Волшебная сказка Вагнера

Добрый день, господа студенты. Сегодня мы снова с вами обратимся к сказкам.

На этот раз - к классической европейской сказке.

Что может быть более классическим вариантом сказки, чем сказка о злобной ведьме, заколдовавшей младшего брата и обвинившего в этом старшую сестру? И прекрасного незнакомца в белых одеждах, прибывшего для спасения чести бедной девушки в ладье, влекомой прекрасным белым лебедем? И запрет на произношение имени - назови имя  и сказка закончится..

Все это можно увидеть в прекрасной опере Вагнера "Лоэнгрин".

Вагнеровская музыка считается довольно сложной для восприятия. Плюс у нас он долгое время был под запретом, так как именно его музыка была любимой у вождя нацистов. Однако, даже в СССР ставили оперу "Лоэнгрин", причем на русском языке. В сети можно найти рассказ  Лоэнгрина в исполнении одного из самых красивых теноров того времени - Собинова. И, на мой взгляд, эта опера, несмотря на долгую продолжительность, рекомендуема для тех, кто никогда не посещал оперу. Разумеется, с некоторой предварительной подготовкой - хотя бы изучить как следует сюжет.

Опера основана  на средневековых легендах, которые волновали Вагнера и подталкивали его  к написанию опер. Лоэнгрин сын Парсифаля (еще одна опера Вагнера), с легендой о нем Вагнер познакомился в 1841 году, в 1845 году появился эскиз текста, а в 1846 - началась работа над музыкой. Еще через год опера была написана целиком в клавире, а еще через год  была готова партитура. Вот только, кроме Творчества Вагнера интересовала политика, и из-за участия в Майском восстании 1849 года была сорвана намеченная в Дрездене премьера. Спустя еще два года премьера все же состоялась, но постановкой руководил не Вагнер, а Лист. Так вышло, что сам Вагнер увидел свое произведение на сцене только через 11 лет после премьеры.

Интересен один факт. Опера очень длинная. И Вагнер, узнав сколько занимает на сцене действие, сильно ругался на Листа, считая, что именно он виноват в затягивании. Однако, Вагнер слышал свое произведение только в варианте исполнения на фортепиано. И одни и те же пассажи, сыгранные на фортепиано, звучали совсем иначе в оркестре. Ведь фортепиано не может долго держать аккорд. А струнные как раз лучше звучат тут в более медленном, тягучем темпе. Спустя несколько лет Вагнер признал, что был неправ.

Опера начинается увертюрой. Настолько прекрасной, что ее и правда можно сравнить с рассветом. Приведу слова Вагнера о ней:  «Восторженному взгляду, исполненному жажды возвышенной, неземной любви, представляется сначала, будто прозрачнейший голубой эфир небес облекается в едва уловимые, но в то же время с волшебной силой приковывающие взор, чарующие образы. В бесконечно нежных, тонких линиях вырисовываются — постепенно все явственнее — очертания сонма ангелов, свершающих священнодействие, сопровождающих святой сосуд и неслышно спускающихся со светлых высот на землю. Волшебное видение, становясь все более отчетливым и зримым, изливает на многострадальную землю упоительно-сладостные ароматы: подобно златому облаку, ниспадают клубы восхитительного фимиама, завладевая чувствами изумленных людей, проникая до сокровеннейших глубин их сердец и заставляя их трепетать в дивном священном порыве. То упоительная боль, то блаженно-жуткая радость заполняют души созерцающих; подавленные ранее радости любви пробуждаются в них чудом животворного явления, разрастаясь с неодолимой волшебной силой. Вместе с нарастающим чувством любви теснится в груди, разрывая ее, могучее и страстное стремление полностью отдать себя, раствориться до конца в этом чувстве — и все это с такой силой, какой не знало еще никогда ни одно человеческое сердце...»

Полутемный зал, опущенный занавес. Начало спектакля - и еще никто не кашляет, не устал. Все замерли. И в этой прозрачной тишине раздаются неземные звуки скрипок. К которым присоединяются виолончели и другие инструменты. Если будете слушать увертюру - не обкрадывайте себя, не делайте это на бегу. Выберите свободное время, не очень большое, но тихое. Приглушите свет и включите запись. Проникнитесь этим чудом. Поверьте - оно стоит того.

Музыка Вагнера отличается от других тем, что она не имеет ни начала ни конца. Что я имею ввиду. Берем оперы Моцарта или Россини. Каждая ария имеет начало и конец. Они ярко выражены. После них обязательно хлопают. И их очень легко исполнять в концертном варианте - по отдельности. Если вы помните хотя бы что то из общего музыкального образования, то помните, что такое тоника - то, к чему стремится музыка, чтобы поставить точку. У Вагнера точек практически нет. И если в первых его произведениях это еще не так заметно, то в "Тристане и Изольде" (еще одной средневековой сказке")  вместо точек идет постоянное развитие, все дальше и дальше.  В Лоэнгрине точки еще есть, но все же развитие идет сильнее, чем в других операх того времени, оркест плотнее и насыщеннее. Никто не замолкает, пока певец допевает свою арию. Наоборот, подчас нужно петь так, чтобы слиться  с оркестром и стать еще одним голосом, и порой вовсе даже не главным. И в итоге мы получаем цельное, насыщенное произведение, которое захватывает нас на первых нотах и отпускает в самом конце. Или не отпускает и звучит еще долго внутри.

Как в самой настоящей сказке, среди главных действующих лиц есть:

Король - Генриц Птицелов. Справедливый, готовящийся к войне и собирающий войска. Он приезжает в поместье, где живет
Брабантский граф - Фридрих фон Тельрамунд
и его жена, дочь фризского князя - Ортруда.
Король узнает, что Фридрих приютил сирот - детей своего погибшего брата, владыки этих мест.  Эльзу Брабантскую и ее брата Готфрида.  Вот только однажды Эльза с братом ушли гулять в лес, а вернулась только одна Эльза. И теперь дяда обвиняет свою племянницу в убийстве мальчика. Именно король может собрать судилище и судить Эльзу за убийство брата. Если ее обвинят, Фридрих станет правителем, тем более, что его жена Ортруда из рода, который некогда правил этими землями.

Эльза, вместо защиты, рассказывает свой сон, о белом рыцаре, который приплывет к ней на защиту. И все слова Короля (Эльза, одумайся, защищайся!)  разбиваются о восторженность девушки, которая ждет своего спасителя. Назначается Божий суд. Все ждут - кто же явится защищать Эльзу. И вот, когда уже надежда практически угасла, вдали, на озере, появляется ладья, влекомая к берегу белым лебедем. В ладье стоит прекрасный рыцарь,  в блестящем серебряном вооружении, он опирается на свой меч; на голове у него шлем, а за спиной щит, у пояса маленький золотой рог. Ортруда, которая во время суда стоит гордая и невозмутимая, при виде этого лебедя пугается и бледнеет. Фридрих стоит в недоумении. А рыцарь прощается с лебедем, благодарит его и принимает вызов чести - вступается за Эльзу. Бой оканчивается победой рыцаря и предложением руки и сердца. И только одно условие есть у него - никогда не спрашивать его имя. Эльза соглашается.

 Как во всех настоящих сказках, это не конец. Далее следует развитие истории, в которой открывается и кто виноват в пропаже мальчика, и кто такой рыцарь, откуда он явился. И сказка эта с печальным концом. А вот не буду рассказывать. Сами прочтете)

Надо отметить, что постановок Лоэнгрина, в отличие от "Соловья", было очень много. На сцене Мариинского театра он идет до сих пор. Опера популярна и свободных мест практически не бывает.

Однако, современный мир изменил и эту оперу)  в 2013 году в Ла Скала была поставлена новая версия оперы, осовремененная. Главную роль в ней исполнил Йонас  Кауфман.

Эта постановка действительна интересна. И в первую очередь тем, что романтическая сказка была переосмыслена в реалистическую историю. Романтизм перешел в веризм.

Время действия - уже не десятый век, а Пруссия позапрошлого века, король Генрих стал кайзером Вильгельмом II, место действия - место, где росла и воспитывалась принцесса Эльза, болезненная девочка, играющая на фортепиано и уходящая в свои фантазии и грезы. У девочки наследственное заболевание - эпилепсия, это иногда проявляется в движениях, действиях принцессы. А в ее грезах появляется защитник, с чертами родного брата. И в момент суда это видение материализуется в виде лежащего на полу мужчины, конечно же с чертами брата, который встает и объявляет себя защитником Эльзы. Рыцарь является двойником брата, а следовательно тоже несколько болен.. эпилепсией.  И он "буквально болен любовью к Эльзе — ему нужна именно она, а не корона ее отца, не военная слава. Эльза придумала его таким, так как мечтала о муже, брате, любовнике и рыцаре в одном лице. Но ответить ему взаимностью она не может, поскольку ее рыцарь существует только в воображении, а принять живого человека из плоти и крови она оказалась не готова."

Отмечу, что при всей спорности данной постановки, она завоевала своих слушателей и придала новое звучание старой сказке.

Перейдем к домашнему заданию.

1. О каких еще операх Вагнера Вы слышали?  Есть одна очень известная мелодия из  одной из его опер, часто используемая в художественных фильмах.  Можете ее назвать? (1-4 балла)
2. Попробуйте  вместо режиссера убедить меня, что версия 2013 года нужна этому миру!) (1-4 балла)
3. Как вы думаете, почему именно вагнеровские оперы оказались под запретом в Советском Союзе, и до сих пор вызывают скандалы изза постановок. Достачно вспомнить оперу, после постановки которой фактически закрыли оперный теар Новосибирска. Что именно вам нравится или не нравится в его музыке?  (1-4 балла)