Травоведение / Доп.работы

  AXL


Омела

В народе у Омелы много названий: ведьмино гнездо, птичья омела, зимние семечки, козьи орешки,
птичьи орешки.
В Древней Скандинавии омела считалась растением мира. Ее ветвь вывешенная снаружи дома,
обещала добросердечный прием. Ели врагам довелось встретиться под деревом, на котором она
росла, то им полагалось сложить оружие и в этот день они больше не сражались. Омела также
считалась грозовым растением, и ее присутствие в доме оберегало его от грома и молнии, а
также и от ведьм и злых духов. Омела всегда считалась приносящей удачу и плодородием и
учитывая все это она остается существенной составляющей, для украшения домов на рождество,
правда церковь омелу не принимает. Видимо все дело в язычестве. Даже если кто-то случайно
занесет веточку омелы в церковь по незнанию, увидевшей это священнослужитель ее тут же
выносит вон. В Вустершире, где омела произрастает очень обильно, говорят, что нехорошо
срезать ее в любое время, кроме Рождества. До совсем недавнего времени было принято
оставлять рождественский венок в доме на весь год на счастье и заменять его на новый в
канун Рождества. В некоторых районах побеги с такого венка давали первой отелившейся в
этом году корове, чтобы призвать удачу на все стадо на следующие двенадцать месяцев. В
Херефордшире приносить омелу в дом до утра Нового года считалось плохой приметой. В
рождественских украшениях ее не использовали, а приносили для церемониального "сжигания
куста".Согласно местной традиции, шар символизировал Терновый венец, и при помощи данного
ритуала с поля изгонялся дьявол, предотвращалась болезнь растений, известная как
"головня", и обеспечивался обильный рост пшеницы.
  Наибольшей популярностью пользуется друидический обряд, касающийся омелы, выросшей на
дубе, такую омелу удавалось найти очень редко, и когда друиды все таки отыскивали ее, то
снимали омелу с дуба только при большом стечении народа, устроив торжественную религиозную
церемонию. Дуб у друидов символизировал Верховное Божество, и поэтому все, что росло на
нем было священным. Друиды дали омеле имя, означавшее "тот, который все исцеляет" (валлийский
термин для омелы olliach, что означает все исцеляющий, гэльский термин, uile-ice,
древнеирландский uile-iceadh, венетское выражение devr defhve - дубовая дебрь). Обряд
снятия омелы следовало устраивать на шестой день лунного месяца. Этот день выбирался
Приготовив у подножья дерева все необходимое для жертвоприношения и торжественной трапезы,
к месту события приводили двух белых быков, у которых впервые были связаны рога, т.е. они
были впервые запряжены в ярмо. Жрец, одетый в белое, взбирался на дерево, отсекал омелу
золотым серпом (только золотым, если срезать ее железным или стальным орудием - она
потеряет свои волшебные свойства) и собирал ее в белый плащ. После этого жертвенных
животных закалывали, моясь при этом богу Эзусу( по своим функциям соответствовал
греческому Зевсу), чтобы он сделал жертву благодатной для тех, ради кого ее, собственно, и
принесли. Друиды верили, что омела, если из нее приготовить соответствующий напиток,
способна исцелить скот от бесплодия и послужить средством против всех ядов.
  Легенда о поцелуе под омелой ведет свое происхождение от скандинавского мифа о боге
Бальдре, сыне Одина и Фрейи. Мать любила Бальдра столь сильно, что заставила все растения
поклясться защищать его. К несчастью, она забыла взять клятву с омелы, и Локи, бог зла,
убил Бальдра дротиком, сделанным из омелы. Боги воскресили Бальдра, и омела пообещала, что
никогда не причинит вреда их любимцу, если они защитят ее от прикосновений земли. Боги
передали омелу под покровительство Фрейи, богини любви - отсюда и обычай целоваться под
омелой. В свое время, хотя сейчас может тоже, англичане были даже очень не прочь
поцеловаться и при этом совсем не смущались. Даже если они были мало знакомы между собой,
они все равно приветствовали друг друга таким приятным (но явно не для всех:) способом.
Существует даже такой обычай, можно сказать... Если девушка стоит под омелой, то она не
вправе отказать в поцелуе ни одному пожелавшему его. Поцелуй под висящей на потолке омелой
считался приносящим вечную любовь и, как думали в старину некоторые чопорные англичане,
должен привести к неизбежному браку.
   А земли омела не касается и по сей день: это растение-паразит, пускающее корни на ветвях
других деревьев. Таким образом омела, убившая Бальдра, стала хранительницей его жизни - и
это отразилось в шотландском поверье о том, что судьба рода Хэй из Эррола (Пертшир) была
связана с омелой, которая росла на дубе в их имении, находившемся неподалеку от
Ферт-оф-Тей. Эмблемой Хэев была омела. Считалось, что если дуб упадет, то падение Хэев
неизбежно. И любой представитель этого рода непременно навлекал на себя беду, если ему
случалось убить сокола (дуб стоял рядом с Соколиным Камнем) или срубить ветку старого
дуба. Но считалось также, что ветка омелы, которую один из Хэев срежет в День Всех Святых
новым кинжалом, трижды обойдя вокруг дерева по ходу солнца, будет лучшим талисманом против
колдовской порчи на все времена и сохранит своего владельца от гибели в бою. Это суеверие
нашло свое отражение в стихах "Роберта-Рифмоплета", посвященных эррольскому дубу:
"Омела в дубовых ветвях прижилась,
А дуб полон соков и сил -
Суровые ветры трав не сомнут,
Пока их косарь не скосил.
Но если корень у дуба сгниет
И засохнут зеленые грозди -
Травою очаг зарастет,
разорят Вороны орлиные гнезда".
Если такой побег положить в колыбель, то он защитит лежащего в ней младенца от того, чтобы
его украли и заменили на подкидыша злые феи.
   Лекарственное применение омелы восходит к V в. до н. э. В I веке у Плиния мы находим, что
омела хорошо помогает при эпилепсии и приступах головокружения. Иероним Бок (1498-1554) и
П.А. Маттиолус (1501-1577) утверждают, что омеловая мазь лечит нарывы, язвы и гнойные
раны, а Себастьян Кнайпп рекомендует омелу для остановки кровотечений и лечения нарушений
кровообращения. Из всех этих возможностей применения народная медицина мало что
использует, в основном пьют чай из омелы против легких нарушений сердечной деятельности
нервного характера.
   В античные времена омелу называли "золотой ветвью". (Легенда об Энее, который был должен
принести золотую ветвь в жертву Персефоне, чтобы свидеться с умершим отцом ).
Свежие листья омелы имеют ярко-зеленую окраску, а зрелые плоды - белую. Однако подсохшие
листья ее приобретают жесткость и красивый зеленовато-желтый цвет, отчего она и стала
называться Золотой ветвью. В средние века омеле приписывалась роль универсальной отмычки,
а так же способность защищать от колдовства. В Австралии ветку омелы кладут на пороге,
чтобы избавиться от кошмаров. В Англии крестьяне дают корове после отела пучок омелы для
защиты от ведьм, чтобы они не испортили молоко. У народов Западной Европы до сих пор
сохранился обычай подвешивать к потоку ветку омелы, сорванную на Рождество. У японских
айнов существовали сходные обычаи. Они считают ее лекарством от всех болезней, и
обладающей способностью повышать урожайность садов и огородов. Листья омелы мелко секут и
высевают в землю вместе с семенами, сопровождая действо определенными молитвами. В пищу
так же употребляют немного омелы.