Автор: Морена

Здравствуйте, профессор Травяница. Хорошего вам настроения.

Я вам хочу про Битву Деревьев рассказать. Рассказывали уже? Да, наверняка рассказывали, все-таки древняя валлийская поэма, приписываемая перу самого Талиесина, и посвященная деревьям, и их практическому использованию в боевых действиях с помощью магии. Дальше обычно приводят текст поэмы. Я тоже хотя бы немного приведу, чтоб не выделяться. Правда могу выделиться и привести поэму в четырех разных переводах, плюс оригинал... Что? Куска вполне хватит? И я тоже так думаю:

Ольшаник - лучший в строю - начал атаку;
Рябина и ива держались в хвосте;
Терновник был жаден до боя;
Могучий кизил - дерущийся князь;
Розовый куст в битве с толпою яростен был;
Малина хранила жизнь;
И плющ прекрасен, и дрок ужасен;
Над ворогом вишня смеялась; и шла позади
Береза с высокой мудростью -
Не по трусости, но потому, что была велика;

... чужеземцы над чужою водой ...

Ель - впереди, правитель в сраженьи;
Ясень трудился, монархам служа;
И вяз в своей ярости сдвинуться с места не мог:
И прямо ударил бы, сбоку, и сзади;
Бирючина рада - бык битвы, князь мира;
Падуб размахивал зеленью, и он был в сраженьи;
Прекрасный боярышник сеял раненья;
Лоза рвалась в бой, нападая;
Папор крушил; ракитник толпу
Плугом косил; дрок невезуч,
Но ярость в руке его; прекрасен дерущийся вереск;
Мощен и яростен дуб, дрожали пред ним небеса и земля;
.....лютый враг воинов, имя его - на дощечках;
.......................... ужасал в поединке ............

Страшен разлившийся строй благородных деревьев;
Черный поток их горы обходит, в силе деревья;
Верхушки березы растут для нас - непреложная Сила;
Верхушки дуба спешат для нас от Гвархана Маэлдэру,
Смеющегося со склона холма, господина ...................

После этого обычно рассказчик (предположительно Талиесин) считает, что вы имеете полное представление о битве деревьев и начинает рассказывать про себя: какой он мудрый-искусный-замечательный. Короче, уходит от темы. О конце битвы - ни слова. А вот я, когда первый раз прочитала, ничего не поняла. Ну, деревья. Ну, в битву идут, долго так идут, подробно... А кто с кем воевал-то? Из-за чего? И кто победил?.... Правильно, победили деревья. Ну, если вы все это знаете, то я пожалуй пойду... или все-таки рассказать?
Расскажу. Начну с начала, поэтому издалека.
В валлийском варианте кельтского пантеона шло противостояние двух м-м-м-м "группировок" богов: дети Дон (боги Света, неба и мира живых) против детей Ллира (или Нудда, боги Тьмы, моря и потустороннего мира - Аннувна). Картина, в общем, знакомая. Но я подчеркиваю, что о делении на хороший-плохой речь не идет. Весь Мабиногион посвящен при- и злоключениям богов тьмы. Они все там были хорошими, каждый в меру своей испорченности. А враждовали они вот из-за чего: по представлению кельтов, любая вещь или явление сначала рождалась в мире мертвых и лишь затем попадала в наш. При этом попадала крайне незаконным путем - боги света воровали это самое. Как-то они уволокли свинью (не просто хавронью, чтоб поужинать, а вообще свинью для мира живых), и это дало новый виток к войне между богами света и тьмы (но причина, согласитесь, замечательная))).
В том эпизоде, о котором я рассказываю, они экспроприировали собаку, оленя и чибиса (излагаю согласно повествованию валлийской поэмы "Ограбление Аннувна". В похищении учавствовал Гвидион (бог-волшебник и мудрец) с братом Амаэтоном (бог земледелия). Дети Ллира, возглавляемые королем Аравном и Браном ("бран" - "ворон", бог - воин, волшебник и вообще защитник Британии), бросились за ними в погоню. Догнали само сбой и был бой, известный как "Битва Деревьев" или "битва при Ахрене". Понятное дело, что Аравн прихватил с собою войско, где помимо обычных воинов было некое стоглавое чудовище, огромная черная жаба с сотней челюстей и радужная крестовая змея, чье тело состояло из душ грешников, именно об этом повествуют нижеследующие строки:

Я бил страшного зверя в чешуях, о ста головах,
С лютым жалом во рту, с убийством в груди;
Я бил черную жабу - сто когтей на ней;
И волшебную, с гребнем, змею - сто душ страдают под шкурой ее

Гвидион, мудрец наш и маг, посмотрел на это все и решил, что так дело не пойдет. Своего войска, у него понятное дело не было (а кто ходит "на дело" с войском?), поэтому защитников неправого дела пришлось колдовать на месте и из того, что было под руками. А под руками был лес. Вот тут-то и идет перечисление всех зеленых насаждений, поднятых магом на битву. Теперь, после того как все действующие лица этой битвы названы, попытайтесь ее себе представить... В одном углу ринга - всякоразные чудовища, с другой - оживший лес. Красота).
Но победа досталась светлым не из-за отважности и стойкости деревьев (хотя они лишними не были), а благодаря мудрости Гвидиона. В войске тьмы был воин, которого никто не мог победить, не зная его имени (интересная деталь, характерная). По некоторым признакам Гвидион вычислил, что это Бран, о чем не преминул всем сообщить, причем в стихотворной форме:

Копыта этого коня узнаю по следам;
Сверкают на твоем щите три веточки ольхи;
По этим избранным ветвям ты и зовешься Бран!

Копыта этого коня в день битвы так тверды:
Три верхних веточки ольхи сжимаешь ты в руке.
Над той избранной ветвью, Бран, твоею ветвью, Бран,
Амаэтон наш Добрый сам победу одержал!

После этого чары детей Ллира потеряли свою силу, доблестные сыны Дон разбили их войско и покинули негостеприимный Тот Свет с добычей. Вот, вратце, история Биттвы деревьев.
Теперь, вы может спросите, а зачем нам, обитателям Хогвартса, знать древнюю валлийскую поэму? Затем, что в ней излагаются взгляды и отношение кельтов к разным породам деревьев, их качествам, достоинствам и силе. А еще.... Мерлин, это ж такой наглядный материал, прям руководстово к действию... прям переписывай основные куски и иди в Оранжерею - репетировать... а еще лучше, давайте поставим театральное представление по Кад Годдо? За стоглавым чудовищем и гигантской жабой дело не станет, мы еще и не такое сварганим, нам только дай, а вот с деревьями повозится придется, но если вы нам поможете... Вы ведь нам поможете?.....

С почтением, МоренЫ