Автор: Серая Метелка
Мое почтение, уважаемый профессор Травяница!
Серая Метелка вбежала в теплицы, в руках у нее была плетеная корзина.
Я Вам тут доклад принесла. Вкусный! И для нашей средней полосы довольно
экзотичный (за исключением лишь пары растений, находящихся в корзинке).
Дело в том, что эту корзину прислали мне из дома – из страны, текущей
молоком и медом… Еще ее называют страной пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, страной масличных деревьев и меда.
Так Израиль (а речь о нем) называли давным-давно, в библейские времена.
И я фактически процитировала книгу «Дварим» (Второзаконие) из Торы
(основы Ветхого Завета Библии). Израиль испокон веков славится своим
плодородием, недаром эта земля - часть знаменитого «Благодатного
Полумесяца» - плодородной полосы на Востоке. И семь священных растений
Израиля («шива миним»), мной упомянутых, - это символ плодородия
этой страны, символ Божественного дара. Это священные растения,
посвященные Богу. А что значит, священные? Значит, дающие человеку
что-то помимо вкуса, цвета и запаха. Что-то большее, приближающее к
Творению, к святости, к Богу. Настоящие волшебные растения.
По религиозному закону от первого урожая этих семи растений евреи
должны были отделить часть и принести в Иерусалимский Храм как жертву
на праздник жатвы и праздник первых плодов - Шавуот. Заповедь об этом
опять же дана евреям в Торе (Дварим 26:1-11):
«И будет, когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает
тебе в удел, и овладеешь ею и поселишься в ней, то возьми из всех
первых плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую
Господь, Бог твой, дает тебе, и положи их в корзину и пойди на то
место, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало Его Имя там.
И приди к священнику, который будет в те дни, и скажи ему: "Заявляю я
ныне Господу, Богу твоему, что вошел я в ту землю, о которой клялся
Господь отцам нашим дать нам". И возьмет священник корзину из руки
твоей, и поставит ее перед жертвенником Господа, Бога твоего <…>
И вывел нас Господь из Египта рукой сильной и мышцей простертой, и
ужасом великим, и знамениями, и чудесами. И привел нас на место это, и
дал нам землю эту, землю, текущую молоком и медом. И теперь вот принес
я первые плоды земли, которую дал Ты мне, Господь". И поставь это перед
Господом, Богом твоим, и преклонись перед Господом, Богом твоим. И
радуйся всему добру, которое дал Господь, Бог твой, тебе и дому твоему
- ты, и левит, пришелец, который в среде твоей».
Принося в жертву Богу «шива миним», евреи тем самым выражали свою
благодарность Богу за жизнь и пищу, благодарили Творца за добро,
сделанное им. Пока стоял в Иерусалиме храм, эта традиция свято
соблюдалась. Целыми селениями шли в Иерусалим паломники, неся с собой
корзины с семью растениями. Богатые несли дары в серебряных и золотых
корзинах, бедные – в корзинах, плетеных из ивы. Каждый из семи видов
приносился в отдельной корзине. Дары передавались коэнам – священникам
Храма.
А сейчас я немного познакомлю Вас с этими загадочными семью растениями.
Метелка достала из принесенной ей корзинки… обычный колос.
Да, это просто ПШЕНИЦА. «Хлеб всему голова», - эта
пословица, полагаю, будет верна очень для многих народов. Недаром и в
списке семи растений пшеница, из которой выпекают хлеб, названа первой.
Опять же, пшеница - основа мацы, употребление в пищу которой - одна из
заповедей, данных евреям Богом.
Следующим номером идет еще один злак, ЯЧМЕНЬ. Из ячменя
тоже можно выпекать хлеб, который, впрочем, не так вкусен, как
пшеничный (потому ячменный хлеб в древности считался пищей бедняков),
но зато его проще выращивать. Ячмень нуждается в меньшем количестве
воды, чем пшеница, и потому его можно вырастить даже на засушливых
полях.
Хлеб – основа трапезы. В еврейской традиции трапеза открывается
преломлением хлеба и прочтением благословения на хлеб. Есть очень
длинное благословение – «биркат а-мазон» - благословение на всю
трапезу. Так вот, если нет хлеба, то, считается, что и трапезы как
таковой нет, и благословение это читать не нужно.
Метелка улыбнулась и достала из корзины два хлебца – один ячменный,
другой пшеничный. На пробу. А вслед за хлебцами из корзинки были вынуты
бутыль с виноградным соком и удивительная сочная виноградная лоза.
ВИНОГРАД. В Торе говорится, что первый виноградник разбил Ной, и
с тех пор люди начали культивировать это растение. Трапезу нельзя
представить без хлеба, но нельзя ее представить и без вина или
виноградного сока. В самую торжественную трапезу недели – шабатнюю
(суббота – день, который евреи не работают, а посвящают лишь служению
Богу) – виноградный сок или вино обязательно сопровождаются отдельным
благословением.
Следующим растением названа смоковница. Смоковница – это такое дерево с густой кроной, а плоды смоковницы – небезызвестный нам ИНЖИР.
Инжир – сочный и вкусный фрукт, он содержит в себе очень много сахара,
и потому является не только питательным, но и полезным. (Это сейчас мы
положили ложку сахара в чай, и живем себе спокойно. А в древние времена
сахарного песка не было, недостаток сахара в организме восполнялся
фруктами).
Когда Моисей вел свой народ из Египта через пустыню, посланные им
разведчики, первыми увидевшие благословенную страну Израиль, принесли,
в частности, инжир, как символ плодородия этой земли.
А еще они принесли с собой ГРАНАТ. Еще одно великолепное
доказательство изобилия страны молока и меда. В дни покаяния евреи
просят Всевышнего в молитве: «пусть мои добрые поступки будут
многочисленны, как семена граната». Еврейская традиция утверждает, что
число гранатовых зерен равно 613, что соответствует количеству
Заповедей, данных еврейскому народу Богом. Не знаю, лично я никогда не
бралась пересчитывать гранатовые зерна, да и не считаю нужным – ведь
это символ. Кстати, не только символ плодородия земли, добродетельного
Израиля и заповедей. Гранат также – символ любви и чувственности, огня
и страсти. Это плод, упоминающийся в «Песне Песней». Щеки невесты из
«Песни Песней» сравниваются с дольками граната… Наконец, это символ
божественной красоты, и, видимо, именно поэтому изображения граната
украшали Иерусалимский Храм и одежды первосвященника, а еще в форме
граната была сделана корона Соломона.
МАСЛИЧНОЕ ДЕРЕВО. Масличные деревья или оливы – очень
распространенные растения в Эрец Исраэль. Оливковое масло здесь –
высочайшего качества и очень тонкого вкуса. С древнейших времен маслины
употребляли здесь в пищу. Оливковые деревья можно увидеть в Израиле так
же часто, как в России – березки. Недаром же ветки оливы украсили герб
государства Израиль. Дополнительный смысловой оттенок, который несут
ветви оливы на гербе, связан с тем, что олива – символ мира. Оливковое
масло считалось чистым и священным, поэтому в Иерусалимском Храме в
светильниках горело именно оливковое масло, и им же совершали помазание
иерусалимских священников.
Последним в списке упоминается мед. Позвольте, какое же это растение?
На самом деле в Торе речь идет не о том меде, который собирают и
«делают» пчелы, а о плодах ФИНИКОВОЙ ПАЛЬМЫ
– именно их и называли «медом». Финики, как и инжир, потребляются в
пищу и свежими и сушеными, как и инжир, они содержат в себе много
сахара (о пользе этого я уже упоминала). Кстати… *Метелка бросила взгляд на опустевшую корзинку*
из листьев финиковой пальмы изготавливают плетеные корзины, а из
волокон ствола – веревки и канаты. Символическое значение финиковой
пальмы еврейские мудрецы видели следующее: все части финиковой пальмы
имеют применение (ветви – покрытие для шалашей, волокна – материал для
витья веревок, древесина – строительный материал, плоды – пища), так же
и народ Израиля. Никто не лишний, каждый исполняет свою задачу.
Целебные свойства семи священных растений Израиля:
Растения | Свойства |
Отвар пшеничных зерен. Виноградный сок. | Повышает иммунитет, оказывает общеукрепляющее действие. |
Отвар пшеничных зерен. Виноградный сок. Финики | Тонизирует, восстанавливает после болезни. |
Виноградный сок. Инжир. | Потогонное средство. |
Отвар пшеничных зерен. Ячмень. Отвар листьев инжира. | Лечит простуду, кашель |
Гранатовый сок. Отвар инжира. | Жаропонижающее |
Отвар инжира. | Отхаркивающее |
Гранатовый сок. Масло из виноградных косточек. Оливковое масло. | Противовоспалительное |
Гранатовый сок. Ячмень | Лечит почки |
Гранатовый сок. Сок/порошок из виноградных листьев. | Лечит дизентерию |
Ячмень. Виноградное масло. | Лечит сахарный диабет. |
Виноградное масло. Оливковое масло. | Помогает при язве желудка |
Ячмень | Помогает при заболеваниях печени |
Пшеница. Ячмень. Инжир. Оливковое масло. | Нормализует пищеварение |
Пшеница. Ячмень. Плоды винограда. | Регулирует обмен веществ |
Виноградный сок. Оливковое масло. | Слабительное. |
Пшеница. Ячмень. Оливковое масло. | Избавляет от лишнего веса |
Пшеница | Улучшает кожу, зубы, ногти, волосы |
Пшеница | Заживляет раны |
Ячмень | Помогает при артрите |
Пшеница. Ячмень | Выводит токсины и шлаки из организма |
Виноградный сок | Потогонное, мочегонное |
Виноградный сок | Лечит нервные заболевания. |
Оливковое масло. | Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний |
Пшеница. Финики | Помогает при борьбе с онкологией. |
Финики | Лечит туберкулез. |
И это ДАЛЕКО не все полезные лечебные свойства этих растений – лишь часть! Получается, что семь священных трав Израиля – это настоящая карманная аптечка. Древние мудрецы Израиля открещивались от магии – они считали, что лучше лично обращаться непосредственно к единому Богу, а не к магам и прочим посредникам. Однако это не значит, что мудрецы Израиля были чужды волшебного. Волшебство и чудеса буквально пропитывали эту землю и события, на ней происходящие. Завет, полученный Моисеем и евреями на горе Синай, содержал в себе массу полезных сведений. Все, что нужно человеку для счастливой, праведной и спокойной жизни. И все эти сведения были не случайным набором фактов. Как мы и увидели на примере семи растений, которые упомянуты в священных древних книгах как самые нужные, полезные и главные.