Введение

Здравствуйте, мои дорогие и любимые маги. Меня довольно долго не было в Аргемоне и, видимо, придется со всеми знакомится заново.

Меня зовут Olyush, также меня можно звать профессором Травяницей. Именно под этим ником я преподавала в Хогвартсе Сириуса, а затем и в Аргемоне. Отсутствовала я не просто так. За это время я довольно кардинально изменила мою профессию в магломире, и теперь вернулась поделиться знаниями с вами.

И если прежде меня чаще можно было встретить в Теплицах, на полях, за сбором трав или изготовлением оберегов, то теперь я больше обитаю в Храме Музыки, и все мои усилия и мысли связаны именно с нею. И сегодня мы встречаемся с вами на цикле лекций, посвященной истории вокальной музыки. И больше всего речь будет идти об Опере. Конечно, не только об опере. Вокальное искусство многогранно. Просто в данный конкретный момент я хочу начать именно с нее.

Вы спросите: а при чем тут магический вуз и чем эти знания могут помочь современному магу в жизни?

Тут можно ответить двояко. Можно ответить — ничем. И вы будете правы. Это знание не поможет вам в пути и не поможет из ничего сотворить хлеб. Но одновременно с этим, вы будете не правы. Ибо маг в первую очередь должен быть всесторонне образован и разбираться не только в  таких музыкальных стилях, как рок, рэп или фьюжн, но и в классической музыке. А во вторую...  Каждому голосу свойственно свое звучание. И зная, к какому типу относится ваш голос, вам будет проще подобрать именно тот тип магии, который вам более подходит. Который поможет использовать ваши внутренние резервы на полную мощность.

Мы изучим, почему не стоит петь то, что вашему голосу не подходит, даже если очень хочется петь именно это. Изучим типы голосов, познакомимся с примерами. На уроках я буду использовать материалы, собранные Делвиным, моим хорошим знакомым. Его собрание на сегодняшний день самое удачное, пожалуй. И, я надеюсь, поможет нам полнее и нагляднее ознакомиться с материалом.

И начнем мы с того, что же такое вообще Опера?

AmfiparnassoОпера (по-итальянски opera — сочинение)

Зачатки оперного искусства можно найти еще в древние времена. Еще во времена древнегреческих дионисийских игр или в представлениях греческой трагедии активную роль играла музыка. По тем временам, она лишь слегка помогала актерам в создании определенного настроения.

Но со временем, музыка все больше и больше завоевывала себе место под солнцем. Основоположниками оперного искусства по праву считаются итальянцы. Лучше всего арии звучат на итальянском языке. Он как будто создан для чарующих арий.

И если вспомнить, что  Италия всегда была очень религиозной страной, неудивительно, что начиналось все с мистерий, духовных представлений. Разумеется, это не было оперой, это было все на досточно начальном уровне, но тем не менее, именно эти мистерии и дали толчок к развитию.

Из архивных документов нам известно, что в 1480 году неким Беверини была написана духовная комедия «Обращение св. Павла». Пожалуй, это первое произведение, о котором нам рассказали архивы, в котором музыка была не просто отдельными вставками, а сопровождала действие от начала и до конца.

Из умных энциклопедий мы узнаем, что итальянцы были увлечены пасторалями, воспевающими простую сельскую жизнь. ВеккиСопровождали эти представления звуки хора. Как и ранее, это были отдельные вставки, эдакое пение за сценой. Хор украшал представление, но не являлся его основой.

Архивные истории рассказывают нам о комедии «Amfiparnasso» («Двуглавый Парнас»), написанной композитором Векки (Vecchi), которая  была дана в первый раз при Моденском дворе в 1597 году (когда-то на севере Италии существовало вполне себе независимое Моденское герцогство со столицей в городе Модена).  Комедия эта была причислена к стилю Commedia harmonica, т.е. комедия с пением. Главное отличие этого произведения было в том, что каждый актер пел не в одиночку,  а герои как будто бы вели разговор одновременно, на 4-5 голосов. 

А дальше начались эксперименты. Они шли по всей Италии, но больше всего в Венеции, Флоренции, Модене. Экспериментировали с хорами, с одноголосым пением. Называлось это все drama in musica или drama per musica. Но результаты экспериментов слышали только высокопоставленные особы. Простые люди были практически не знакомы с этим видом искусства.

И вот, в 1637 году в Венеции открыли первый театр для публичных развлечений, в котором стали исполнять произведения, практически целиком состоящие из музыкальных номеров. Примерно тогда же появилось и название для этого искусства Опера.  И театр получил название «Оперный театр».Пери. Эвридика

Оглядываясь назад, можно сказать, что первой оперой, оперой именно в нашем понимании, можно считать «Эвридику» Джакопо Пери, исполненную в 1597 (по другим данным это 1600 г.). Кстати, возникла эта опера отчасти благодаря двум флорентийцам, графу Джованни Барди и Якопо Корси. Именно эти два флорентийца дали приют содружеству музыкантов и литераторов, созданному в 1573. Называлось это сообщество Флорейнтийска камерата (camerata компания, кружок). На собраниях обсуждали древнегреческую музыку и способы ее воплощения в современной итальянской музыке.

В содружество входили Винченсо Галилей (известным нам скорее как отец Галилео Галилея), Джулио Каччини (думаю, что Аве Марию Каччини слышали многие из вас), Пьеро Строцци и другие. Большое влияние на друзей оказал знаток греческого языка и античной культуры Джиролмо Меи. Также на собраниях часто присутствовал поэт Оттавио Ринуччини, который  написал либретто к «Дафне» (опера Джакопо Пери, 1598 г.). В некоторых источниках эта опера считается первой. Именно  на этих собраниях эксперименты привели к возникновению арий и речитативов.

И, начиная с этого времени, оперное искусство стало распространятся по Европе. Посмотрим, что до нас доносят архивы:

  • Венеция. С 1637 по примерно 1700 открылось 7 театров. За это время для этих театров было написано 357 опер (над которыми трудились около 40 композиторов).
  • Германия. Одной из самых первых опер признана опера Генриха Шютца («Дафна», 1627).
  • Франция. Камбер («La pastorale», 1647).
  • Англия.  Пёрселл («Дидона и Эней», 1689; «Королева фей» / The Fairy Queen (по комедии Шекспира Сон в летнюю ночь), 1692) .
  • Испания. Начало XVIII столетия.
  • Россия. Арайя первым написал оперу («Кефал и Прокрида») на самостоятельный русский текст (1755).
    Первая русская опера, написанная в русских нравах, — «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756).

Вот так и появилась в мире Опера, представление, литературной основой которого является либретто, а все содержание доносится до слушателя исключительно с помощью пения.

Вот на этом мы и закончим наш первый урок. А в качестве заключения предлагаю вам прослушать одну из самых трогательных арий Русской оперы — сцену таяния, «Снегурочка» Римского Корсакова.



(Целиком всю оперу можно посмотреть и послушать в Музыкальной видеотеке)

А заданием для вас будет следующее:

  1. Для того, чтобы лучше понимать, на каком уровне стоит вести дальнейшие уроки, мне бы хотелось услышать от вас следующее. Знакомы ли вы с оперой?  Бывали ли хоть раз на представлении или, может быть, слушали оперу по телевидению? Есть ли у вас любимая опера или, может быть, любимая ария?
  2. Вот я написала слово  «либретто». А знаете ли вы, что это такое?  И что именно обычно пишут в программках, раздающихся на представлениях?
  3. Можно ли считать оперой представление, на котором часть времени ведется диалог разговорной речью?
  4. Если бы вам дали возможность определять длительность представления, то какое бы максимальное время длилась бы ваша опера?
  5. Опера достаточно сложный вид искусства. Так принято считать. Согласны ли вы с таким утверждением? Обоснуйте свой ответ.