Черепнин и его Золотая рыбка

Добрый день, господа студенты. Очень рада видеть всех, кто мужественно преодлевает второй модуль по моему предмету)
и сегодня мы поговорим о Николае Черепнине и его Золотой рыбке.

Мало кто не знает знаменитую и любимую многими сказку Пушкина о Золотой рыбке. Мы хорошо помним старика, вытащившего рыбку старым неводом, старуху у разбитого корыта, рыбку, которая ничего не сказала напоследок, вильнула хвостиком и ушла в синее море. Есть замечательный мультфильм на эту тему.

А когда-то, давным давно, на эту тему был написан балет. Он, к сожалению, в настоящее время не ставится нигде. Остались только воспоминания современников. И сегодня мы немного погрузимся в старину и заглянем в омут памяти.

В далеком 1873 году в Санкт-Петербурге родился Николай Черепнин. Отец его был личным врачом Ф.М.Достоевского, воспитывала его мачеха, из рода Суворовых. Мальчик вырос, получил юридическое образование и понял, что его судьба не в следовании сухому закону или защите преступников. А ждет его более интересная судьба. Он поступил в Петербургскую консерваторию и попал в класс композиции Н.А. Римского-Корсакова. Вы себе только представьте! Его обучал автор таких замечательных опер, как Снегурочка, Садко, Шехерезада, Сказка о царе Салтане...  Николай стал одним из лучших студентов Римского-Корсакова.

После окончания консерватории, Николай работал некоторое время в Мариинском театре, дирежировал сначала хором, оркестром, работал в других проектах. Писал музыку. Вернулся в консерваторию и сам стал преподавателем. Среди его учеников можно назвать одну фамилию, и этого будет достаточно, ведь я назову Сергея Прокофьева. Семья у него была тоже не простая, его жена была сестрой и племянницей знаменитых художников Бенуа. Он буквально жил в творческом мире.
И в 1909 году к нему обратился Сергей Дягилев. Слышали такую фамилию? Она достойна отдельной лекции, так что тут я не буду останавливаться на этом. Но это обращение было для Николая очень важным. Отчасти - определившим его судьбу.

Самый первый спектакль, который Дягилев вывез и показал Европе - был балет "Павильон Армиды". Сюжет был уже написан и Николаю нужно было написать только музыку к нему. Звучит очень просто - написать музыку к балету.. Но вы же понимаете, сколь сложно это сделать  Однако балет был не просто написан, но и поставлен и публика рукоплескала ему. Это был первый русский балет, который показал всему миру наше искусство. И его полюбили.  В последствии Николай написал еще несколько балетов на совершенно разные темы - Нарцис и Эхо, Маска красной смерти (по Эдгару По), Дионис, Роман мумии.  Но его явно влекла русская сказка и мифология. В его творчестве появлялись такие произведения, как балет Марья Моревна, Сказка про царевну Улыбу и Соловья Разбойника, Зачарованная птица, опера Ванька-Ключник.
Но нас интересует больше балет, написанный на сказку о Золотой рыбке.

Изначально это было просто небольшое произведение для фортепиано, состоящее из шести небольших иллюстраций, сопровождающих чтение сказки (в оригинальных нотах у каждой иллюстрации стоял эпиграф из сказки). Написано оно было в 1912 году в Ялте.

К моему удивлению, я нашла для вас видео, на котором читают эту сказку (на английском языке) и играют это произведение. Одно дело читать о произведении и совершенно другое услышать его!


Вам повезло, вы тоже можете услышать его)

Для тех, кто знаком с самой сказкой, не составит труда увидеть персонажей в звуках. Черепнин каждый образ написал очень ярко, образно, выпукло. Вы слышите, как по кругу идет одна и та же интонация в первой иллюстрации? Только окончание меняется. Как вы думаете, что это?  Конечно же невод! Трижды закидывал Старик свой невод и трижды мелодия совершает свой круг. Рыбку, бьющую хвостом, легко узнать в с легка "рывкообразных" септаккордов, играют так, как будто она и правда хвостом бьет по воде. Вот идет контараст между переливчатой мелодией Золотой рыбки и ворчливым речитативом Рыбака в низком регистре. Старуху композитор изображае как повторяющуюся "трескотню", многократно повторяется одна и та же фраза, короткими нотками.
Ну и, конечно же, море. Для тех, кто хорошо знает музыку Римского-Корсакова, легко будет узнать в произведении отрывки, иллюстрирующее тихое или бурлящее море. Черепнин, как лучший ученик своего учителя, передает волнение бурного моря не хуже учителя и очень узнаваемо. Современники даже обвиняли композитора во вторичности его музыки, узнавая в ней то Римского-Корсакова, то Чайковского, то других композиторов.

Однако, могу сказать честно. Это первое программное произведение для меня, которое сопровождалось яркими картинками. Если это понятие вам не знакомо, то вот в кратце объяснение (более полное можно найти с помощью заклинания гуглищи). Произведение написанное на конкретную (для композитора) тему, имеющее название, назвается программным. Пример - Кукла Чайковского, Времена года Вивальди. Считается, что если вы знаете название, то вы легко увидите картинки, который видел внутри себя композитор, когда писал это произведение. Вот произведение Черпнина Золотая Рыбка - очень показательное программное произведение, на мой взгляд.

Написал он его просто как произведение для фортепиано. Но произведение было настолько понятным и четким, что хореограф Мордкин заинтересовался им и решил воплотить в балетном спектакле. Будучи артистом балета и партнером Анны Павловой, он чувствовал эту музыку со всех сторон, и видел в ней балетную хореографию. Увы. Написан балет был уже не в России. К этом времени Николай Черепнин уже давно жил в Америке и балет был поставлен в 1937 году в театре The Majestic Theatre в Нью-Йорке.
К сожалению, сейчас этот балет уже не ставят и там, более популярен по прежнему остается Щелкунчик наравне с Лебединым озером. Черепнин явно уступал по гениальности Чайковскому. Однако, все же это была очень достойная и интересная музыка. И лекция эта для того, чтобы это имя еще раз прозвучало на его родине.



Итак. Задание на сегодня.

1. Прослушать произведение - ну хотя бы частично, если не выдержите все!

2. Смогли ли вы увидеть героев сказки в этой музыке? Получилось ли оживить их в своем воображении? Если нет - чего вам не хватает для этого? кому то может не хватает отвлеченности от суетности, кому то не подходит эта музыка А вам?

3. Вы прослушали произведение. Опишите свои эмоции от него? Интересно ли оно вам или оно "заслуживает" забвения? Чем оно уступает музыке Чайковского? Просто своими словами, как понимаете.
Музыку из Щелкунчика знают многие, надеюсь, что вы тоже слышали ее. Тяжело сравнивать с учетом, что в Щелкунчике играет оркестр, а не фортепиано, но все же. Где образы рождаются легче: при слушании Щелкунчика или Золотой рыбки.

4. Чем знаменит Дягилев? Основная его заслуга?

Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и волшебства Аргемона, то можно заполнить вот эту анкету. Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции, посетить другие интересные предметы программы обучения из Расписания занятий, окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.