Музыка и кино 70-90 годов ч.2.

Добрый день, уважаемые студенты. Мы, наконец-то, подошли к последней лекции по советским композиторам, писавшим музыку для кинофильмов и мультфильмов.

И сегодня мы поговорим о композиторах, которых мы очень любим, любим их песни, их музыку, порой не зная, что это их сочинения.

Евгений Крылатов, Геннадий Гладков и Владимир Шаинский. Три композитора, которые известны больше по детским фильмам и мультфильмам. Каждый из них сочинял музыку, которая очень легко запоминается, поется, играется, но не становится от этого менее ценной, по сравнению со сложной музыкой того же Таривердиева.

Возмьмем музыку композитора Евгения Крылатова. Какие из его работ мы помним? Не знаю как вы, а я помню огромное количество его песен. И среди них – «Крылатые качели», «Лесной олень», «Три белых коня», «Прекрасное далеко», «Колыбельная медведицы». Можно было одним перечислением фильмов и мультфильмов – а их более 120 – занять половину текста лекции! Я упомяну только несколько: «Простоквашино», «Умка», «Достояние республики», «Приключение Электроники», «Чародеи», «Гостья из будущего». Все эти фильмы и мультфильмы у вас а слуху и знакомить с ними, я надеюсь, не нужно.

Но на один из фильмов я бы хотела обратить ваше внимание. Этот фильм стоит особняком от всех фильмов. Он не стал суперпопулярным, не так часто его показывали по телевидению, однако..

Этот фильм пронизан музыкой и, что важнее, очень волшебством. Это фильм «Не покидай». Песен в фильме так много, что его можно назвать музыкальным фильмом. Песня «Не покидай» стала визитной карточкой этого фильма:

А «Песня о голубой розе» стала для многих символом волшебства. Даже в самые темные мгновения такая роза дает надежду.

Позволю себе привести текст целиком:

В долине Тигра и Евфрата,
Где древних тайн земля полна,
С неповторимым ароматом,
Есть роза чудная одна.
В недобрый час тоски и гнева,
В час пробужденья темных сил,
Спустился белый ангел с неба
И эту розу посадил.

Там, где она расцветает,
Там никто не солжет,
Там никто никогда не солжет.
Лишь звезды небесные знают,
Где она расцветет,
Где однажды она расцветет.

Пусть вид ее порою жалок,
Как скромной золушки наряд,
Но ложь сворачивает жало
Ее, заслышав аромат.
В любую крепость, дом и замок
Он проникает без труда
И ощутивший этот запах
Солгать не сможет никогда.

Геннадий Гладков. Фильм для музыки или музыка для фильма? Слушая песни Гладкова я не могу дать ответ на этот вопрос. Именно он является автором музыкальных фильмов и мультфильмов, где музыка звучит практически не переставая.

Сложная и интересная музыка к фильмам соседствует с простыми и запоминающимися мелодиями из мультфильмов…

Вспомним, что же Гладков дал кинематографу кроме сюрреалистичной «Пластилиновой вороны» и знаменитых «Бременских музыкантов» ?.

Для начала назову три фильма: «Дон Сезар де Базан» , «Человек с бульвара Капуцинов», «Дульсинея Тобосская». Три ярких музыкальных фильма, каждый из которых целое музыкальное событие. Интересно, что в первых двух фильмах играет и поет М. Боярский, а в третьем он планировался, но не был утвежден. И если бы я строила лекции исходя не из композиторов, а из тех, кто исполнял эти песни, я бы прежде всего назвала бы Боярского. Во многих именно музыкальных фильмах главные роли исполнял именно он.

 

Ну а дальше я бы назвала фильмы Марка Захарова, которые в сотрудничестве с Гладковым стали поистине волшебными. «Обыкновенное чудо». «Дом, который построил Свифт», «Убить дракона», «Формула любви». Из этих фильмов наверняка вам не знаком фильм «Дом, который построил Свифт». Я не сразу прониклась этим фильмом, он слишком философский и даже несколько «заумный». Но если проникнуться им..

Послушайте музыку, которой сопровождается эта сцена. Напряженная, резкая, не особо певучая, она держит в напряжении и не дает воспринять эту сцену «бытово».

А вот еще одна сцена из фильма. Она является «продолжением» предыдущей сцены, но музыка уже другая. Более певучая, она «впивается» в память, кажется изначально «бредовой», что стоит фраза «Брызнет сердце то ли кровью, то ли тертою морковью». А заканчивается философской мыслью про снятие маски..

«Убить дракона», к сожалению, остается актуальным и сейчас. Пожалуй, наименее музыкальный фильм из всех. Музыка здесь идет скорее фоном. Но насколько выпуклее становятся характеры. Финальная сцена фильма

Страшный фильма, на самом деле. Совершенно не детская сказка, которую давно растащили на цитаты взрослые люди. Еще лет 10 назад считалось, что сказка устарела… Однако.. Даже не знаю, советовать ли смотреть. Слишком тяжелая эта сказка даже сейчас.

И немного о веселом!

Владимир Шаинский знаком вам прежде всего мультфильмами. Кто не смотрел «Чебурашку» ? Или, быть может, вы не помните песню Енота «От улыбки станет всем светлей»? Менее известные современному зрителю фильмы - «Завтрак на траве», «Финист ясный сокол», «Анискин и Фантомас», «Школьный вальс», а так же мультфильмы «Катерок», «Антошка», «38 попугаев», «Трям, здравствуйте. Отдельно выделю любимый многими мультфильм «Мама для мамонтенка»

Простые, но столь знакомые и любимые песни. Я искренне надеюсь, что спустя много лет мамы будут петь своим детям песенку мамонтенка, а на днях рождениях все же будет иногда звучать «К сожалению, день рождения, только раз в году!»

1. Рассказывая о музыке Гладкова, я планировала рассказать о веселой и задорной музыке. Однако, получилось совсем иначе. Расскажите же мне сами о его веселой и задорной музыке. Что из творчества Гладково является вашим любимым?

2. Философские сказки. Являются ли они повседневными или же спустя годы они все же будут актуальными?  Есть ли у вас любимая киносказка, которую можно было бы назвать философской? Есть ли там музыка? Какую роль она играет в этой сказке? Кто написал ее?

3. Каких еще советских или российских композиторов вы бы могли назвать, помимо приведенных в лекциях этого модуля? Очень много называть не надо. Назовите тех, кто вам наиболее интересен (и чем именно)