь и такой характер.



Ещё одно дерево, считавшееся оберегом против лешего – рябина. Обращаясь к поверьям, находим - леший настолько страшится рябиновой ветки, что не в силах перешагнуть через неё. И в этом есть своя доля правды. Всё-таки, нечисть и есть нечисть, не выносит она главного свойства рябины - изгонять всё плохое и тёмное, защищать от чужих чар. Рябина призвана оберегать именно человека и тут уж ничего не поделаешь.



И, наконец, ещё одно дерево, так или иначе имеющее отношение к лешему. Считается, что дерево лешего – осина. Именно на осиновый пень садится пастух, желающий вызвать к себе лешего. И даже «дорога», по которой завлекает леший едущего на телеге человека, оказывается устланной поперек «осиньями». Как раз таки здесь опять проявляется «нечистая» сущность лешего. Осина всегда славилась тем, что бесцеремонно отбирала энергию, причём ей вовсе не важно, какая это будет энергия, плохая или хорошая. Возьмёт любую и не побрезгует. Опять же здесь имеет место мотив противостояния с Богородицей. Считалось, что осина дрожанием ветвей выдала Богородицу, прятавшуюся под ней вместе с младенцем во время бегства в Египет. Очень интересен и этот факт: Бросив осиновую ветку перед путником, колдун сбивал его с дороги. Не правда ли очень перекликается с «работой» лешего? Любовь лешего к оборотничеству тоже имеет своё отношение к осине. Чтобы обернуться, колдуны издавна использовали осиновый пень, через который просто надо было перекувыркнуться. Желая завести дружбу с лешим, человек призывал его, стоя в лесу именно на поваленных осинках. А ещё осину заламывают, чтобы уберечься от русалок.
Подводя итоги, хочу заметить, что к лешему имеют отношение такие деревья как: ель, дуб, липа, осина, рябина. В разной степени, в разном качестве, однако принимающие непосредственное участие в его жизни.