Забытые имена. Железнова

Заходите, заходите, господа студенты. Располагайтесь поудобнее. Сегодня у нас отвлеченная тема, поэтому можете выпить кофе или заварить себе чай. Будем считать это нашим с вами кофе-брейком)

На прошлой лекции мы говорили о забытых операх. А сегодня я хочу поговорить о забытых именах.

Наверное, многие из вас слышали "Не дай бог жить в Эпоху Перемен!"  Многие судьбы были изломаны в годы революции, многие таланты не выжили и их творчество забыто. Но иногда, спустя много лет, забытое вновь появляется в мире. Благодаря тем, кто по крупицам собирает информацию и пытается сохранить ее и донести до других. Не всем так повезло, но потомки А. Железновой не сдаются, а пытаются донести до мира творчество этой удивительной женщины.

Александра Железнова (урожденная Армфельт) родилась в Петербурге, в 1870 году. Старинный аристократический шведский род Армфельт обосновался в России в начале 18 века. И если вы практически не найдете в сети упоминаний о самой Александре, то об ее прадеде - губернаторе Финляндии Густаве Маурице Армфельте - достаточно известно. За заслуги перед Россией он был возведен в 1812 году в графское достоинство (Валентин Пикуль написал о нем в своем очерке "Судьба баловня судьбы"). Ее дед был министром по делам Финляндии при дворе императора Александра I, отец был приближенным императора Александра II, а мать - фрейлиной императрицы Марии Федоровны.

В те времена детей в аристократических семействах в обязательном порядке обучали музыке. И если одни музицировали по принуждению, то Александра стремилась к музыке с самого раннего детства. Ее мать хорошо играла на рояле и музицировала каждый вечер. Обучение в те времена было направлено на общее образование, девочка изучала искусство, рисовала, писала стихи, с 10 лет свободно говорила на французском, немецком, английском. Повзрослев, самостоятельно изучила финский, шведский, итальянский, польский языки. Музыкальное образование получала у профессоров Петербургской консерватории Карла Чези и Франца Черни. Уроки композиторства Александра брала у Антона Рубинштейна, который считал ее своей любимой ученицей.

Сочинять музыку Александра начала очень рано, не афишируя, а просто играя для себя и своих друзей. Но однажды ее услышал известный в те времена музыкальный издатель Юргенсон. Не узнав автора пьесы, он стал допытываться у Железновой, кто автор, и девушке пришлось признаться. Юргенсон сразу же предложил ей опубликовать ее произведение. И выполнил свое обещание. В 1894 году была опубликована пьеса для фортепиано графини Александры Армфельт.

Публикация - это официальное признание. И вот уже Рубинштейн знакомит ее с друзьями, среди которых члены "Могучей кучки" М.Балакирев, Ц.Кюи, Н.Римский-Корсаков. Они приняли ее к себе. И хотя к этому времени "Могучая кучка" уже распалась, деятельность свою они не забросили, просто перенесли ее в консерваторию. Среди единомышленников Александра расцвела, несколько ее романсов посвящены  Милию Балакиреву, которого она вспоминала с теплотой и благодарностью до конца жизни.

В 1895 году урожденная Армфельт сменила свою фамилию на Железнову, выйдя замуж за русского офицера. Удивительно, но офицер этот для нее стал не только любимым человеком и другом, но и соратником. Уральский казак по происхождению,  Железнов заразил Александру любовью к казачьим песням. Римский-Корсаков и Балакирев поддержали увлечение молодых и предложили им совершить путешествие на Урал, для записи этих песен, посчитав очень ценными фольклорные и музыкальные особенности этих песен. В 1896-1897 году молодые все же совершили это путешествие. Результатом стал сборник "Песни уральских казаков", опубликованный в издательстве Циммермана в 1900 году. На титульном листе стояло: Супруги Александра и Владимир Железнов.  С этих пор Александра и стала подписывать свои произведения фамилией мужа. Надо отметить, что в 1901 году этот сборник пришлось переиздавать, по причине успешных продаж первого тиража.

Все это время Александра была не только композитором и супругой. В 1903 году у нее родился шестой! ребенок, дочь Ксения. Конечно, были няньки, были помощники. Но поверьте, шесть детей - это огромные заботы. По содержанию дома, воспитанию детей. А Александра не только успешно с этим справлялась, но и продолжала жить творчеством. В период с 1903 до 1914 года Железнова создает целый цикл романсов. Среди них - "Ручьи сливаются с рекою", на слова Шелли, посвященный мужу, "Сирень распустилась у двери твоей", на слова Великого княза Константина Романова (его стихи обычно подписываются как К.Р.), посвященный Балакиреву, "Я б тебя поцеловала", на стихи Майкова. Два романса написаны на свои же слова: "Люби меня", "Как безумно еще до сих пор" (посвящены знаменитому русскому певцу Н.Фигнеру). Написаны пьесы для виолончели, скрипки, фортепиано.
Для детей писались специальные маленькие пьесы "Игра в прятки", "Маленький этюд" и другие. Готовился к выпуску "Альбом для юношества".

Жизнь казалась полной и яркой, счастливой. Творчество, семья, дети. И все это закончилось с началом войны.. 1914 год изменил судьбу многих людей и не только в России.  А в 1917 году фактически все рухнуло. Погиб и муж, и все ее сыновья. Александра осталась с двумя дочерями.
Романтические песни Железновой не вписывались в революционную действительность. Ее музыка оказалась никому не нужна. И вся жизнь стала борьбой за выживание.
Я не хочу сказать, что у других было лучше. Время было тяжелое для всех. Выживали как могли. Эмигрировать она отказалась, Александра верила в Россию и надеялась, что сообщения о смерти ее близких ошибочны и они вернутся. А пока ей приходилось зарабатывать, и, в общем-то, на общем фоне ей даже повезло. Она устроилась заниматься любимым делом - игрой на фортепиано - в кинотеатр на Невском. Играла классику, сопровождая немое кино, импровизировала. И делала это настолько великолепно, что люди приходили не кино посмотреть, а музыку послушать. Сочинения свои она записывала на клочках бумаги, на обрывках картонных коробок.. ведь нотной бумаги тогда не было, время тяжелое, не до музыки.

Железнова прожила 63 года. Она не вписалась своим искусством в обновленный революционный мир, и ее музыка была бы совсем забыта, если бы не ее дети. Во время блокады большая часть ее творчества погибла, но все, что осталось, дочь Ксения тщательно собирала, пытаясь дать музыке второй шанс. Один из романсов матери - "Звезды" - был отослан Юрию Гагарину после его первого полета в космос. Гагарину романс понравился, и в ответ он выслал ей письмо с автографом. Известный коллекционер музыкальных записей Юрий Перепелкин  оценил записи  и организовал в 1966 году концерт, посвященный памяти композитора А.В. Железновой.
Это был первый концерт в советское время, на котором звучала музыка одной из первых женщин-композиторов. В 1980 году, к 110-летию со дня рождения Железновой,  состоялся концерт в музее-квартире Ф.И. Шаляпина. И снова звучала  эта музыка. И снова перерыв.
Эстафету Ксении подхватил внук Железновой, Всеволод Осечкин. И вот уже в наше с вами время, в новом веке, вновь зазвучала эта музыка. Удалось организовать концерт в Москве. А в Петербурге распространением музыки Железновой занялась оперная певица Ольга Пчелинцева. Благодаря ей появился диск с записями Железновой, концерты, эта музыка стала доступна слушателям.
Я услышала эти романсы совсем недавно, в 2011 году, в исполнении Ольги Пчелинцевой и Всеволода Богатырева. И меня покорила музыкальность этих произведений. Удивительно нежные, мелодичные, и в тоже время, совершенно не устаревшие, несмотря на прошедший век. Игривые и страстные, задумчивые и стремительные - они легко ложатся на слух и живут внутри уже после того, как музыка отзвучала.

И, собственно, цель этой лекции - рассказать вам об этом замечательном композиторе, чтобы имя ее вышло из забвения и стало доступно всем ценителям этого искусства. 

И в качестве знакомства я предлагаю вам послушать несколько ее произведений.

"Ночь" (сл. А. Фета), исп. В.Богачев

"Звезды" (сл. А. Фета) исп. О. Пчелинцева

и "И море  и солнце и волны" (сл. Мокринского) в своем исполнении

Ну и в качестве домашнего задания.

  1. Романсы,  безусловно, очень красивый жанр. Но на вкус и цвет... А что нравится в вокальных произведениях вам? На что вы обращаете больше внимания? На ритм, музыкальную гармонию, слова, голос? Приведите пример одной из своих любимых вокальных композиций - не обязательно романсы. Это может быть и рок, и рэп, и эстрадная песня. Желательно дать при этом ссылку на произведение, чтобы я тоже могла ознакомиться с ним. 
  2. В лекции прозвучало название "Могучая кучка". А знаете ли вы что это такое? Нужно ли подобные вещи более подробно объяснять в лекциях? Когда она действовала, и,  может, расскажете, почему ее так назвали. Способствовала ли такая организация возникновению новых интересных произведений? И как вы думаете - а может ли такое сообщество существовать в наш век? Почему?
  3. Мне очень нужна обратная связь по этому композитору. Поэтому буду благодарна за мнения, возникшие после прослушивания этих записей.

Другие записи и полную биографию можно посмотреть на сайте, посвященной творчеству Железновой