Сила голоса и его чары

И снова - Здравствуйте, господа студенты.

Хочу донести до вашего сведения, что лекции у нас будут перемежаться - теория, практика, кофе-брейк. Будем строить занятия так, чтобы всем дело нашлось) И теоретикам и практикам.

И сегодня мы с вами проведем как раз практическое занятие.

Те, кто посещал в школе Магию Голоса, должны помнить, что существует классификация голосов, женских и мужских, в соло или в хоре.

Классификацию мы с вами повторим в следующем модуле, а сегодня я хочу поговорить с вами вот о чем.

В мире огромное количество уникальных голосов. Да. Их можно делить, можно классифицировать. Разбивать репертуар согласно классификациям..

Но полноценного деления мы все равно не добьемся. Все это сделано для удобства. Для удобства композиторам, преподавателям, певцам. И при всей этой классификации - практически все все равно поют то, что не "разрешено" данному голосу. Ибо так устроен человек, мы всегда стремимся к противоположностям.

Для магии такое стремление может быть опасным, и вот в чем. Все заговоры и приговоры, шаманские песни, успокительные колдовские песни - все это должно быть наполнено силой голоса. И если при пропевании песни вы будете петь, к примеру, слишком высоко для вашего голоса, сила песни будет очень слабой, не полной. Она элементарно не сработает на 100%.

Возмьмем песню "Замок Ваэтрок" Тэм. Типичная успокоительная колдовская песня, песня, которая заманивает путников в замок и оставляет там навсегда (успокоительная - условное название, я не ставлю своей задачей отклассифицировать песни с магической точки зрения):

"Позабудь о том, как тебя зовут,
Позабудь о тех, что помнят и ждут,
Пусть укроет тебя от забот и тревог
милосердная тьма замка Ваэтрок"

Представим себе колдунью, которая исполняет эту песню. Чтобы чары сработали, ей приходится петь в полную силу, вкладывать в нее все стремления и желания. Если она при этом будет петь очень низко или очень высоко, срезая верхнии ноты или "душа" нижнии, скорее всего, путник очнется, не попадет по ее чары.

Нам, в данном случае, это на руку) Ибо это чары принуждения и это не хорошие чары. Но, тем не менее, если вы хотите владеть магией голоса, лучше всего подбирать песни для своего голоса или изменять песню (это называется транспонировать) - повышать или понижать ее (возьмите любую песенку и попробуйте первую ноту начать не как обычно, а повыше или пониже, и пропойте эту песню. У вас получится та же песенка, но транспонированная выше или ниже - то есть, в другой тональности, - а еще лучше - посетите курс Практического начала вокала, там мы с вами это разберем лично на выбранных вами песнях). 

Между прочим, именно это делают оперные певцы. Если есть проблемы со взятием самых высших нот у солистов, то оркестр транспонирует всю эту часть (а может и всю оперу целиком?) на пол тона ниже (а может и больше). И поэтому знатоки в оперном театре сидят и слушают - в какой именно тональности сегодня будет петь солистка, не обманет ли ожидания, не будет ли петь ниже? И возьмет ли она верхнюю фа, или ограничится ре?

Изменение тональности иногда вынужденное. Композиторы, особенно в 16-18 веках, писали под конкретных людей, под уникумов, у которых необычайно широкий диапазон голосовой. А в дальнейшем таких уникумов не появлялось. И пришлось - или отказываться от постановок, или транспонировать, изменять музыку.

Даже сейчас в нотах можно встретить сложные места в двух вариантах, попроще и посложнее.

Про голосовой диапазон мы поговорим позднее, это довольно интересная обширная тема. А пока вкратце:

Я встречала два диаметрально противоположных мнения. Что у хороших певцов диапазон 6!! октав. И что у оперных певцов рабочие - две октавы.

Давайте посмотрим на клавиатуру.

Желтым я выделила типичный женский диапазон сопрано - меце-сопрано.

Красным то, что называется 6 октав (включает в себя желтую часть).

Таким образом, утверждается, что чуть ли не каждый второй может позаниматься и петь на 6 октав.

Я долго пыталась понять, может быть те, кто говорят про 6 октав, не понимают, что такое октава? Ведь шесть октав - это практически весь дипазаон фортепиано. А это практически невозможно.

Тем не менее, со временем я разобралась, что речь идет о том, можно ли в принципе издать звук в этом диапазоне. Не петь, полноценно. А извлекать звуки.

И все сразу же стало понятнее.

Оперные певцы обычно поют без микрофона. Им нужно озвучивать весь зал, полным сильным звуком, чтобы слышно было даже в самом конце. Чтобы звук был ровный на всем диапазоне, ровный и красивый. И да, это максимум три октавы у самых крутых певцов.

Эстрадные певцы поют в микрофон. Звукооператор выправляет огрехи, им не нужно озвучивать зал. Можно и пискнуть в него. И хрипом что-то выдать. Это будет услышано и как-то воспринято. Это будет не звук в певческом понимании. Но какой-то звук безусловно будет. Усиливают диапазон и специальными ухищрениями. Так появляются такие понятия как Скриминг, грим, харш.

Вот и идет спор.. у оперных певцов и эстрадников, можно ли распеть голос на 6 октав или нет. И никогда не закончится. Ибо оперные и эстрадные певцы говорят совершенно о разных вещах.

Я не хочу приводить в лекции пример подобного писка. Вашим задание будет найти найти его на ютубе, введя в поиск " Vocal Range 6 Octaves [Bb0 - Bb6] " и сравнить его с примером действительно уникального голоса.

Има Сумак. Потрясающий диапазон и владение им. На данной записи она подражает птицам в лесу, и поверьте, там, где вам кажется, что звучит инструмент - скорее всего поет она.

Сравните эти два голоса и ответьте на вопрос – какому из этих двух голосов будут подвластны чары? Кто из них действительно сможет околдовать, а кто будет проводить бесплодные попытки? И ответьте, действительно ли нужно петь в своем диапазоне? И почему для эстрадника на сцене допустимо исправлять свой голос с помощью дополнительных механических устройств, а магам этим увлекаться не желательно?

И в качестве практического задания я предлагаю вам прослушать исполнение одной! песни разными исполнителями.

Вам не обязательно прослушивать все, можно выбрать несколько из общего списка, прослушивать целиком тоже в общем-то необязательно, но минимум половину прослушать надо.

Ваша задача донести до меня, какое исполнение вам больше нравится, какое меньше всего нравится и обосновать это. Мнение у всех разное, правильных ответов не бывает. Так что тут главное – как вы это обоснуете. Что именно «цепляет» и отталкивает? Может быть глухое исполнение и свобода пения, высокие ноты или наборот низкие. Все, что сочтете нужным.

Обязательными вариантами для прослушивания являются исполнение М. Магомаева, С.Захарова и Градского. К этому можете добавить еще несколько на свой выбор. Описывать нужно будет все выбранные произведения, можете их даже по местам расставить. Но акцент мне нужен на «первом» и «последнем» месте в вашем списке.

Музыка Пахмутовой, слова Добронравова.

Мелодия.

  • Прослушать запись Муслима Магомаева с концертаПрослушать запись Муслима Магомаева с концерта
  • Прослушать запись Валерия ОбодзинскогоПрослушать запись Валерия Ободзинского
  • Прослушать запись Георга Отса (на эстонском языке, перевод Х.Кармо)Прослушать запись Георга Отса
  • Прослушать запись Юрия ГуляеваПрослушать запись Юрия Гуляева
  • Прослушать запись Юрия БогатиковаПрослушать запись Юрия Богатикова
  • Прослушать запись Иосифа КобзонаПрослушать запись Иосифа Кобзона
  • Прослушать запись Рината ИбрагимоваПрослушать запись Рината Ибрагимова
  • Прослушать запись Рината Ибрагимова с концерта 19 марта 1998 г.Прослушать запись Рината Ибрагимова с концерта 19 марта 1998 г.
  • Прослушать запись Рината Ибрагимова с концерта 22 апреля 1999 г.Прослушать запись Рината Ибрагимова с концерта 22 апреля 1999 г.
  • Прослушать запись Заура ТутоваПрослушать запись Заура Тутова
  • Прослушать запись Заура Тутова 22 ноября 2003 г.Прослушать запись Заура Тутова 22 ноября 2003 г.
  • Прослушать запись Дмитрия ХворостовскогоПрослушать запись Дмитрия Хворостовского
  • Прослушать запись Александра ГрадскогоПрослушать запись Александра Градского
  • Прослушать запись Игоря СластенкоПрослушать запись Игоря Сластенко
  • Прослушать запись Сергея ЗахароваПрослушать запись Сергея Захарова
  • Прослушать запись ЮлианаПрослушать запись Юлиана
  • Прослушать запись Николая БасковаПрослушать запись Николая Баскова
  • Прослушать запись Сергея ПенкинаПрослушать запись Сергея Пенкина
  • Прослушать запись Бориса КлетиничаПрослушать запись Бориса Клетинича
  • Прослушать запись Михаила КизинаПрослушать запись Михаила Кизина