Автор: Серая Метелка

Мое почтение, уважаемый профессор Травяница!

Серая Метелка вбежала в теплицы, в руках у нее была плетеная корзина.

Я Вам тут доклад принесла. Вкусный! И для нашей средней полосы довольно экзотичный (за исключением лишь пары растений, находящихся в корзинке). Дело в том, что эту корзину прислали мне из дома – из страны, текущей молоком и медом… Еще ее называют страной пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, страной масличных деревьев и меда. Так Израиль (а речь о нем) называли давным-давно, в библейские времена. И я фактически процитировала книгу «Дварим» (Второзаконие) из Торы (основы Ветхого Завета Библии). Израиль испокон веков славится своим плодородием, недаром эта земля - часть знаменитого «Благодатного Полумесяца» - плодородной полосы на Востоке. И семь священных растений Израиля («шива миним»), мной упомянутых, - это символ плодородия этой страны, символ Божественного дара. Это священные растения, посвященные Богу. А что значит, священные? Значит, дающие человеку что-то помимо вкуса, цвета и запаха. Что-то большее, приближающее к Творению, к святости, к Богу. Настоящие волшебные растения.

По религиозному закону от первого урожая этих семи растений евреи должны были отделить часть и принести в Иерусалимский Храм как жертву на праздник жатвы и праздник первых плодов - Шавуот. Заповедь об этом опять же дана евреям в Торе (Дварим 26:1-11):

«И будет, когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, и овладеешь ею и поселишься в ней, то возьми из всех первых плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и положи их в корзину и пойди на то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало Его Имя там. И приди к священнику, который будет в те дни, и скажи ему: "Заявляю я ныне Господу, Богу твоему, что вошел я в ту землю, о которой клялся Господь отцам нашим дать нам". И возьмет священник корзину из руки твоей, и поставит ее перед жертвенником Господа, Бога твоего <…> И вывел нас Господь из Египта рукой сильной и мышцей простертой, и ужасом великим, и знамениями, и чудесами. И привел нас на место это, и дал нам землю эту, землю, текущую молоком и медом. И теперь вот принес я первые плоды земли, которую дал Ты мне, Господь". И поставь это перед Господом, Богом твоим, и преклонись перед Господом, Богом твоим. И радуйся всему добру, которое дал Господь, Бог твой, тебе и дому твоему - ты, и левит, пришелец, который в среде твоей».

Принося в жертву Богу «шива миним», евреи тем самым выражали свою благодарность Богу за жизнь и пищу, благодарили Творца за добро, сделанное им. Пока стоял в Иерусалиме храм, эта традиция свято соблюдалась. Целыми селениями шли в Иерусалим паломники, неся с собой корзины с семью растениями. Богатые несли дары в серебряных и золотых корзинах, бедные – в корзинах, плетеных из ивы. Каждый из семи видов приносился в отдельной корзине. Дары передавались коэнам – священникам Храма.

А сейчас я немного познакомлю Вас с этими загадочными семью растениями.

Метелка достала из принесенной ей корзинки… обычный колос.

Да, это просто ПШЕНИЦА. «Хлеб всему голова», - эта пословица, полагаю, будет верна очень для многих народов. Недаром и в списке семи растений пшеница, из которой выпекают хлеб, названа первой. Опять же, пшеница - основа мацы, употребление в пищу которой - одна из заповедей, данных евреям Богом.

Следующим номером идет еще один злак, ЯЧМЕНЬ. Из ячменя тоже можно выпекать хлеб, который, впрочем, не так вкусен, как пшеничный (потому ячменный хлеб в древности считался пищей бедняков), но зато его проще выращивать. Ячмень нуждается в меньшем количестве воды, чем пшеница, и потому его можно вырастить даже на засушливых полях.

Хлеб – основа трапезы. В еврейской традиции трапеза открывается преломлением хлеба и прочтением благословения на хлеб. Есть очень длинное благословение – «биркат а-мазон» - благословение на всю трапезу. Так вот, если нет хлеба, то, считается, что и трапезы как таковой нет, и благословение это читать не нужно.

Метелка улыбнулась и достала из корзины два хлебца – один ячменный, другой пшеничный. На пробу. А вслед за хлебцами из корзинки были вынуты бутыль с виноградным соком и удивительная сочная виноградная лоза.

ВИНОГРАД. В Торе говорится, что первый виноградник разбил Ной, и с тех пор люди начали культивировать это растение. Трапезу нельзя представить без хлеба, но нельзя ее представить и без вина или виноградного сока. В самую торжественную трапезу недели – шабатнюю (суббота – день, который евреи не работают, а посвящают лишь служению Богу) – виноградный сок или вино обязательно сопровождаются отдельным благословением.

Следующим растением названа смоковница. Смоковница – это такое дерево с густой кроной, а плоды смоковницы – небезызвестный нам ИНЖИР. Инжир – сочный и вкусный фрукт, он содержит в себе очень много сахара, и потому является не только питательным, но и полезным. (Это сейчас мы положили ложку сахара в чай, и живем себе спокойно. А в древние времена сахарного песка не было, недостаток сахара в организме восполнялся фруктами).

Когда Моисей вел свой народ из Египта через пустыню, посланные им разведчики, первыми увидевшие благословенную страну Израиль, принесли, в частности, инжир, как символ плодородия этой земли.

А еще они принесли с собой ГРАНАТ. Еще одно великолепное доказательство изобилия страны молока и меда. В дни покаяния евреи просят Всевышнего в молитве: «пусть мои добрые поступки будут многочисленны, как семена граната». Еврейская традиция утверждает, что число гранатовых зерен равно 613, что соответствует количеству Заповедей, данных еврейскому народу Богом. Не знаю, лично я никогда не бралась пересчитывать гранатовые зерна, да и не считаю нужным – ведь это символ. Кстати, не только символ плодородия земли, добродетельного Израиля и заповедей. Гранат также – символ любви и чувственности, огня и страсти. Это плод, упоминающийся в «Песне Песней». Щеки невесты из «Песни Песней» сравниваются с дольками граната… Наконец, это символ божественной красоты, и, видимо, именно поэтому изображения граната украшали Иерусалимский Храм и одежды первосвященника, а еще в форме граната была сделана корона Соломона.

МАСЛИЧНОЕ ДЕРЕВО. Масличные деревья или оливы – очень распространенные растения в Эрец Исраэль. Оливковое масло здесь – высочайшего качества и очень тонкого вкуса. С древнейших времен маслины употребляли здесь в пищу. Оливковые деревья можно увидеть в Израиле так же часто, как в России – березки. Недаром же ветки оливы украсили герб государства Израиль. Дополнительный смысловой оттенок, который несут ветви оливы на гербе, связан с тем, что олива – символ мира. Оливковое масло считалось чистым и священным, поэтому в Иерусалимском Храме в светильниках горело именно оливковое масло, и им же совершали помазание иерусалимских священников.

Последним в списке упоминается мед. Позвольте, какое же это растение? На самом деле в Торе речь идет не о том меде, который собирают и «делают» пчелы, а о плодах ФИНИКОВОЙ ПАЛЬМЫ – именно их и называли «медом». Финики, как и инжир, потребляются в пищу и свежими и сушеными, как и инжир, они содержат в себе много сахара (о пользе этого я уже упоминала). Кстати… *Метелка бросила взгляд на опустевшую корзинку* из листьев финиковой пальмы изготавливают плетеные корзины, а из волокон ствола – веревки и канаты. Символическое значение финиковой пальмы еврейские мудрецы видели следующее: все части финиковой пальмы имеют применение (ветви – покрытие для шалашей, волокна – материал для витья веревок, древесина – строительный материал, плоды – пища), так же и народ Израиля. Никто не лишний, каждый исполняет свою задачу.

Целебные свойства семи священных растений Израиля:

Растения Свойства
Отвар пшеничных зерен. Виноградный сок. Повышает иммунитет, оказывает общеукрепляющее действие.
Отвар пшеничных зерен. Виноградный сок. Финики Тонизирует, восстанавливает после болезни.
Виноградный сок. Инжир. Потогонное средство.
Отвар пшеничных зерен. Ячмень. Отвар листьев инжира. Лечит простуду, кашель
Гранатовый сок. Отвар инжира. Жаропонижающее
Отвар инжира. Отхаркивающее
Гранатовый сок. Масло из виноградных косточек. Оливковое масло. Противовоспалительное
Гранатовый сок. Ячмень Лечит почки
Гранатовый сок. Сок/порошок из виноградных листьев. Лечит дизентерию
Ячмень. Виноградное масло. Лечит сахарный диабет.
Виноградное масло. Оливковое масло. Помогает при язве желудка
Ячмень Помогает при заболеваниях печени
Пшеница. Ячмень. Инжир. Оливковое масло. Нормализует пищеварение
Пшеница. Ячмень. Плоды винограда. Регулирует обмен веществ
Виноградный сок. Оливковое масло. Слабительное.
Пшеница. Ячмень. Оливковое масло. Избавляет от лишнего веса
Пшеница Улучшает кожу, зубы, ногти, волосы
Пшеница Заживляет раны
Ячмень Помогает при артрите
Пшеница. Ячмень Выводит токсины и шлаки из организма
Виноградный сок Потогонное, мочегонное
Виноградный сок Лечит нервные заболевания.
Оливковое масло. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний
Пшеница. Финики Помогает при борьбе с онкологией.
Финики Лечит туберкулез.

И это ДАЛЕКО не все полезные лечебные свойства этих растений – лишь часть! Получается, что семь священных трав Израиля – это настоящая карманная аптечка. Древние мудрецы Израиля открещивались от магии – они считали, что лучше лично обращаться непосредственно к единому Богу, а не к магам и прочим посредникам. Однако это не значит, что мудрецы Израиля были чужды волшебного. Волшебство и чудеса буквально пропитывали эту землю и события, на ней происходящие. Завет, полученный Моисеем и евреями на горе Синай, содержал в себе массу полезных сведений. Все, что нужно человеку для счастливой, праведной и спокойной жизни. И все эти сведения были не случайным набором фактов. Как мы и увидели на примере семи растений, которые упомянуты в священных древних книгах как самые нужные, полезные и главные.